Программа развития МБО ДО УЦ на 2021-2025 гг.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБО ДО УЦ
__________С.Ю. Казанцева
«__»___________ 20___ г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР»
На 2021-2025

Таксимо
2021

2

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НА 2021-2025 ГОДЫ
Название Программы

Программа развития Муниципальной
бюджетной организации дополнительного
образования «Учебный центр» на 20212025 годы.
•
Конституция
Российской
Федерации,
•
Федеральный
закон
«Об
образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года;
•
Целевая
модель
развития
региональных систем дополнительного
образования детей;
•
Национальный
проект
«Образование» до 2024 года, от 24 декабря
2018 года;
•
Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
образования»
на
2018-2025
годы
(утверждена
Распоряжением
Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642);
•
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержден приказом Минпросвещения
России № 196 от 09.11.2018;
•
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по основным программам
профессионального обучения, утвержден
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации № 438 от 26
августа 2020 г.;
•
Устав МБО ДО УЦ.
Администрация и специалисты МБО ДО
УЦ
Администрация, коллектив МБО ДО УЦ,
коллектив
учащихся,
родительская
общественность
Обеспечение
динамики
развития
Организации,
повышение
ее
конкурентоспособности и увеличение
привлекательности,
доступности
для
различных
категорий
населения,
активного включения подрастающего
поколения в социально-экономическую и
культурную жизнь общества.

Совершенствование
качества
процесса обучения;

Основания для разработки программы

Разработчики программы
Исполнители программы
Цель программы

Задачи

3


создание условий для деятельности
Организации
в
соответствии
с
предъявляемыми требованиями;

рациональное
использование
бюджетных средств и привлечение
внебюджетных средств для развития
Организации;

создание
высокоэффективной
организации на принципах единоначалия,
коллегиальности, общественного контроля
и самостоятельности в соответствии с
действующим законодательством;

внедрение
в
учебный,
воспитательный процессы инновационных
педагогических технологий;

создание
высокопрофессионального
коллектива
педагогов, администрации, работников
вспомогательных
служб,
постоянное
повышение квалификации работников.

выявление
одаренных
детей,
формирование эффективной системы
выявления,
поддержки
и
развития
способностей и талантов у детей и
молодежи,
направленной
на
самоопределение и профессиональную
ориентацию обучающихся в соответствии
с
национальным
проектом
«Успех
каждого ребенка»;

улучшение
материальнотехнической базы для повышения качества
процесса обучения.
1 этап – Подготовительный (2021 г.)
2 этап – Внедренческий (2022-2024 гг.)
3 этап – Аналитический (2025 г.)

Увеличение числа педагогических
работников, повысивших квалификацию.

Овладение
педагогами
современными методами обучения и
воспитания.

Своевременная
трансляция
передового педагогического опыта.

Повышение
заинтересованности
педагогов в творчестве и инновациях, рост
удовлетворенности педагогов собственной
деятельностью.

Положительная динамика качества
обучения детей.

Положительная динамика участия
детей в мероприятиях различного уровня.

Сроки реализации программы
Ожидаемые конечные
результаты выполнения
программы

4



Обеспечение
доступности
дополнительного образования для детей
всех социальных и возрастных групп в
соответствии
с
их
интересами,
склонностями
и
характером
образовательных потребностей.

Создание условий для успешной
социализации и адаптации детей в
современных социально-экономических
условиях, расширение образовательного
пространства муниципалитета.

Развитие
возможностей
и
поддержка одаренных и талантливых
детей с учетом их индивидуальности.

Общий контроль над ходом
реализации Программы осуществляет
администрация МБО ДО УЦ

Ежегодно
проводится
промежуточный
мониторинг
эффективности, по необходимости –
внесение изменений.

По завершении срока действия
Программы проводится итоговый анализ
ее реализации.
1 Создание условий для оптимального
развития детей.
2. Повышение
уровня
профессионального
мастерства
педагогических
работников,
стимулирование
к
самостоятельному
осмыслению
и
решению
своих
профессиональных проблем.
3. Создание
фонда
поощрения
и
материального стимулирования детей и
педагогов, работающих с одаренными
детьми.
Для решения поставленных в Программе
задач, координации деятельности всех
субъектов Программы, осуществления
постоянного мониторинга промежуточных
результатов, гибкого реагирования на
внешние
нестабильные
социальноэкономические условия, в организации
создается
Управляющий
совет
Программой, призванный:
координировать деятельность всех
субъектов Программы;
- анализировать ход и результаты каждого
этапа, уточнять задачи предстоящего
этапа;
согласовывать
деятельность

Система организации
контроля реализации
программы,
периодичность отчета

Приоритетные направления Программы
развития

Механизмы реализации и контроля
исполнения Программы

5

различных рабочих и проектных групп;
- уточнять возможности и реальные
потребности материально- технического и
финансового
обеспечения
решения
основных задач;
организовывать мониторинг хода и
промежуточных результатов Программы и
подпрограмм;
- разрабатывать необходимые изменения
и дополнения в Программу по мере
выполнения мероприятий Программы.
В
состав
Управляющего
совета
Программой входят:
представители хозяйственной части;
методический совет;
представители
Родительского
собрания;
педагоги
При разработке Программы были учтены
особенности социокультурной ситуации
поселка,
контингента
обучающихся,
уровень
квалификации
педагогов,
материально-техническая
база
организации.
Рабочими
документами
Программы
являются
документы,
в
которых
конкретизируются решения каждой из
задач с указанием сроков, ответственных
исполнителей, определяются необходимые
ресурсы
(кадровые, методические, финансовые,
материально-технические).
Реализация программы обеспечивается за
счет
различных
источников
финансирования: муниципальный бюджет,
дополнительные привлеченные средства
(спонсорские
средства,
доходы
от
дополнительных образовательных услуг,
добровольные пожертвования).

Финансовое обеспечение
программы

6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развития Муниципальной бюджетной организации дополнительного
образования «Учебный центр» (далее МБО ДО УЦ) нормативно-управленческий
документ, включает в себя социально-педагогический анализ, задачи и направления
развития. В то же время Программа развития представляет собой описание комплекса
организационно- педагогических мер обеспечения эффективного взаимодействия всех
участников образовательных отношений МБО ДО УЦ в достижении поставленных
целей, прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное обеспечение в
современных социально - экономических условиях.
Программа разработана

на основе анализа состояния

дополнительного

образования, с целью определения дальнейших стратегических направлений. Развитие
системы организации направленно на привлечение обучающихся, заинтересованных
естественнонаучной,

технической,

социально-гуманитарной

и

художественной

деятельностью. Программа развития должна стать руководством к действию на всех
уровнях организации: педагоги, методист, администрация.
Программа определяет и открывает перспективы развития МБО ДО УЦ на
период до 2025
методической

года, совершенствования

целенаправленной

педагогической,

и управленческой деятельности всех работников МБО ДО УЦ.

Программа не противоречит Уставу, лицензии на образовательную деятельность,
адаптирована к конкретным условиям МБО ДО УЦ. Особая цель деятельности видится
в создании нормативно-правовых, организационно-педагогических, методических
условий, обеспечивающих функционирование и развитие МБО ДО УЦ в интересах
личности обучающихся, в расширении

сферы

деятельности, основанной на

социальном партнерстве с другими образовательными учреждениями и организациями
района. Для реализации цели и отслеживания результатов
Срок реализации программы: 5 лет.
Основополагающей задачей государственной политики является создание
условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального
самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
Дополнительное

образование

детей

и

молодёжи,

является

важнейшей

составляющей образовательного пространства, поскольку направлено оно на развитие
способностей

детей

и

подростков,

а

также

их

личностное,

социальное

и

профессиональное самоопределение, на формирование духовно богатой, здоровой,
социально активной, творческой личности.
При разработке Программы развития учитывались важнейшие концептуальные
7

документы, определяющие перспективы развития отечественного образования,
существующая нормативно-правовая база:
-

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в

Российской Федерации";
-

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации;

-

Трудовой Кодекс РФ;

-

Устав МБО ДО УЦ;

-

Локальные акты;

-

Образовательные программы МБО ДО УЦ.
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ПО МБО ДО УЦ

Наименование: Муниципальная бюджетная организация дополнительного
образования «Учебный центр» (сокращённо – МБО ДО УЦ).
Юридический адрес: 671561, Республика Бурятия, Муйский район, пгт.
Таксимо, улица Советская, д.9.
Лицензия от 22 июля 2014 г. № 2127, выдана бессрочно Министерством
образования и науки Республики Бурятия, на осуществление образовательной
деятельности

по

образовательным

программам

профессионального

обучения,

дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального
образования.
Учредителем МБО ДО УЦ является администрация МО «Муйский район».
Устав утвержден Администрацией муниципального образования «Муйский район» и
соответствует требованиям закона «Об образовании», рекомендательным письмам
Минобразования России.
Учебный центр был открыт в 1994 году, как Учебно-производственный
комбинат, с целью трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся
старших классов средних школ. Становление личностно-ориентированной педагогики
началось именно в УПК, где индивидуальный подход был связан с выбором профиля
допрофессиональной подготовки, выбором тактики дальнейшего профессионального
образования. В первые годы обучения, школьники получали образование по таким
специальностям - водитель категории «В» «С», делопроизводитель, секретарьмашинистка.

В

1995

году

открыты

дополнительные

места

осуществления

образовательной деятельности в п. Иракинда по специальности секретарь-машинистка,
в с. Усть-Муя по специальности тракторист машинист А, В; п. Северомуйск
специальность водитель категории «С».

8

В конце 90-х годов УПК стал испытывать дефицит материально-технического
оснащения и кадрового обеспечения и в связи с этим, был вынужден произвести
реконструкцию собственных образовательных программ.
На основании Постановления № 89 от 22.02.2001 г. Администрации Муйского
района Республики Бурятия, ликвидировано муниципальное предприятие Учебнопроизводственный комбинат и создан МОУ «Межшкольный учебный комбинат». У
учащихся становится более разнообразный выбор, вводятся новые специальности:
швея-мотористка, автослесарь 1-3 разряда, пользователь ПК, визажист, модельерконструктор, бухгалтер (1С-бухгалтерия); косметолог; маникюрша; кроликовод,
садовник.
С 2005 г. появляются профильные курсы: английский язык, введение в
психологи, основы экономики, основы юриспруденции, дизайнер, основы сельского
хозяйства.
В 2011 году Муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный
учебный комбинат» (МОУ МУК) реорганизовано в Муниципальное автономное
образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат» (МАОУ МУК).
Основание: Постановление Администрации МО «Муйский район» от 27.10.2011г №
641, приказ по МАОУ МУК от 31.01.2012 года № 10. Основной деятельностью
являлось профильное образование, которое по своим целям и содержанию занимает
промежуточное положение между общим средним и профессиональным образованием.
Оно позволяло старшеклассникам приобрести глубокие разносторонние теоретические
и прикладные знания, прочные практические навыки по избранному профилю,
подготовить себя к успешному продолжению образования в профессиональном
учебном заведении соответствующего направления или в сфере материального
производства. Для этого учащимся предлагалось разнообразие профильных курсов,
которые имели профессиональную направленность.
В 2013 году, на основании Постановления Администрации МО «Муйский
район» «О смене типа и наименования ОУ» от 31.12.2013 г. № 1299, МАОУ МУК
сменило

тип

и

наименование

на

Муниципальную

бюджетную

организацию

дополнительного образования «Учебный центр» (МБО ДО УЦ).
Таким образом, возникают противоречия развития учебной организации:
- в современных условиях сохранять Межшкольные учебные комбинаты в
традиции УПК нет оснований, возникает проблема модернизации и реконструкции,
сохраняя основу – межшкольность и накопленный позитивный педагогический опыт.
В рамках новых требований к содержанию образования поставлена задача, что в
9

МБО ДО УЦ обучение будет строиться не как жесткий набор специализаций, а как
возможность

построения

профессионального

школьником

самоопределения

и

индивидуальных
развития

качеств

траекторий,
для

будущей

профессиональной деятельности.
Используя материальную базу и кадровый потенциал МБО ДО «Учебный
центр», будет осуществляться ориентация на формирование у школьников и молодежи
обоснованных профессиональных планов и траекторий дальнейшего самоопределения
в соответствии с их потребностями, интересами, индивидуальными особенностями.
В настоящее время Учебный центр реализует профессиональное обучение по
программам:

водитель

общеобразовательные

категории

«А,

общеразвивающие

В,

С,

программы,

Д,

Е»;

дополнительные

имеющие

цель

трудовое

воспитание, профессиональную ориентацию и подготовку обучающихся, развитие
мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в
интересах личности.
С 2012 года и по настоящее время МБО ДО УЦ выполняет осуществляет
организованную перевозку групп учащихся общеобразовательных школ района:
Таксимо, Иракинда, Усть-Муя, Муя, Северомуйск.
КАДРОВЫЙ СОСТАВ ПЕДАГОГОВ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ
В штатном расписании МБО ДО УЦ:
Руководитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
методист,

педагоги

дополнительного

обучения,

специалист по безопасности дорожного движения, специалист

управлению

корпоративным

кадровому

делопроизводству,

образования,

транспортом,

административно-хозяйственному

мастера

производственного

делопроизводитель,

системный
обеспечению,

администратор,
энергетик,

специалист

по
по

специалист

по

электромонтёр

по

обслуживанию электроустановок, уборщики служебных помещений, рабочий по
обслуживанию здания, вахтёр, водители школьных автобусов и сопровождающие
несовершеннолетних лиц.
В настоящее время в МБО ДО УЦ сложился стабильный педагогический
коллектив, работает 13 педагогических и 2 руководящих работников. Из них высшее
образование имеют 61,5%, среднее специальное -53,8%, первую квалификационную
категорию имеют – 53,8%.
МЕСТО И РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАЙОНЕ,
РЕГИОНЕ
10

МБО ДО УЦ входит в районную систему дополнительного образования и
является важным звеном в системе образования, обеспечивающего реализацию
образовательных потребностей за пределами основных образовательных стандартов.
Управление организацией осуществляется в соответствии с законодательством
РФ,

Уставом

и

строится

на

принципах

единоначалия

и

самоуправления.

Непосредственное управление деятельностью организацией осуществляет директор.
Основной целью, а также основным видом деятельности организации является
осуществление образовательной деятельности

по следующим образовательным

программам:
- программы профессионального обучения;
- дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
МБО ДО УЦ устанавливает договорные цены на платные образовательные
услуги в соответствии с утвержденными сметами.
Необходимость в существовании Учебного центра объясняется важностью,
осуществляемой им деятельности в ситуации, когда в ряде образовательных
учреждений

отсутствуют

условия

(материально-техническая

база,

кадровое

обеспечение) для реализации указанных образовательных программ.
Концепцией модернизации российского образования определяется создание
системы профессиональной ориентации молодежи, оказания помощи школьникам в
выявлении

профессиональных

интересов,

склонностей,

определении

реальных

возможностей в освоении той или иной профессии.
На

старшей

образовательные

ступени

потребности

общего

образования

учащихся.

МБО

ДО

существенно
УЦ,

при

меняются
определении

направленности программ, более полно учитывает интересы, склонности учащихся,
создает

условия

для

профессиональными

обучения

интересами

старшеклассников
и

намерениями

в

в

соответствии

отношении

с

их

продолжения

образования, за счет особенностей в структуре, содержании и организации
образовательного процесса. Именно поэтому возникает потребность концентрации
кадровых и материальных ресурсов в одном центре, что дает возможность экономии
финансовых

затрат

дополнительного

на

осуществление

образования.

Такой

профессиональной

центр

подготовки

профессионального

обучения

и
и

дополнительного образования необходим поселку ещё и потому, что может
удовлетворить образовательный запрос учащихся всех возрастов.
МБО ДО УЦ осуществляет организованную перевозку групп учащихся
общеобразовательных школ района: Таксимо, Иракинда, Усть-Муя, Северомуйск.
11

Учебный центр осуществляет подвоз обучающихся организаций дополнительного
образования, воспитанников детских садов на экскурсии, районные мероприятия. В
штате организации состоят водители школьных автобусов и сопровождающие
несовершеннолетних лиц.
ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА, МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ,
ОБОРУДОВАНИЯ

На

правах

оперативного

управления,

образовательная

деятельность

осуществляется в помещении, общая площадь которого составляет 697,1 кв.м.
Учебный кабинет «Швейная мастерская», «Рукоделие» расположен в п.
Северомуйск,

ул.

Забайкальская,

8,

в

МБОУ

«Северомуйской

средней

общеобразовательной школе». Оборудован, имеет швейные машинки, оверлок,
швейную фурнитуру, гладильные доски, утюг, манекены.
Учебный кабинет «Основы сельского хозяйства» находится в с. Усть-Муя, ул.
Школьная, 11. В МБОУ «Усть-Муйской средней общеобразовательной школе».
Имеется необходимый инвентарь и посадочный материал для проведения практических
занятий проводимых на пришкольном участке.
В

организации

имеются

учебные

автомобили,

учебные

кабинеты,

соответствующие санитарным нормам и правилам по площади, по освещенности. В
каждом кабинете имеется компьютер для педагога, принтер, проектор, наглядные
материалы. Все кабинеты снабжены учебной мебелью, учебно-наглядными пособиями,
оборудованием для занятий:
 учебный кабинет «Юный инспектор дорожного движения» оборудован учебнометодическим комплексом, полученным по программе «Успех каждого ребенка»
национального проекта «Образование».
 учебный

кабинет

«Дизайн

ногтей»

оснащен

оборудованием

(лампы,

стерилизатор, инструменты), расходными материалами.
 кабинет «3Д-моделирование» снабжен оборудованием: компьютер, два 3Дпринтера, рабочими местами для обучающихся.
 компьютерный

класс

«Office

для

каждого»

оборудован

10

компьютеризированными рабочими местами.
 учебный кабинет «Правила дорожного движения и безопасности движения»:
класс, оборудованный компьютерным комплексом, с установленной программой
«Спектр ПДД», тренажёр Витим.
Практическое обучение вождению осуществляется на учебных автомобилях:
грузовой автомобиль Зил ММЗ-554, Зил ММЗ-555, легковой автомобиль ВАЗ 211140 (2
12

автомобиля), ВАЗ 211340 (2 автомобиля), ВАЗ -210930.
На правах постоянного (бессрочного) пользования МБО ДО УЦ предоставлен
земельный участок для размещения учебного автодрома, площадью 7000 кв. м.
На праве оперативного управления за МБО ДО УЦ закреплен Ангар №1 и № 2,
площадью 1024 кв.м.
Учебно-материальная база пополняется за счёт бюджетного финансирования и
внебюджетных средств.
Обеспечение доступной среды (доступность зданий и развитие материальнотехнического обеспечения инклюзивного образовательного процесса):

-

вход в организацию оборудован пандусом,

-

оснащено парковочное место для автотранспортных средств инвалидов,

имеется в наличии сменная кресло-коляска для инвалидов, табличка с дублированием
надписи, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными
рельефно-точечным шрифтом Брайля,

-

предупредительные знаки для слабовидящих людей «желтые круги».

Безопасность организации обеспечивается наружной и внутренней системой
видеонаблюдения,
сигнализации

состоящей

(вызов

группы

из

15

видеокамер,

быстрого

имеется

реагирования).

кнопка

Установлена

тревожной
охранная

сигнализация, сигнал выводится на ПЦН ОВО по Муйскому району – филиала ФГКУ
УВО ВНГ России по РБ. Внутри здания имеется аварийное освещение эвакуационных
выходов.
Для обеспечения безопасности образовательного процесса:
•

имеется вся нормативно-правовая база по безопасности;

•

разработаны инструкции по безопасности;

•

персонал планомерно и регулярно проходит обучение в области охраны труда и

техники безопасности.
•

регулярно проводятся инструктажи по безопасности плановые (внеплановые);

•

постоянно осуществляется технический осмотр здания организации;

•

проводятся беседы с обучающимися о правилах безопасности и охраны жизни;

•

систематически проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и

сотрудников по сигналу ЧС;
•

в дневное время пропуск лиц в организацию осуществляет вахтер, в ночное

время организация находится под охраной Отделения вневедомственной охраны по Муйскому
району - филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии
Российской Федерации по Республике Бурятия;
•

разработаны планы эвакуации;
13

•

обеспечена освещенность территории,

•

кабинеты оборудованы необходимым количеством огнетушителей, в каждом

кабинете имеются инструкции по пожарной безопасности и правил поведения учащихся
во время ЧП;
Система безопасности МБО ДО УЦ функционирует бесперебойно, находится в
постоянном развитии, подвергается контролю со стороны органов государственного и
общественного надзора.

МБО ДО УЦ является самостоятельным юридическим лицом с момента его
государственной регистрации в установленном законом порядке. Учёт бюджетных
средств и иных доходов организации осуществляется на лицевом счете, открытом в
территориальном органе Управления Федерального казначейства. Организация имеет
круглую печать, штамп, бланки со своим наименованием и другие реквизиты
установленного образца.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНО–МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

МБО ДО УЦ осуществляет обучение по дополнительным общеобразовательным
программам

технической,

социально-гуманитарной,

естественнонаучной

и

художественной направленности.
Перечень дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Срок
реализации
«Юный
инспектор
дорожного 306 часов, 3
движения»
года
«Юный физик»
102 часа, 1 год
«Ментальная арифметика»
102 часа, 1 год
«Дизайн ногтей»
102 часа, 1 год
«3D моделирование ДаВинчи»
204 часа, 1 год
«Office для каждого»
102 часа, 1 год
«Автодело»
2 года
«Швейная мастерская»
408 ч., 2 года
«Рукоделие»
204 часа, 1 год
«Основы сельского хозяйства»
1 год
Наименование программы

Возраст
обучающихся
7-17 лет
9-12 лет
8-10 лет
12-17 лет
13-17 лет
10-17 лет
15-17 лет
12-17 лет
10-17 лет
7-17 лет

Перечень профессиональных программ:
- Подготовка водителей транспортных средств категории «В»;
- Подготовка водителей транспортных средств категории «С»;
- Подготовка водителей транспортных средств категории «СЕ»;
- Переподготовка водителей ТС с категории «В» на категорию «С».
- Переподготовка водителей ТС с категории «С» на категорию «Д».
Программы профессиональной подготовки разрабатываются МБО ДО УЦ на
14

основании примерных программ подготовки водителей транспортных средств.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных кабинетах с использованием
учебно-методических и учебно-наглядных пособий.
Режим работы МБО ДО УЦ: шестидневный, с 9.00 до 20.00. Занятия детей в
организации проводятся с понедельника по субботу. Режим занятий в течение дня и
недели определяется расписанием, утвержденным директором МБО ДО УЦ. Число
занятий в неделю и продолжительность занятий по дополнительным образовательным
программам

устанавливается

в

зависимости

от

возраста

обучающихся

и

направленности программы:
№
Направленность
п/п
1. Техническая

Число занятий Число и продолжительность
в неделю
занятий в день
2-3
2-3 по 40 мин;
2 по 30 мин. для детей в
Объединения с использованием
возрасте до 10 лет;
1.1.
1-3
компьютерной техники
2 по 40 мин. - для остальных
обучающихся;
2. Художественная
2-3
2-3 по 40 мин.
2-3 по 40 мин.;
Естественнонаучная
3.
1-3
занятия на
местности до 8 час;
4. Социально-гуманитарная
1-2
1-3 по 40 мин
Перерыв между учебными занятиями 10 минут для отдыха обучающихся и
проветривания помещений
Комплектование

контингента

обучающихся

по

дополнительным

общеобразовательным общеразвивающим программам осуществляется на основании
заявлений родителей.
Основными формами образовательного процесса являются групповые и
индивидуальные, практические и теоретические занятия.
Учебные нагрузки обучающихся устанавливаются в соответствии с нормами
предельно допустимых нагрузок, определенных режимом работы организации, на
основании санитарно-эпидемиологических правил.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях.
Образовательная деятельность в МБО ДО УЦ осуществляется на русском языке.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
На

2020-2021

учебный

год

организация

насчитывает

11

программ

дополнительного образования, в которых занимались 408 учащихся. Из сравнительной
таблицы обучающихся за 5 лет, можно сделать вывод, что в МБО ДО УЦ ежегодно

15

происходит прирост обучающихся. Наибольшее количество обучающихся в МБО ДО
УЦ за 5 лет было в 2020-2021 учебном году.
Сравнительная таблица обучающихся за 5 лет

Наименование программы

20162017

20172018

20182019

20192020

20202021

ВСЕГО

Водитель автомобиля
Маникюрша
Основы маникюра
Делопроизводитель
Office для каждого
Парикмахер
Мастер причесок и окрашивания
Основы психологии
Фотодело
Кроликовод
Садовник
Основы сельского хозяйства
Косметик
Швея
Дизайн интерьера
3Д-моделирование
ЮИД
ИТОГО:

119
25
39
34
18
15
15
16
16
297

114
26
37
16
16
16
52
31
308

106
15
17
24
19
7
7
20
14
22
18
269

116
37
17
30
7
7
24
24
13
16
18
309

131
44
37
15
28
12
13
43
26
12
47
408

586
147
37
125
28
116
13
19
18
45
45
43
112
111
35
46
65
1591

Коэффициент посещаемости обучающихся составляет от 60 до 90 %, что связано
с болезнями детей, низкой температурой воздуха на улице, с участием в различных
конкурсах (районных, межрайонных, республиканских, федеральных).
Сравнительная таблица качества знаний
2015-2016
2016-2017
2017-2018
2018-2019
2019-2020
2020-2021

93,6
96
92,3
95,9
84,9
89,7

С 2020 года дополнительное образование значительную часть времени
находилось

на

дистанционном

обучении.

В

настоящий

момент

разработаны

нормативные документы, работа построена таким образом, что переход на
дистанционную работу не отразится на качестве образования.
Уровень успеваемости учащихся – 100%
16

Стабильно высокая сохранность контингента, которая в 2020-2021 у.г. составила
100 %.
Динамика результативности обучающихся за 2020-2021 г.
Участие/призовые места
обучающихся в конкурсных мероприятиях (статистика)
2017 – 2018
уч. год

2018 – 2019
уч. год

2019– 2020
уч. год

2020– 2021
уч. год

11/8

13/12

38/11

67/44

1/1

1/1

14/8

23/-

14/11

34/28

38/28

67/38

Муниципальный
уровень
Региональный,
Межрегиональный
Всероссийский,
Международный

В 1996 г. зародилась прекрасная традиция – автопробег учащихся. Начиная с
2014 года, Учебный центр из года в год проводит Районный конкурс «Безопасное
колесо» среди школьников.
ВНЕШНИЕ СВЯЗИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Заключены договоры безвозмездного пользования с 2 учреждениями: МБОУ
«Северомуйская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Усть-Муйская средняя
общеобразовательная школа».
Межведомственное сотрудничество МБО ДО УЦ (ОГИБДД Муйского района,
ОНДПР ГУ МЧС России, Центральная районная библиотека, УДО Муйского района)
позволяет

разрабатывать

программы

совместных

мероприятий,

семинаров

и

совещаний.
3. ПРОБЛЕМНЫЙ, РЕСУРСНЫЙ И ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Разработка программы развития МБО ДО УЦ проводилась с учетом анализа
имеющихся условий и результатов. При этом учитывалось, что возрастает конкуренция
на

рынке

дополнительных

образовательных

услуг

и

расширение

сферы

образовательной деятельности школ. Для достижения данного результата Учебному
центру должно своевременно выявлять, учитывать и гибко реагировать на современные
запросы

потребителей,

разрабатывать

и

реализовывать

инновационные

образовательные программы, внедрять современные технологии, создать систему
менеджмента качества образования.
МБО ДО УЦ находится в п. Таксимо Муйского района, площадь района – 25164
км², население - 9 548 чел. (по данным на 2020 год).
Образовательное пространство

района представляют 14 муниципальных
17

учреждений образования. В том числе: 4 общеобразовательных школы, 6 детских
садов, 4 учреждения дополнительного образования.
На территории Муйского района имеется 3 учреждения культуры: Дом
культуры, центральная библиотека, Школа искусств.
Фактические адреса осуществления образовательной деятельности МБО ДО УЦ:
- пгт. Таксимо, улица Советская, д.9;
- п. Северомуйск, ул. Забайкальская, 8, в Муниципальном бюджетном
образовательном учреждении «Северомуйской средней общеобразовательной школе»;
- с.Усть-Муя, ул.Школьная, 11, в Муниципальном бюджетном образовательном
учреждении «Усть-Муйской средней общеобразовательной школе»
Структурные подразделения в МБО ДО УЦ отсутствуют.
Администрация и специалисты МБО ДО «Учебный центр»
Ф.И.О.

Должность

Казанцева
Светлана Директор
Юрьевна
Щепина
Людмила Заместитель директора по УВР
Юрьевна
Папулова
Зинаида Специалист
по
административноСергеевна
хозяйственному обеспечению
Лобанов
Александр Специалист по управлению корпоративным
Сергеевич
транспортом
Коткина
Елена Специалист по кадровому делопроизводству
Александровна
Фазлуева
Татьяна Методист
Ивановна
Таракановский
Кирилл Системный администратор
Евгеньевич
Станьков
Денис Энергетик
Владимирович

Стаж работы
должности
14 лет

в

12 лет
15 лет
10 лет
13 лет
2 года
4 года
4 года

Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития сложилась
следующая структура управления Учебным центром:
Непосредственное управление Учебным центром осуществляет директор –
главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную
ответственность

за

все,

что

происходит

в

образовательной

организации.

Коллегиальными органами управления Учебного центра являются: Общее собрание
трудового коллектива, Педагогический совет, Методический совет, Управляющий
совет.
Общее собрание решает вопросы, связанные с разработкой Коллективного

18

договора, Правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных актов,
регулирующих вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания и т.д. Общее
собрание трудового коллектива, объединяет всех членов трудового коллектива.
Педагогический

совет

–

коллективный

орган

управления

образовательной

организацией, который решает вопросы, связанные с реализацией программы развития
организации, принимает локальные акты.
Следующий уровень управления представлен заместителем директора по
учебно-воспитательной работе и специалистом по административно-хозяйственному
обеспечению. Главная функция заместителя директора по учебно-воспитательной
работе- согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с
заданными целями, программой и ожидаемыми результатами. Задачи специалиста по
административно-хозяйственному
технического

обеспечения

обеспечению:

образовательной

и

организация

материально-

хозяйственной

деятельности,

обеспечение соблюдения норм и правил пожарной безопасности, охраны труда,
техники безопасности, производственной санитарии в ходе учебно-воспитательного
процесса.
Все перечисленные структуры совместными усилиями решают основные задачи
образовательной организации и соответствуют Уставу МБО ДО «Учебный центр».
Мониторинг педагогического состава
Учебн
ый год

По образовательному цензу
высш
ее

20162017
20172018
20182019
20192020
20202021

9
50%
11
61%
10
62,5
%
9
60%
8
53%

среднее
профессио
нальное
4
22%
4
22%
4
25%

начальное
профессио
нальное
5
26%

4
28%
6
40%

1
6%
1
7%

Показателями
профессиональных
площадках

2
12,5%

обуча
ются

По уровню
квалификации
1
соотве
тствие

6
33%
3
17%
1
6,25
%
1
6%
0%

10
55%
11
61%
10
62,5
%
9
60%
9
60%

квалификации
конкурсах,

различного

уровня,

До 5
лет

5-8

8-15

14
45%
7
39%
7
37,5%

5
28%
2
11%
4
25%

5
28%
3
17%
2
12,5%

4
22%
6
33%
6
37,5%

более
15
лет
4
22%
5
28%
4
25%

6
40%
6
40%

5
34%
5
33%

2
13%
4
27%

6
40%
4
27%

2
13
2
13%

педагогов

презентации
семинарах,

конкурсов различного уровня.

19

По стажу работы

также

своего

является

педагогического

подготовку

участие

в

опыта

на

обучающихся-призеров

Анализ достижений педагогов
Ранг соревнований
Международный
Всероссийский
Республиканский
Районный
Всего
Итого

Количество призовых мест
Итого за 3 года
2018-2019 2019-2020 2020-2021
1 2 3 1 2 3 1 2 3
3
2 3 2
10
4
1 1 1 2
9
2
1 1
4
2
1
3
6 - - 5 2 4 4 4 25
6
11
8
25 призовых мест

Коллектив МБО ДО УЦ принимает участие в большом количестве районных и
поселковых мероприятий, оказывает помощь в организации мероприятий. Сотрудники
МБО ДО УЦ принимают участие в конкурсе педагогов дополнительного образования
«Сердце отдаю детям». В 2016 году педагог Учебного центра

стала победителем

районного этапа конкурса «Сердце отдаю детям» и представляла Муйский район на
республиканском уровне. В районной спартакиаде работников образования честь
коллектива отстаивает весь коллектив организации.
В 2021 году МБО ДО «Учебный центр» принял участие во Всероссийском
публичном конкурсе «Лучшие организации дополнительного образования РФ» и на
основании результатов социологических маркетинговых исследований, проведенных
Департаментом

статистики

и

экспертизы

«Интерпрофтстат».

Муниципальная

бюджетная организация дополнительного образования «Учебный центр» стала
Лауреатом Всероссийского публичного закрытого конкурса в номинации «Лучшие
организации дополнительного образования Российской Федерации-2021» за высокое
качество оказываемых образовательных услуг.
Поставленные задачи по работе с кадрами выполняются. Наблюдаются
тенденции к развитию качественного состава коллектива и повышению инициативы в
вопросах самообразования и распространения собственного опыта работы на
различных уровнях. За последние 2 учебных года наблюдается частичная смена
педагогического состава, уменьшается количество педагогов, имеющих первую
квалификационной

категорию,

планируется

прохождение

аттестации,

согласно

графика. Коллектив мобилен, легко ориентируем в инновационных процессах,
трудоспособен.
Анализ деятельности за предыдущие 3 года показал, что педагогическим
коллективом МБО ДО УЦ создается образовательная система, способствующая
самореализации и самовыражению как обучающихся, так и педагогов, внедряются в

20

практику современные образовательные и воспитательные технологии. Деятельность
всего педагогического коллектива, заключается в постоянном поиске инновационных
форм, педагогических технологий.
Кадровое обеспечение образовательной программы строится на основе
социального заказа и соответствует требованиям к подготовке кадров, обладающих
высоким

профессиональным

уровнем.

Для

обеспечения

качественного

образовательного процесса в МБО ДО УЦ создана система методической работы,
обеспечивающей непрерывный профессиональный рост педагогического коллектива,
молодых специалистов.
Педагоги повышают квалификацию, проходя обучение на курсах повышения
квалификации, посещая районные семинары, мастер-классы, участвуя в областных и
региональных конкурсах профессионального мастерства педагогов дополнительного
образования.
Педагогический коллектив стабильный, с высокой работоспособностью.
Учебный процесс осуществляют 8 педагогов дополнительного образования и 6
мастеров производственного обучения.
Качественный рост профессионального мастерства педагогического коллектива
подтверждается стабильным повышением уровня квалификационных категорий, а
также творческими достижениями педагогов и воспитанников.
За ответственный добросовестный труд, большой вклад в дело обучения и
воспитания подрастающего поколения, работники учебного центра периодически
награждаются почетными грамотами.
Педагогический коллектив МБО ДО УЦ серьезно работал над созданием
развивающей

образовательной

среды.

Особое

внимание

придавалось

работе,

направленной на удовлетворение повышенных образовательных потребностей, на
формирование профессиональных предпочтений подростков.
Учебный центр за период своего существования накопил позитивный опыт,
который был использован в условиях модернизации:
- в основу преподавания был положен деятельностный подход к изучению
трудовых процессов с целью достижения конкретных результатов;
- на смену репродуктивному методу преподавания вышли проблемный,
частично-поисковый и исследовательский методы;
- в качестве компетентного источника информации и жизненного опыта для
учащихся пришел специалист, имеющий техническое образование и производственный
опыт;
21

-

осуществлялись

поиски

инновационных

педагогических

технологий

(проведение производственных практик, использование аудиовизуальных технических
средств

обучения,

применение

тренажеров,

изменение

методики

оценивания

подготовленности);
-

использовались

различные

диагностические

методики

определения

соответствия характеристик личности, требованиям профессии;
- были предприняты попытки совместно с учащимися проектировать маршруты
профессионального обучения и образования.
В педагогическом штате преимущественно штатные сотрудники (все имеют
соответствующее педагогическое образование или прошли переподготовку); в
настоящее время 53,3% педагогов имеют первую квалификационную категорию, 100 %
педагогов, прошли курсовую подготовку.
Педагоги

активно

принимают

участие

в

профессиональных

конкурсах

(различного уровня) и занимают призовые места, имеют публикации по разработке
программ и методических материалов.
Количество обучающихся по возрастам
3класс 4класс
5%
1%
11класс
15%

5класс
1%

6класс
9%

7класс
15%

10класс
27%

3класс
4класс
6класс

8класс
11%

9класс
16%

7класс
8класс
10класс

На протяжении нескольких лет охват старшеклассников общеобразовательных
школ Муйского района, обучающихся в Учебном центре составляет до 90 %.

22

Общее количество учащихся (очное обучение)
450
400

408

399

350
309

300

287
277285

253261

250

240
209

200

278278

263269

239
209209

156

150
131
100

113
69

65

50

128132
79

102

90

28
2020-2021

2019-2020

2018-2019

2017-2018

2016-2017

2015-2016

2014-2015

2013-2014

2012-2013

2011-2012

2010-2011

2009-2010

2008-2009

2007-2008

2006-2007

2005-2006

2004-2005

2003-2004

2002-2003

200-2001

2001-2002

1999-2000

1998-1999

1997-1998

1996-1997

1995-1996

1994-1995

1993-1994

0

Сравнительная таблица выпускников по программам дополнительного образования
за 5 лет

Водитель
Делопроизводитель
Дизайн интерьера
Косметик
Кроликовод
Маникюрша
Парикмахер
Садовник
Швея
Фотодело
3D-моделирование
Office для каждого
ЮИД
ИТОГО:

20162017
38
24
14
50
14
14
24
-

20172018
38
10
31
16
19
14
16
12

20182019
49
24
17
12
15
14

20192020
54
7
24
7
20
18
7
-

20202021
66
15
81
12
26

ВСЕГО

-

21

16

178

156

140

153

12
28
47
300

49
28
47
891

245
73
24
67
37
128
44
37
40

При анализе контингента обучающихся за пять лет наблюдается изменение
востребованности программ и сосредоточение на технической направленности. В
предыдущую пятилетку происходило пополнение материально-технической базы

23

технической направленности. Это рассматривается в качестве предпосылки для
планирования открытия и развития объединений технической и естественно-научной
направленности (художественно-эстетическая направленность хорошо представлена в
других учреждениях дополнительного образования детей и учреждений культуры п.
Таксимо, поэтому рассматривать ее не целесообразно с точки зрения потребителей
данных

услуг).

Были

приобретены

два

3Д-принтера

на

направления

«3D-

моделирование», обновился компьютерный класс. В 2020 году оборудование было
передано в МБО ДО УЦ в рамках Национального проекта «Образование» для открытия
новых мест по программе «Юный инспектор дорожного движения». Ежегодно в МБО
ДО УЦ происходит общее увеличение количества обучающихся.
Наряду с программами «долгожителями» МБО ДО УЦ постоянно разрабатывает
и новые программы, часть из которых переходит на постоянную основу, а часть
существуют в виде одногодичного эксперимента.
Среди программ в настоящее время 8 - одногодичных и 3 программы
рассчитаны на 2 и большее количество лет.
Учитывая уровень и качество предоставляемых образовательных услуг МБО ДО
УЦ можно сказать, что учащиеся и их родители удовлетворены качеством обучения,
что подтверждается отсутствием жалоб родителей.
Основными

формами

контроля

реализации

образовательных

программ

являются:
- педагогический мониторинг знаний, умений и навыков, обучающихся по
направлениям, который осуществляется педагогами;
- административный контроль: посещение занятий, мероприятий, проверка;
- анализ полноты реализации образовательных программ.
Комплекс мероприятий в данном направлении позволил сделать вывод о том,
что полнота реализации программ по Учебному центру составляет 100%. В целом, по
результатам мониторинга, и в соответствии с выработанными критериями оценки
уровня усвоения программного материала, можно сделать вывод о качественной
реализации данных образовательных программ; о том, что задачи, поставленные перед
педагогами

дополнительного

образования

и

направленные

на

качественную

реализацию образовательных программ, выполнены:
-повысился профессиональный уровень и педагогическое мастерство молодых
специалистов;
-

педагоги

Учебного

центра

включились

образовательных технологий;
24

в

освоение

современных

- обмен опытом внутри организации и выход на более высокий уровень
способствовал качественной реализации образовательных программ;
- обеспечен комфортный психологический климат профессиональной и
личностной самореализации педагога.
Социальный заказ организации
МБО ДО УЦ выполняет свою социальную роль, исходя из определенных
педагогическим коллективом целей, задач, видов деятельности и требований
законодательства к системе дополнительного образования детей.
МБО ДО УЦ функционирует на основе социального заказа общества, семьи с
учетом интересов и потребностей личности.
Социальный заказ государства
Обеспечить детей дополнительным образованием.
Обеспечить необходимыми условиями для личностного развития детей.
Сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения.
Социальный заказ семьи
Занять свободное время детей деятельностью, направленной на развитие их
способностей, профессиональную ориентацию.
Сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Профилактика
асоциального и девиантного поведения детей.
Социальный заказ детей
Обеспечение доступности для занятий любимым видом деятельности.
Общение в группах по интересам.
Достижение в выбранном виде деятельности результатов различного уровня.
Проблемно-ориентированный

анализ, проведенный

в организации, выявил

ряд ключевых проблем, которые необходимо решать при переводе ее в новое состояние
в разрезе Программы развития на 2021-2025 г.г.
№ Проблема
1

Кадровое
обеспечение

Причина возникновения

Решение проблемы

Нехватка
квалифицированных
педагогов дополнительного
образования
Отсутствие образования

Привлечение в качестве
педагогов дополнительного
образования учителей школ
района
Прохождение профессиональной
переподготовки

25

2

Программнометодическое
обеспечение

1. Недостаточный уровень
методического обеспечения
педагогического процесса:
- недостаточная организация
подготовки и обучения
методических работников;
2. Недостаток денежных
средств.

3

МатериальноНехватка оборудования,
техническое
1. Помещения, требующие
обеспечение
ремонта.
2. Недостаточность
финансирования

1. Сотрудничество с другими
образовательными
учреждениями, в том числе
школами.
2. Профессиональный рост
педагогических работников;
3. Создание системы
информационного
обеспечения педагогического
процесса;
4. Систематическое
пополнение информационного
банка организации.
Привлечение
бюджетных средств.
Привлечение внебюджетных
средств.
Разработана проектно-сметная
документация по капитальному
ремонту зданий МБО ДО УЦ
(ангары 1,2)

Концепция развития образовательной системы муниципальной бюджетной
организации дополнительного образования «Учебный центр»
Эффективное решение проблем современного образования возможно при
условии программно-целевого развития, которое рассматривает МБО ДО УЦ как
систему, обеспечивающую создание единой образовательной среды, способствующей
формированию

готовности

учащихся

к

профессиональному

самоопределению,

социализации личности.
МБО ДО УЦ в стратегии

своего развития руководствуется следующими

принципами:


Гуманизации

–

глубокое

знание

и

понимание

потребностей

индивидуальных особенностей обучающихся и предоставление им

и

возможности

попробовать себя в деятельности, производительном труде;


Социализации – ориентация на адаптационное взаимодействие личности

подростка и среды для приобретения им опыта социального, профессионального и
общекультурного;


Ориентации на успех – создание ситуации успеха, психологического

комфорта в учебе, осуществляемой непосредственно на практике, в труде;


Вариативности – включение в основные образовательные курсы

дополнительных модулей с учетом запросов обучающихся, их родителей и рынка
труда;
26



Интеграции – объединение усилий субъектов образовательного процесса

в определенные комплексы, направленных на повышение качества подготовки
обучающихся к жизни и труду;


Личностно

ориентированного

подхода

–

учет

индивидуальных

особенностей школьников с последующей адаптацией образовательного процесса к
индивидуальным особенностям каждого обучающегося;
Совокупность указанных принципов является основополагающей в ходе
осуществления содержания образовательного процесса.
Программа развития

определяет цели и задачи образования с учетом

приоритетов и стратегии государственного образования, структурирует приоритетные
проблемы введения дополнительного и профессионального обучения, а также план
действий и поэтапную их реализацию в течение 5 лет.
Программа развития призвана определить стратегию обновления учебной
организации, основные цели, задачи

и направления обучения обучающихся,

особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного
процесса и инновационных преобразований, а также создать организационную
структуру и механизм её реализации.
Планируется привлечение в качестве педагогов дополнительного образования
учителей школ района, однако этот шаг сопряжен с определенными трудностями,
возможны проблемы в выстраивании хода занятий с обучающимися; проблемы в
выполнении учебного плана в связи с командировками и отпусками по основному
месту работы и т.п. На период начала работы по программам межшкольного
взаимодействия будет введен мониторинг по всем проблемным показателям,
своевременная корректировка и возможное пристраивание направленностей.
В последние годы произошли позитивные сдвиги в развитии дополнительного
образования, благодаря Национальному проекту «Успех каждого ребенка».
Проблемы организации в программно-методическое обеспечении, кадровом,
материально-техническом, финансовом. Эти проблемы должны решаться не только
самой организацией, но и совместными усилиями всех заинтересованных организаций,
ведомств, муниципального образования.
Для этого необходимо:
-

сотрудничать с Районным управлением образования, Администрацией п.
Таксимо, с образовательными учреждениями поселка и района;

-

повышать профессиональное мастерство педагогических работников;

-

создать и в дальнейшем совершенствовать
27

систему

методического

и педагогического обеспечения;
-

развивать и совершенствовать материально-техническую базу.

Задача – сохранить все, что накоплено в организации, проанализировать
реальную ситуацию, определить оптимальную образовательную политику, обогатить,
развить, «осовременить» и наполнить её новым содержанием.
Этапы развития МБО ДО УЦ
Наименование этапа
I – этап формирования
структуры и содержания
образования.

Сроки
2021-2022
гг.

II - этап коррекции и
реализации содержания
образования.

2023-2024
гг.

III – завершающий этап
отработки структуры.

2025 г.

Содержание этапа
Создание нормативно-правовой основы.
Оформление и рецензирование
скорректированных учебных программ с учетом
внесения изменений в содержание образования.
Разработка образовательных программ на
основе программы развития организации.
Разработка обновленного содержания
внутреннего контроля.
Совершенствование и модернизация структуры
научно-методического обеспечения
образовательного процесса.
Осуществление мониторинговых процедур на
основе использования пакета диагностических
методик.
Промежуточный анализ реализации концепции
модели организации и корректировка
программы ее развития.
Диагностика качества образовательного
процесса и корректировка деятельности всех
участников образовательного процесса в
соответствии с программой развития.
Анализ результатов всех направлений
программы развития.
Подготовка методических рекомендаций и
публикаций по проблемам реализации
программы развития.
Пополнение материальной и научнометодической базы.

Пути решения задач Программы развития:
1.

Изменение профессиональных установок педагогических работников.

- обеспечение функционирования психолого-педагогического семинара для
педагогических работников;
- непрерывное совершенствование процесса профессионального обучения путем
изучения и полноценного использования инновационных технологий;
- ежегодное обновление и пополнение материально-технической базы МБО ДО
УЦ, учебных кабинетов - наглядными пособиями, методической литературой по

28

профессиям;
- мониторинг самообразования педагогов дополни тельного образования и
мастеров производственного обучения. Работа по совершенствованию структуры
занятий.
Формирование

2.

подходов

к

контрольно-аналитической

деятельности.
- организация ежегодного самообследования (самоанализа), с целью изучения и
выявления достоинств и недостатков в своей деятельности.
- анкетирование, анализ, диагностика, позволяющая усилить творческую отдачу,
повышение общей методической культуры педагогов;
- гарантия реализации права обучающихся на получение качественного
образования.
Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся.

3.

- повышение качества обучения через непрерывное обновление содержания
образования,

совершенствование

материально-технического,

методического

обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- систематизация профессионального обучения, достижение максимальных
результатов, через индивидуализацию обучения;
- учет образовательных потребностей личности старшеклассников;
- создание образовательного пространства, способствующего самоопределению
обучающихся на основной ступени обучения.
- открытие новых направлений в соответствии с запросами обучающихся и их
родителей (законных представителей);
- обновление учебно-материальной базы (увеличение удельного веса учебных
расходов в общем объеме финансирования, оборудование кабинетов, компьютерной и
технологической базы, соответствующей современным требованиям и нормам);
«Модель выпускника»
Определяя задачи МБО ДО УЦ, педагогический коллектив исходит из
социальных требований к результатам его деятельности. Результатом работы любого
учебного

заведения

является

характеристика

компетенциями выпускника являются

его

выпускников.

Ключевыми

сформированность технико-технологической

грамотности, технологической культуры, культуры труда, деловых межличностных
отношений, приобретенных умений в прикладной творческой деятельности, их
социально-трудовой адаптации.
«Модель выпускника» МБО ДО УЦ - это предполагаемый результат
29

реализации программ профессионального обучения и дополнительного образования.
Это продукт, который должен получиться в результате деятельности
педагогического коллектива МБО ДО УЦ по основным приоритетным направлениям,
чем выпускники Учебного центра должны в полной мере обладать по окончании
обучения. Пример «модели выпускника» МБО ДО УЦ следует формировать, учитывая
в

равной

степени,

как

социальный

заказ,

так

и

специфику

организации

дополнительного образования.
Выпускник МБО ДО УЦ это человек, который:
 успешно освоил образовательную программу по одной (нескольким)
программам, получил дополнительное образование или сдал квалификационный
экзамен и получил свидетельство государственного образца;
 умеет ответственно, самостоятельно и осмысленно осуществлять выбор
собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством
ответственности;
 способен к жизненному самоопределению;
 знает свои гражданские права и умеет их реализовать, уважает свое и чужое
достоинство,

собственный

труд

и

труд

других

людей,

владеет

основами

психологических знаний, умеет их применять в жизни и на производстве.
Решение основных задач модернизации образования, обновления содержания
образования,

внедрения

новых

образовательных

технологий

невозможна

без

компетентных, профессиональных педагогов. Инновационные процессы предъявляют
новые требования к профессиональному мастерству педагогов.
Несмотря на профессионализм педагогов дополнительного образования и
мастеров производственного обучения, перед педагогическим коллективом стоит
задача непрерывного совершенствования процесса

обучения путем изучения и

полноценного использования современных педагогических технологий.
Педагоги МБО ДО УЦ находятся в творческом поиске и осмыслении новых
подходов к педагогическому труду. Основная цель, которая стоит перед коллективом,
предполагает формирование и последующее непрерывное развитие личности,
способной к максимальной реализации своих образовательных потребностей и
возможностей в условиях рыночной экономики. Достижение данной цели возможно
через создание комфортной педагогической среды для каждого обучающегося с учетом
его интересов и способностей.
Решение основной задачи требует от педагогов изменения профессиональной
установки, формирования новых подходов в контрольно-аналитической деятельности.
30

Важным необходимым условием успешной реализации целей и задач является
изучение, обобщение и рациональное применение опыта других педагогов, что
осуществляется в рамках проводимых семинаров и совещаний, самостоятельной
работы педагогов.
Приоритетными направлениями развития МБО ДО УЦ являются:


В

отношении

обучающихся

–

социальное

самоопределение

и

формирование индивидуального образовательного запроса обучающихся на основе
комплексной развивающей диагностики.


В отношении педагогического коллектива – повышение квалификации

педагогов, модернизация методической работы, внедрение в образовательный процесс
современных педагогических технологий в условиях профильного обучения.


В отношении обеспечения образовательного процесса – укрепление

материально-технической

базы,

совершенствование

учебно-методического

обеспечения, информатизация учебного процесса.
Стратегические основания жизнедеятельности МБО ДО УЦ и главные
характеристики внутренней среды.
В рамках Программы развития планируется активная работа в области
реализации концепции дополнительного образования и профессионального обучения,
обучающихся района и, соответственно, плановое изменение структуры и содержания
образовательного процесса.
Расширение образовательных возможностей:
- Увеличение кадрового потенциала МБО ДО УЦ (привлечение

молодых

специалистов, переквалификация педагогических кадров);
- Непрерывное повышение педагогического мастерства работников МБО ДО УЦ
(аттестация).
- Увеличение

качества

образовательных

услуг

населению и

школьникам.
Образовательный процесс у школьников направлен на активизацию внутренних
психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в учебную деятельность,
подросток мог в полной мере реализовать себя.
Продуктивная, качественная организация обучения предполагает использование
различных подходов к диагностике и оценке результатов образования для отражения
реальной картины интересов и профессиональных предпочтений обучающихся. Это
поможет своевременно корректировать ход учебного процесса.
В процессе обучения предусмотрено использование комплекса психологических
31

методик,

направленных

не

только

на

изучение

и

анализ

индивидуальных

психологических качеств обучающихся, но и на обеспечение их психологического
развития. С этой целью планируется использование диагностической и развивающей
методической процедуры.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и
проведении

занятий,

насыщение

уроков

и

домашних

занятий

различными

упражнениями и заданиями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим
материалом.
В конце обучения школьники получат профессиональные консультации для
уточнения, коррекции, прогнозирования своего профессионального выбора.
Работа

по

текущей

организации

выполнения

Программы

развития,

совершенствованию образовательного процесса в целом, и конечно же достижения
основной поставленной цели деятельности МБО ДО УЦ, требует от педагогического
коллектива не только обладания необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и
такими

качествами,

как

организованность,

ответственность,

сработанность,

непосредственная включенность в управление, инновационная мобильность. В таких
условиях преподавателям следует стремиться к созданию целостной, отложенной, а
самое главное продуктивно функционирующей системы взаимоотношений. Это
обеспечит возможность взаимосвязи между компонентами концепции желаемой
будущей организации и позволит провести через все ее содержание важнейшие
ценностные основания и целевые ориентации. Предполагается, что взаимоотношения в
педагогическом коллективе МБО ДО УЦ должны строиться на принципах:
- взаимопомощи;
- сотрудничества;
- единства учебно-воспитательных целей и задач;
- требовательного отношения как к учащимся, так и к себе.
Цели, задачи и принципы образовательной деятельности
Образовательная деятельность направлена на реализацию следующих целей:


организовать профессиональное обучение



усвоение

обучающимися

создание

образовательной

содержания

программ

дополнительного

образования;


среды

способствующей:

раскрытию

и

реализации личностного потенциала обучающихся, ориентированной на формирование
личности,

готовой

к

осознанному

выбору

профессиональных образовательных программ;
32

и

освоению

разнообразных



обеспечить реализацию права каждого обучающегося на получение

профессионального образования в соответствии с его потребностями и возможностями.
Реализации данных целей подчинены следующие задачи:


получение образования каждому обучающемуся на максимальной

возможном и качественном уровне, в соответствии с индивидуальными возможностями
и потребностями личности;


создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья

обучающихся, развитию личности, её самоопределению и самореализации, воспитание
у детей гражданских и нравственных качеств, соответствующих ценностям, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

процесса,

совершенствование
ориентированного

методического
на

активизацию

обеспечения

образовательного

познавательной

деятельности

обучающихся, развитие их творческого мышления и самостоятельности;


внедрение достижений педагогической науки, передового опыта в

образовательный процесс;


содействие

в

адаптации

обучающихся

к

условиям

жизни,

их

профессиональному самоопределению; удовлетворение образовательных потребностей
обучающихся, родителей;


совершенствование

содержания

образования,

поиск

и

апробация

современных технологий обучения и воспитания обучающихся, их профессиональной
подготовки.
Условия реализации образовательного процесса.
Обновление содержания образования требует

новых

форм и

методов

образовательной деятельности. Общие направления изменений выглядят следующим
образом:
- освоение современных образовательных технологий;
- разработка рабочих и авторских программ;
- разработка методического обеспечения современных программ;
- изменение системы и методов оценивания обучающихся;
- повышение профессионального мастерства преподавателей и мастеров
производственного обучения;
- подготовка и переподготовка педагогических кадров.
Цели и задачи программы развития на период 2021-2025 г.г.
Цель программы
Обеспечение необходимых условий для развития системы дополнительного
33

образования и профессионального обучения учащихся в Учебном центре.
Основная цель программы — формирование условий для достижения нового
образовательного результата за счёт изменения методов и технологий обучения
соответствующим социальному и региональному заказам.
Задачи программы


повышение качества знаний учащихся через совершенствование форм,

методов и приёмов обучения путем повышения методического уровня педагогов.


формирование пути социально-трудовой адаптации школьников и

оказание им помощи в личностном, социальном развитии.


укрепление и развитие системы материально-технической базы.



удовлетворение запроса обучающихся и их родителей социальным

потребностям в современной жизни.


увеличение внебюджетных средств.



обеспечение доступности и высокого качества образовательных услуг;



анализ и совершенствование содержания образовательного процесса на

основе компетентного и научно-методического подхода, внедрение инновационных
образовательных технологий и методик обучения;


обеспечение

доступности

и

равных

возможностей

получения

обучающимися дополнительного образования;


расширение

диапазона

образовательных

услуг

в

соответствии

с

запросами детей и родителей;


создание системы мониторинга по всем направлениям деятельности;



совершенствование нормативно-правовой базы функционирования;



совершенствование

модели

взаимодействия

основного

и

дополнительного образования;


повышение рейтинга на рынке услуг дополнительного образования в

районе;


создание

условий

для

активного

освоения

и

использования

педагогическими работниками, специалистами, обучающимися новых информационнокоммуникационных технологий.
4.
Реализация

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.
Программы

развития

будет

осуществляться

посредством

конкретных мер по основным направлениям модернизации системы дополнительного
образования:

34

1. Обновление содержания организации и технологий образовательной
деятельности;
2. Изменения в воспитательной деятельности;
3. Обновление методической работы;
4.Сотрудничество с родителями по организации образовательной деятельности;
5. Обновление предметно-пространственной среды
№
Сроки
Мероприятия
Ответственный
п/п
выполнения
Обновление содержания организации и технологий образовательной деятельности
Сохранение и развитие образовательной
В течение
Администрация,
1 системы
всего
педагоги
периода
Обеспечение обучающихся, живущих в
В течение
Администрация,
2 отдаленных селах, возможностью
всего
педагоги
получения дополнительного образования. периода
Организация сетевого взаимодействия с
В течение
Администрация,
3 образовательными организациями района всего
педагоги
периода
4

Проведение семинаров педагогов ДО и
мастеров производственного обучения

5

Проведение мониторинга по изучению
спроса на услуги дополнительного
образования.

6

Разработка и внедрение в целостную
систему педагогического мониторинга
роста личных достижений обучающихся в
разнообразных видах образовательной
деятельности.

В течение
всего
периода

Методист, Педагоги

7

Совершенствование организации
образовательного и воспитательного
процесса на базе:
- освоения педагогами инновационных
технологий, соответствующих концепции
развивающего образования и
реализующих идею развития и
саморазвития обучающегося;
- использования организационных форм
обучения, основанных на равноправном
общении, диалоге педагога с
обучающимся.

В течение
всего
периода

Методист, педагоги

8

Создание благоприятных условий для
работы с обучающимися:
- внедрение передовых образовательных
технологий;
-расширение нормативно-правового
обеспечения деятельности;
35

1 раз в год
В течение
всего
периода

В течение
всего
периода

Методист, директор
Администрация,
педагоги

Директор, методист,
педагоги

9

10

11

12

13

14
15

1
2

1
2

3

4

5

7

8

Постоянно – действующие теоретико –
методические и психолого педагогические
семинары.
Проведение мастер – классов, открытых
занятий педагогов.
Проведение семинаров – практикумов для
педагогов дополнительного образования
по имеющимся направленностям
Участие в конкурсах профессионального
мастерства

В течение
всего
периода
В течение
всего
периода
ежегодно

В течение
всего
периода
Участие в национальном проекте
В течение
«Образование», других проектах.
всего
периода
Участие в проблемных семинарах, в В течение
работе дискуссионных площадок.
всего
периода
Проведение педагогического совета: «О
Ежегодно
ходе реализации программы развития»

Методист
Педагоги
Методист, педагоги

Администрация,
педагоги
Администрация,
педагоги
Администрация
Администрация

Изменения в воспитательной деятельности
Разработка воспитательной системы МБО
2022-2023 г.
Методист, педагоги
ДО УЦ.
Организация и проведение конкурсов
В течение
Администрация
всего
периода
Обновление методической работы
Обновление работы методического совета
2021 г.
Методист
Осуществление мониторинга
деятельности педагогов в процессе
Ежегодно
Методист
реализации новой модели образования
Организация постоянно действующей
системы индивидуальных консультаций
В течение
педагогов по вопросам создания и
всего
Методист
модернизации образовательных программ,
периода
использования новых образовательных
технологий
Разработка системы распространения
передового педагогического опыта
2022- 2023 г.
Методист, педагоги
(открытые занятия, творческие конкурсы,
зональные семинары, мастер-классы)
Разработать критерии оценки и анализа
результативности профессиональной
2021 г.
Администрация
деятельности педагога
Разработка дополнительных
В течение
Педагог
общеразвивающих программ
всего
дополнительного
периода
образования
Создание банка данных:
В течение
Методист

-методических разработок;
всего

-методических рекомендаций;
периода
36


-программ;
Разработка, утверждение дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих
программ

В течение
всего
периода

Директор, методист
педагоги
9
дополнительного
образования
Сотрудничество с родителями в организации образовательной и воспитательной
деятельности.
В течение
1
Организовать работу с родителями
всего
Педагоги
периода
Подготовить методические рекомендации
2
2022-2023 гг.
Методист
родителям по актуальным проблемам
Разработать систему мониторинга степени
3
удовлетворённости родителей и
2022 г.
Методист
обучающихся качеством образования
Провести мониторинг степени
4
удовлетворённости родителей и
2 раза в год
Методист, педагоги
обучающихся качеством образования
Проведение родительских собраний
Ежегодно
Педагоги
5
Обновление предметно-пространственной среды
1

Укрепление материально-технической
базы

2

Улучшение материально-технического
оснащения кабинетов для занятий
- приобретение ПК,
- приобретение учебных тренажеров;
- оборудование кабинета «Рукоделие» по
программе «Успех каждого ребенка».

В течение
всего
периода

3

Обновление
кабинетов

Ежегодно

4

Информационное обеспечение:
- пополнение книжного фонда
- приобретение стендов
Ремонт помещений здания

5
6

оформления

учебных

До 2025 г.

В течение
всего
периода
Ежегодно
В течение
Ремонт помещения ангара
всего
периода
Ожидаемые результаты Программы развития.
Реализация Программы

Директор

Директор

Педагоги
дополнительного
образования
Директор
Директор
Директор

развития МБО ДО УЦ должна дать результаты по

следующим направлениям:
Нормативно-правовое:
- ежегодная корректировка Образовательной программы;
- ежегодная корректировка должностных инструкций работников;
- формирование и утверждение документов
- расширение сетевого взаимодействия, на основании договоров сетевого
37

сотрудничества, в целях совместного использования ресурсов.
Программно - методическое:
- разработка рабочих программ по предметам профессионального обучения;
- разработка программ по дополнительному образованию.
Информационное:
информирование обучающихся, родителей (законных представителей), о
характере преобразований в организации

через сайт, СМИ, выступления на

совещаниях, семинарах, конференциях.
Кадровое:
- курсовая подготовка педагогических работников;
- подбор и расстановка кадров в соответствии с требованиями;
- привлечение специалистов.
Организационное:
- ежегодное составление учебного плана и расписания занятий;
- создание необходимых условий для реализации Образовательной программы.
Финансово-экономическое:
- совершенствование материально-технической базы до уровня современных
требований;
- проведение ремонта ангара, для использования всех мощностей организации.
Появление дополнительных площадей позволит расширить количество программ,
расположить имеющееся оборудование с наибольшей эффективностью;
- приобретение необходимого оборудования и технических средств;
- приобретение необходимой учебной и методической литературы.
Управление Программой развития
Управление
законодательством
исполнения

Программой
Российской

мероприятий

развития
Федерации

Программы

осуществляется
и

Уставом

развития

в

соответствии

организации.

проводится

на

с

Контроль
заседаниях

педагогического совета. Основные направления деятельности, намеченные Программой
развития, осуществляются в соответствии с перечнем мероприятий, в котором
определены конкретные мероприятия и сроки их выполнения. Порядок организации
выполнения Программы развития, ее ресурсного обеспечения и контроля хода
реализации, устанавливается директором.
Прогнозируемые риски при реализации Программы развития.
Социальные риски

Приостановление оказываемых услуг
Снижение качества оказываемых услуг

38

Финансово-экономические риски
(рост числа альтернативных услуг)
Технические риски

Снижение, отсутствие финансирования
Износ зданий, сооружений и
транспортных средств
Уменьшение спроса на оказываемые
услуги

Ошибка в выборе необходимого для
социума направления работы, видов
оказываемых услуг
Форс-мажорные обстоятельства

Отмена запланированных мероприятий,
важных для достижения целей Программы
развития
Заключение

Новая Программа развития МБО ДО УЦ содержит материалы, отражающие
уровень и состояние деятельности за пять лет по направлениям:
1.

Учебно-воспитательная работа

2.

Кадровое обеспечение и работа с кадрами

3.

Методическая работа

4.

Концепция развития

Проблемы в деятельности и реализации предыдущей Программы развития
организации способствовали разработки целей, задач и концепций развития МБО ДО
УЦ на последующие годы. Разработанный план мероприятий по реализации
Программы развития организации 2021-2025 гг. будет способствовать достижению
цели и результатов деятельности.
Реализация Программы МБО ДО УЦ позволит за пять лет реализовать новые
проекты и продолжить выполнение уже начатых, частично решить существующие
проблемы, а также принять участие в государственных целевых программах.
Реализация

мероприятий

Программы

развития

позволит

закрепить

положительную динамику по созданию благоприятных условий для увеличения охвата
населения дополнительным образованием и профессиональным обучением
Мероприятия будут реализованы за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Методы, средства и формы учебных процессов Программы полностью
соответствуют

возрасту, интересам и

потребностям обучающихся. В основе

Программы лежит учет индивидуальных особенностей обучающихся, соответствие
санитарным и гигиеническим нормам, обеспечение охраны здоровья обучающихся и
работников.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и
дополнений. Корректировка программы осуществляется ежегодно на начало года. Все
изменения утверждаются на педагогическом совете в начале года.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Видеоинструкция как записать ребенка в дополнительное образование через портал Госуслуг

Ссылка на образец видео инструкции о процессе записи ребенка в учреждение дополнительного образования через Портал государственных услуг Российской Федерации
https://yandex.ru/video/preview/7989024818614958542
Инструкция для записи детей в объединение через Навигатор дополнительного образования
https://yandex.ru/video/preview/5680898055295167747

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».