ДООП Швейная мастерская

Муниципальное казённое учреждение
«Районное управление образования»
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР»
СОГЛАСОВАНО
Протокол Методического совета
МБО ДО УЦ
№ ___ от «___» _______ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБО ДО УЦ
_________ С.Ю. Казанцева
«___» _______ 20___ г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Швейная мастерская»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: Социально-гуманитарная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 11 – 17 лет
Срок реализации: 2 года, 408 ч.

Составитель:
Овчарова Ирина Геннадьевна
педагог дополнительного образования

Северомуйск
2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный (тематический) план 1 года обучения

3.

Содержание
обучения

4.

Учебный (тематический) план 2 года обучения

5.

Содержание
обучения

6.

Формы контроля и оценочные материалы

7.

Организационно-педагогические
Программы

8.

Список литературы

учебного

учебного

(тематического)

(тематического)

плана

плана

условия

1

года

2

года

реализации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа,

социально-гуманитарной направленности «Швейная мастерская» составлена в
соответствии с требованиями:


Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об

образовании в Российской Федерации";


Приказа Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Актуальность
возможности

создания

познакомиться

программы
с

обусловлена

технологией

осуществлением

изготовления

изделий:

с

моделированием, раскроем и пошивам изделий, как с источником культурной
ценности.

Эта

техника

поможет,

индивидуально

проявить

себя,

даст

возможность творчески самореализоваться. Учащиеся освоят рациональные
техники кроя и пошива изделий, традиционные и свободные техники шитья.
Цель

программы:

познавательных
воображения,

способствовать

интересов,

технического

интеллектуальных,

формированию
мышления,

творческих,

у

учащихся

пространственного

коммуникативных

и

организаторских способностей.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Воспитательные:
-развивать художественно-творческие способности детей;
-прививать аккуратность при выполнении изделия;
-воспитать чувство гордости за выполненную работу, бережное отношение
к своему и чужому труду, умение доводить дело до конца;
-научить традиционным и свободным приёмам шитья, используя разные
техники пошива;

-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;
-формировать технологическую культуру;
-формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность
в труде.
Образовательные:
-обучить технологическим операциям, прежде всего, творческому подходу
к любой работе;
-научить правильно организовать рабочее место;
- развивать память.
Развивающие:
-прививать

детям

навыки

самостоятельности

и

самоорганизации

потребность в непрерывном самообразовании и совершенствовании;
-содействовать профессиональной ориентации учащихся.
Программа рассчитана на два года обучения. Объём учебной нагрузки в
неделю составляет 6 часов. Количество учебных часов в год: 1год - 204 часа, 2
год 204 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа. В коллектив
набираются дети среднего школьного возраста 11-17 лет.
Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения могут
изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.
На занятиях используются различные методы обучения: объяснительные,
демонстрационные, практические.
Практические работы включают сборку образцов узоров, графические
зарисовки, изготовление изделий (прихватка, подушка-думка, грелка на чайник
и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально
познавательными,

иметь

эстетическую

привлекательность

и

давать

представление о технике лоскутного шитья.
Изготовление своими руками и с помощью швейной техники красивых и
нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит
удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей
деятельности.

Дети

учатся

изготавливать

изделия,

при

этом

проявляют

изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами
композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов,
придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому
составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные,
неповторимые изделия. Работая с тканью, ищут более рациональные варианты
использования.
Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.
Результаты образовательного процесса
Основные знания и умения к концу 1 года
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья
ручными инструментами;
-историю лоскутного шитья;
-техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска»,
«уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;
-способы выполнения аппликации, стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для
пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного
лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и
соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска»,
«уголки», «ромбы», в свободной технике по спирали;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;

-делать аппликацию;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
Основные знания и умения к концу 2 года
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья
ручными инструментами;
- основы композиции изделий в технике батик;
- материалы и оборудование, применяемыми в технике батик,
-

виды

декоративно-прикладного

творчества,

используемые

для

украшения батика и технологию сочетания нескольких видов росписи в одной
работе;
- современные тенденции декорирования интерьера;
- способы выполнения стёжки;
- технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для
пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного
лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и
соблюдать правила безопасности труда;
- разрабатывать и создавать эскиз образа;
- самостоятельно разрабатывать чертежи и читать их;
- точно и аккуратно выполнять все этапы создания костюма;
- ориентироваться в современных направлениях моды;
- выполнять декоративные операции на швейной машине;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план 1-го года обучения
№

Названия раздела/темы

1.
1.1.

Введение
Вводное занятие. Техника
безопасности
Материаловедение.

Количество часов
Всего
Теория

Формы аттестации и
контроля
Практика

3
3

3
3

-

21

20

1

3

3

-

Текущий контроль.

2.2

Краткие сведения по
материаловедению.
Волокнистые материалы.

3

3

-

Текущий контроль.

2.3
2.4

Технология ткани.
Строение и свойства тканей.

3
3

3
2

1

2.5
2.6

Трикотажные материалы.
Материалы для соединения
деталей одежды.
Отделочные материалы и
фурнитура.
Ручные работы.
Организация рабочего места.
Инструменты и
приспособления для ручных
работ. Требования
безопасности труда.
Виды ручных стежков и
строчек, виды, применение.
Назначение стежков и строчек,
выполнение.
Терминология ручных работ.
Применение различных
номеров ниток и игл в
зависимости от вида
материала, его толщины и
структуры.
Оборудование.
Общее устройство швейных
машин.
Оборудование для влажнотепловой обработки и ВТО
изделий.
Машинные работы.
Организация рабочего места.
Оборудование, инструмент,
приспособления для
машинных работ; приемы
пользования ими. Правила ТБ.
Правила ухода за швейными

3
3

3
3

-

Текущий контроль.
Текущий контроль.
Практическое задание
Текущий контроль.
Текущий контроль.

3

3

-

Текущий контроль.

9
3

5
3

4
--

Текущий контроль.

3

1

2

Текущий контроль.
Практическое задание

3

1

2

Текущий контроль.
Практическое задание

6
3

4
3

2
--

3

1

2

Текущий контроль.
Практическое задание

15
3

6
3

9
--

Текущий контроль.

3

1

2

Текущий контроль.

2.
2.1.

2.7
3.
3.1

3.2

3.3

4.
4.1.
4.2.

5
5.1

5.2

Текущий контроль.

машинами.

Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание

Возможные неполадки в
работе швейных машин,
причины их возникновения и
способы устранения.
Регулировка.
Виды машинных стежков и
строчек, применение.
Терминология машинных
работ. Освоение приемов
работы.
Выполнение машинных швов.

3

1

2

3

1

2

Текущий контроль.
Практическое
задание

3

--

3

Практическое
задание

Основы цветоведения.
Цветовой круг.
Закономерности цветовых
сочетаний.
Композиционный баланс.

6
3

3
3

3
-

Текущий контроль.

3

-

3

Практическое
задание

Изготовление текстильных
изделий для дома.
Эскиз игольницы. Подбор
ткани.

42

8

34

3

1

2

3

-

3

7.3.

Изготовление игольницы по
своему эскизу.
Изготовление подарка
для мамы ко «Дню
матери»

3

1

2

7.4.

Эскиз прихватки для
кухни. Раскрой.

3

1

2

7.5. Пошив прихватки для
кухни.

3

-

3

7.6. Грелка на чайник.
Подбор материалов.
Определение размеров.
Раскрой.
7.7. Простёжка деталей
грелки.

3

1

2

3

1

2

7.8. Пошив грелки.

3

-

3

7.9. Расчет расхода ткани на
пошив хозяйственной
сумки. Раскрой деталей
сумки и подклада.

3

1

2

7.10. Обработка подклада,

3

-

3

5.3

5.4

5.5
6
6.1

6.2
7
7.1.

7.2.

Текущий
контроль.
Практическое
задание
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Практическое

деталей сумки.
7.11. Отделка. Пошив сумки.

3

-

3

7.12. Подушка-думка. Подбор
материала . Раскрой.

3

1

2

7.13. Изготовление и наполнение
подушки-думки.

3

-

3

7.14. Изготовление новогодних
игрушек и сувениров.

3

1

2

задание
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание

8
8.1.

Техника лоскутного шитья.
Лоскутное шитье из полос.

57
3

9
1

48
2

Правила ТБ. Раскрой,
смётывание.

8.2.

Изготовление образца из
полос.

3

-

3

8.3.

Лоскутное шитье из
квадратов. Правила ТБ.
Раскрой, смётывание.

3

1

2

8.4.

Изготовление образца из
квадратов.

3

-

3

8.5.

Лоскутное шитье из
треугольников. Правила ТБ.
Раскрой, смётывание.
Изготовление образца из
треугольников.

3

1

2

3

-

3

3

1

2

3

-

3

Лоскутная техника «Спираль»
Правила ТБ. Раскрой,
смётывание.
8.10. Изготовление подарков на
праздники. (23 февраля и 8
марта)
8.11. Изготовление изделия в
технике «Спираль».

3

1

2

3

1

2

3

-

3

8.12. Обработка лоскутных изделий.
Отделочные элементы шитья.

3

1

2

8.13. Изготовление образцов
отделочных элементов шитья.

3

-

3

8.14. Изделие из лоскутов.

3

1

2

8.6.

8.7.

8.8.

Лоскутное шитье из уголков.
Правила ТБ. Раскрой,
смётывание.
Соединение и сборка изделия
из уголков.

8.9.

Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание.
Текущий контроль.
Практическое
задание.
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание.
Текущий
контроль.
Практическое
задание.
Текущий контроль.
Практическое
задание.
Текущий контроль.
Практическое
задание.

8.15. Выполнение изделия из
лоскутов.

3

--

3

8.16. Аппликация из ткани.

3

1

2

8.17. Изготовление декоративного
изделия с использованием
аппликации.
8.18. Изготовление поделок для
конкурса.

3

--

3

3

--

3

8.19. Изготовление изделия по
лекалам. Декоративная
обработка изделия.
9
Пошив постельного белья.
9.1 Ткани для постельного белья.
Бельевые швы.

3

--

3

42
3

10
1

32
2

9.2

Выполнение бельевых швов на
эл швейной машине.

3

-

3

9.3

Определение размера
наволочки. Расчет расхода
ткани на изделие. Построение
чертежа выкройки наволочки в
натуральную величину
Раскрой и смётывание срезов
наволочки.

3

1

2

3

1

2

Обработка поперечных срезов
Выполнение разметки для
клапана, обработка боковых
срезов наволочки.
Отделка наволочки. Разметка
или эскиз отделки наволочки.
Подбор материала.
Отделка наволочки стежками
или аппликацией (по выбору)

3

1

2

3

1

2

3

1

2

Раскрой и пошив простыни.

3

-

3

3

1

2

3

1

2

9.4.

9.5.

9.6.

9.7.

9.8.

Пододеяльник. Составить план
работы. Подготовка ткани к
раскрою.
9.10. Обработка пододеяльника
подкройной обтачкой ( на
образце).
9.9.

Текущий контроль.
Практическое
задание.
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание.
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание

9.11. Раскрой пододеяльника.

3

-

3

9.12. Обработка выреза
пододеяльника.

3

1

2

9.13. Обработка долевых и
поперечных срезов
пододеяльника.

3

1

2

9.14. Окончательная отделка
изделия.

3

-

3

3
204

68

3
136

10.

Итоговое занятие.
ИТОГО

Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Зачёт

Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения
Раздел 1.Введение
Тема 1.1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория. Знакомство с деятельностью объединения, с его целями и
задачами, порядком и планом работы на учебный год. Задачи и план работы
объединения. Организация рабочего места. Правила пользования инструментами
для конструирования и технологии изготовления одежды. Правила поведения и
работы с электроприборами (швейными машинами, утюгом).
Раздел 2. Материаловедение.
Тема 2.1. Краткие сведения по материаловедению.
Теория. Материалы, применяемые для изготовления одежды.
Тема 2.2. Волокнистые материалы.
Теория. Понятие о волокне и нити. Понятие об основных свойствах
волокон.
Тема 2.3. Технология ткани.
Теория. Основные процессы производства ткани. Отделка тканей.
Процессы и дефекты отделки.
Тема 2.4. Строение и свойства тканей.
Теория. Основные показатели строения ткани. Гигиенические свойства
тканей. Технологические свойства тканей.
Практика. Определение вида и свойств ткани.

Тема 2.5. Трикотажные материалы.
Теория. Трикотажные материалы. Общие сведения о производстве
трикотажа. Характеристика трикотажного полотна.
Тема2.6. Материалы для соединения деталей одежды.
Теория. Нитки швейные. Ассортимент швейных ниток по виду сырья,
числу

сложений,

крутке,

окраске,

отделке,

номеру

и

назначению.

Термостойкость и отделка синтетических ниток. Требования к качеству.
Тема2.7. Отделочные материалы и фурнитура.
Теория. Отделочные материалы. Основные виды отделочных материалов
(лента, тесьма, кружево, шнур и пр.) и их применение. Пуговицы. Материалы,
способы изготовления. Подкладочные и прокладочные материалы; ассортимент;
свойства

и

режимы

обработки;

применение;

качественные

показатели.

Утепляющие материалы; классификация; применение; виды и свойства;
ассортимент; качественные показатели.
Раздел 3. Ручные работы.
Тема 3.1. Организация рабочего места. Инструмент и приспособления для
ручных работ (иглы швейные, иглы штопальные, классификация); правила
пользования.
Теория. Инструктаж по организации рабочего места, безопаснымным
условиям труда. Ознакомление с инструментами и приспособлениями для
ручных работ, правилами пользования, содержания и хранения инструмента.
Тема 3.2. Ручные стежки и строчки; виды; применение. Назначение
стежков и строчек; выполнение.
Практика. Показ и выполнение ручных стежков. Выполнение строчек
стежками.
Тема3.3. Терминология ручных работ. Применение различных номеров
ниток и игл в зависимости от вида материала, его толщины и структуры.
Теория. Терминология ручных работ. Применение различных номеров
ниток и игл в зависимости от вида материала, его толщины и структуры.
Практика. Пришивание пуговиц. Особенности сметывания косых срезов:

сложной конфигурации, с посадкой, запасом ткани; из тканей с рисунком, в
клетку, полоску; деталей со сборками.
Раздел 4. Оборудование.
Тема 4.1. Общее устройство швейных машин.
Теория. Основные узлы и механизмы швейных машин. Механизмы
передачи и преобразования движений. Заправка ниток. Подбор ниток и игл в
зависимости от тканей. Регулировка натяжения верхней и нижней нитей и
величины стежка.
Тема 4.2. Оборудование для влажно-тепловой обработки и ВТО изделий.
Теория. Ознакомление с оборудованием для влажно-тепловой обработки.
Правила пользования утюгом.
Практика. Освоение приемов влажно-тепловой обработки.
Раздел 5. Машинные работы.
Тема 5.1. Организация рабочего места.
Теория. Организация рабочего места. Оборудование, инструмент,
приспособления для машинных работ; приемы пользования ими. Правила ТБ
Тема 5.2. Правила ухода за швейными машинами.
Теория. Правила ухода за швейными машинами.
Практика. Уход за машиной, чистка, смазка.
Тема 5.3. Возможные неполадки в работе швейных машин, причины их
возникновения и способы устранения. Регулировка.
Теория. Возможные неполадки в работе швейных машин: плохое качество
строчки, пропуск стежков, обрыв нитей, поломка иглы и пр. Причины их
возникновения и способы устранения. Виды ремонта. Правила ухода за
швейными машинами. Охрана труда при работе на швейных машинах и их
наладке.
Практика. Уход за машиной. Освоение рабочих приемов: пуска,
регулировки скорости и остановки машины.
Тема 5.4. Виды машинных стежков и строчек, применение. Терминология
машинных работ. Освоение приемов работы.

Теория. Виды машинных стежков и строчек; применение. Виды швов в
изделиях. Конструкция швов. Требования к машинным швам. Терминология
машинных работ.
Практика. Выполнение различных машинных строчек: прямых,
параллельных, загзагообразных и др.
Тема 5.5. Выполнение машинных швов.
Практика. Выполнение машинных швов: соединительных, краевых,
отделочных.
Раздел 6. Основы цветоведения.
Тема 6.1. Цветовой круг. Закономерности цветовых сочетаний.
Теория. Основные и дополнительные цвета, тёплые и холодные, цветовой
круг как им пользоваться, хроматичные и ахромотичные цвета, закон контраста.
Тема 6.2. Композиционный баланс.
Практика. Работа с цветной бумагой и клеем: освоение простых
композиций из геометрических и абстрактных фигур.
Раздел 7. Изготовление текстильных изделий для дома.
Тема 7.1. Эскиз игольницы. Подбор ткани.
Теория. Инструменты и подбор материалов для изготовления игольницы.
Практика. Выполнение эскиза. Изготовление шаблонов для игольниц.
Тема 7.2. Изготовление игольницы по своему эскизу.
Практика. Раскрой и пошив игольницы.
Тема 7.3. Изготовление подарка для мамы ко «Дню матери».
Теория. Выбор идеи. Подбор материалов.
Практика. Изготовление подарка.
Тема 7.4. Эскиз прихватки для кухни. Раскрой.
Теория. Оборудование, инструменты и приспособления для шитья.
Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. Организация рабочего места.
Правила безопасной работы. Практика. Шаблоны и трафареты: способы
изготовления и использования.
Тема 7.5. Пошив прихватки для кухни.

Практика. Изготовление прихватки по своему эскизу.
Тема 7.6 . Грелка на чайник. Подбор материалов. Определение размеров.
Раскрой.
Теория. Инструменты и подбор материалов для изготовления грелки.
Практика. Выбор формы грелки. Изготовление выкройки. Раскрой.
Тема 7.7. Простёжка деталей грелки.
Практика. Соединение утепляющих материалов с основой и выполнение
простёжки деталей.
Тема 7.8 . Пошив грелки.
Практика. Соединение деталей. Декорирование.
Тема 7.9 . Расчет расхода ткани на пошив хозяйственной сумки. Раскрой
деталей сумки и подклада.
Теория. Расчет расхода ткани и технология пошива сумки.
Практика. Изготовление выкройки и раскрой деталей сумки и подклада.
Тема 7.10. Обработка подклада, деталей сумки.
Практика. Выполнение смётывания деталей подклада и сумки.
Стачивание.
Тема 7.11. Отделка. Пошив сумки.
Практика. Выполнение смётывания деталей ручек сумки и стачивание.
Соединение с сумкой, обработка верхнего среза сумки. Отделка.
Тема 7.12. Подушка-думка. Подбор материала . Раскрой.
Теория. Формы подушек-думка, декорирование. Выбор материалов для
изготовления.
Практика. Выполнение раскроя деталей.
Тема 7.13. Изготовление и наполнение подушки-думки.
Практика. Выполнение смётывания боковых срезов подушки,
стачивание. Обработка поперечных срезов подушки краевым швом вподгибку с
закрытым срезом. Наполнение (синтепухом или синтепоном). Соединить
потайными стежками.
Тема 7.14. Изготовление новогодних игрушек и сувениров.

Теория. Выбор идеи. Подбор материалов.
Практика. Изготовление подарка.
Раздел 8. Техника лоскутного шитья.
Тема 8.1. Лоскутное шитье из полос.
Теория. Изучение техники шитья из полос. Соблюдение правил ТБ при
работе.
Практика. Выполнение раскроя полос по шаблону, сметывание деталей.
Тема 8.2. Изготовление образца из полос.
Практика. Последовательность выполнения притачивания полос по
ярусам на образце.
Тема 8.3. Лоскутное шитье из квадратов.
Теория. Изучение техники шитья из квадратов. Соблюдение правил ТБ
при работе.
Практика. Выполнение раскроя полос по шаблону, сметывание деталей.
Тема 8.4. Изготовление образца из квадратов.
Практика. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение
квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия.
Влажно-тепловая обработка.
Тема 8.5. Лоскутное шитье из треугольников.
Теория. Изучение техники шитья из треугольников. Соблюдение правил
ТБ при работе.
Практика. Раскрой лоскутных деталей.
Тема 8.6. Изготовление образца из треугольников.
Практика. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажнотепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Тема 8.7. Лоскутное шитье из уголков.
Теория. Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в
зависимости от толщины ткани.
Практика. Раскрой лоскутных деталей. Примётывание к подкладу.
Тема 8.8. Соединение и сборка изделия из уголков.

Практика. Выполнение притачивания уголков. Оформление изделия.
Тема 8.9. Лоскутная техника «Спираль».
Теория. Лоскутное шитьё в технике «Спираль». Соблюдение правил ТБ
при работе.
Практика. Подготовка лоскутков к выполнению шитья в технике
«Спираль». Подравнять срезы.
Тема 8.10. Изготовление подарков к 23 февраля и 8 марта.
Теория. Выбор идеи. Подбор материалов.
Практика. Изготовление подарка.
Тема 8.11. Изготовление изделия в технике «Спираль».
Практика. Выполнение настрачивания на основу лоскутного узора
«Спираль», начиная со «зрачка».
Тема 8.12. Обработка лоскутных изделий. Отделочные элементы шитья.
Теория. Использование различных способов обработки срезов лоскутного
изделия ( в ручную или машинным способом).
Практика. Выполнение выбранным способом обработки срезов
лоскутной детали. Стачивание деталей.
Тема 8.13. Изготовление образцов отделочных элементов шитья.
Практика. Выполнение образцов отделочных элементов шитья.
Тема 8.14. Изделие из лоскутов.
Теория. Первоначальные идеи. Создание блоков из деталей лоскутного
шитья.
Практика. Изготовление изделий в технике лоскутного шитья.
Тема 8.15. Выполнение изделия из лоскутов.
Практика . Изготовление изделий в технике лоскутного шитья.
Тема 8.16. Аппликация из ткани.
Теория. Виды аппликации. Способы прикрепления деталей аппликации на
основу.
Практика. Выполнение раскроя деталей аппликации, крепление на
изделие.

Тема 8.17. Изготовление декоративного изделия с использованием
аппликации.
Практика. Выполнение изделий с настрачиванием аппликаций.
Тема 8.18. Изготовление поделок для конкурса.
Практика. Подбор выкроек. Приемы обработки деталей. Изготовление
изделия по лекалам. Декоративная обработка изделия.
Тема 8.18. Изготовление изделия по лекалам. Декоративная обработка
изделия.
Практика. Выполнение изделия и декорирование.
Раздел 9. Пошив постельного белья.
Тема 9.1. Ткани для постельного белья. Бельевые швы.
Теория. Виды тканей для пошива постельного белья. Виды бельевых
швов.
Практика. Смётывание деталей бельевых швов.
Тема 9.2. Выполнение бельевых швов на эл швейной машине.
Практика. Выполнение бельевых швов на эл швейной машине.
Тема 9.3. Определение размера наволочки. Расчет расхода ткани на
изделие. Построение чертежа выкройки наволочки в натуральную величину.
Теория. Определение размера наволочки. Расчет расхода ткани на изделие.
Практика. Выполнение расчета расхода ткани на изделие Выполнение
чертежа выкройки наволочки в натуральную величину.
Тема 9.4. Раскрой и смётывание срезов наволочки.
Теория. Демонстрация раскроя и приёмов смётывания.
Практика. Выполнение раскроя и смётывание срезов наволочки.
Тема 9.5. Обработка поперечных срезов. Выполнение разметки для
клапана, обработка боковых срезов наволочки.
Теория. Демонстрация обработки поперечных и боковых срезов
наволочки.
Практика. Выполнение обработки срезов и разметка для клапана.
Тема 9.6. Отделка наволочки. Разметка или эскиз отделки наволочки.

Подбор материала.
Теория. Виды отделки. Эскизы. Подбор материала.
Практика. Выполнение эскиза и разметки наволочки.
Тема 9.7. Отделка наволочки стежками или аппликацией по выбору.
Теория. Виды отделок. Разновидности стежков и аппликации.
Практика. Выполнение стежков или аппликации по выбору.
Тема 9.8. Раскрой и пошив простыни.
Практика. Выполнение раскроя ткани. Пошив простыни.
Тема 9.9. Пододеяльник. Составить план работы. Подготовка ткани к
раскрою.
Теория. Последовательность составление плана работы. Декатирование.
Практика. Выполнить подготовку ткани к раскрою.
Тема 9.10. Обработка пододеяльника подкройной обтачкой на образце.
Теория. Выкраивание обтачки для обработки входа в пододеяльник.
Практика. Выполнение обработки пододеяльника подкройной обтачкой
на образце.
Тема 9.11. Раскрой пододеяльника.
Практика. Выполнить замер и раскрой пододеяльника.
Тема 9.12. Обработка выреза пододеяльника.
Теория. Выкраивание обтачки для обработки входа в пододеяльник.
Практика. Выполнить обработку выреза пододеяльника.
Тема 9.12. Обработка долевых и поперечных срезов пододеяльника.
Теория.

Демонстрация обработки поперечных и долевых срезов

пододеяльника.
Практика. Выполнение обработки поперечных и долевых срезов
пододеяльника.
Тема 9.12. Окончательная отделка изделия.
Практика. Выполнение контроля качества изготовления. ВТО изделия.
10. Итоговое занятие.
Практика. Подведение итогов года.

Учебный (тематический) план 2-го года обучения
№

Названия раздела/темы

1.

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности

Количество часов
Формы аттестации
Всего Теория Практика и
контроля
3

3

-

1.1. Повторение, пройденногоматериала.
Инструктаж.

3

3

-

2.
История моды
2.1. Введение в историю моды.
Возникновение одежды.

15
3

15
3

-

Текущий контроль.

2.2

Изучение искусства и костюма
Древнего мира.

3

3

-

Текущий контроль.

2.3
2.4

Изучение античного костюма.
Изучение искусства и костюма
западной Европы.
Изучение искусства и костюма
новейшего времени.
Художественная роспись ткани.

3
3

3
3

-

Текущий контроль.
Текущий контроль.

3

3

-

Текущий контроль.

21

7

14

3.1. Введение. ТБ при работе с
материалами и инструментами.
Упражнения с использованием
инструментов
3.2. Составление эскиза композиции.
Обработка тканей. Натягивание
ткани.
3.3. Виды техники росписи. Технология
росписи ткани «холодный батик».
Выполнение росписи.
3.4. Особенности построения
композиции в узелковом батике.
Инструменты и материалы для
выполнения узелкового батика.

3

1

2

Текущий контроль.
Практическое
задание

3

1

2

3

1

2

3

1

2

Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание

3.5. Выполнение росписи на салфетке.

3

1

2

3.6. Выполнение «Свободной росписи» с
применением солевого раствора.

3

1

2

3.7. Выполнение росписи ткани
акриловыми красками.
4.
Материаловедение
4.1. Нетканые материалы.

3

1

2

12
3

3
1

2.5
3.

Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
9
2

Текущий
контроль.
Практическое

задание
4.2. Утепляющие материалы.

3

1

2

4.3. Отделочные материалы и
фурнитура

3

1

2

4.4. Уход за швейными материалами и
изделиями.

3

--

3

5.
Работа на швейной машине
5.1. Исторические сведения о швейной
машине. Правила безопасности
при работе на швейной машине.

21
3

8
3

13
--

5.2. Бытовая швейная машина с
электроприводом. Устройство
швейной машины.
5.3. Подготовка швейной машины к
работе. Выполнение строчек на
швейной машине.

3

3

-

Текущий
контроль.

3

-

3

5.4. Устройство челночного
комплекта. Чистка и уход за
швейной машиной.

3

1

2

5.5. Заправка и регулирование
натяжения нитей. Устранение
дефектов машинной строчки.

3

1

2

5.6. Выполнение бытовых машинных
швов.

3

-

3

5.7. Изготовление подарка для мамы
ко «Дню матери»

3

-

3

Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание

Конструирование и
моделирование одежды.
6.1. Основные и вспомогательные
размерные признаки. Измерения
фигуры. Прибавки на свободное
облегание.
6.2. Правила снятия мерок.
Индивидуальное измерение
фигуры. Контроль измерений.

18

5

13

3

3

-

Промежуточный
контроль.

3

1

2

Текущий
контроль.
Практическое
задание

6.

Текущий
контроль.
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.

6.3. Построение чертежа выкройки
пижамы в М 1:4

3

-

3

Текущий
контроль.
Практическое
задание

6.4. Изготовление выкройки пижамы в
натуральную величину.

3

-

3

6.5. Моделирование по
выбранному фасону.
Подготовка выкройки к
раскрою.

3

1

2

Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание

3

-

3

Технология изготовления
одежды.
7.1. Раскрой изделия.

54

5

49

3

1

2

7.2. Подготовка деталей кроя к
обработке.

3

1

2

7.3. Притачивание накладного
кармана.

3

-

3

7.4. Обработка плечевых и боковых
срезов пижамы.
Примерка.

3

-

3

7.5. Обработка застёжки.

3

-

3

7.6. Обработка выреза горловины
пижамы.

3

-

3

7.7. Обработка срезов рукавов
пижамы.

3

-

3

7.8. Обработка нижнего среза
пижамы.

3

-

3

6.6

Изготовление новогодней
игрушки

7

Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.

7.9. Окончательная отделка изделия.

3

-

3

7.10 Влажно – тепловая обработка.

3

-

3

7.11 Построение чертежа выкройки
.
пижамных брюк в М 1:4.

3

1

2

7.12 Изготовление выкройки
.
пижамных брюк в натуральную
величину.

3

1

2

7.13 Раскрой пижамных брюк.
.

3

-

3

7.14 Подготовка деталей кроя к
.
обработке.

3

1

2

7.15 Обработка шаговых срезов
.
пижамных брюк.

3

-

3

7.16 Обработка верхнего среза
.
пижамных брюк

3

-

3

7.17 Обработка нижнего среза
.
пижамных брюк.

3

-

3

7.18 Окончательная отделка изделия.
.

3

-

3

Готовые выкройки и чертежи
изделий в масштабе и в
натуральную величину.
8.1. Знакомство с готовыми
выкройками. Обозначение на
выкройке.
8.2. Построение чертежа выкройки в
натуральную величину.

15

8

7

3

3

-

3

1

2

8

Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание

Текущий
контроль.
Текущий контроль.
Практическое
задание

8.3. Способы перевода готовых
выкроек в натуральную
величину.

3

1

2

Текущий
контроль.
Практическое
задание

8.4. Подгонка выкройки под размер.

3

1

2

Текущий
контроль

Описание фасона изделия. Выбор
фасона и его анализ.
9
Раскрой по готовым
выкройкам и пошив
одежды.
9.1. Подбор ткани, ниток и
фурнитуры.

3

2

21

6

15

3

1

2

Текущий
контроль.
Практическое
задание

9.2. Раскрой изделия

3

1

2

Текущий
контроль.
Практическое
задание

9.3. Подготовка деталей кроя к
обработке

3

1

2

9.4. Составление плана пошива
изделия. Пошив.

3

1

2

9.5. Пошив и отделка выбранного
изделия.

3

1

2

Текущий контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание

9.6. Окончательная отделка
изделия.

3

-

3

9.7. Изготовление подарков на
праздники. (23 февраля и 8 марта)

3

1

2

10 Реставрация старых вещей.
10.1 Распаривание, чистка и утюжка
.
старой вещи.

12
3

3
1

9
2

10.2 Подбор отделки и фурнитуры.
.

3

1

2

10.3 Перекраивание старого изделия и
.
пошив нового.

3

1

2

8.5.

Практическое
задание

1

Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.

10.4 Окончательная отделка изделия.
.
ВТО.

3

-

3

11 Ремонт швейного изделия.
11.1 Определение вида ремонта одежды.
.
Подбор фурнитуры и материалов
для замены.

9
3

2
1

7
2

11.2 Наложение заплаты накладным
.
швом.

3

1

2

11.3 Выполнение ремонта одежды.
.

3

-

3

3
204

64

12

Итоговое занятие.
ИТОГО

Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание

Зачет.

3
140

Содержание учебного (тематического) плана 2-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.1. Повторение пройденного материала. Инструктаж.
Теория. Цели, задачи,

порядок и план

работы на

учебный

год.

Инструктаж по технике безопасности при работе. Повторение материала,
изученного в предыдущем году.
Раздел 2. История моды.
Тема 2.1. Введение в историю моды. Возникновение одежды.
Теория. История возникновения одежды. Возникновение одежды и её
основные функции. Основные формы одежды первобытного человека.
Практика. Сообщение по теме «Возникновение одежды».
Тема 2.2. Изучение искусства и костюма Древнего мира.
Теория.

Эстетическая

Конструктивные особенности

сущность
костюма.

костюма

Древнего

Египта.

Ансамблевость решения костюма –

одежда, прическа, головные уборы, украшения, обувь. Символика цвета в
костюме. Классовые различия в формах и украшениях костюма.
Тема 2.3. Изучение античного костюма.
Теория. Эстетика античного костюма. Способы формирования полотнища

ткани в костюм. Размеры куска ткани на фигуре как средство выявления
эстетического многообразия, единства, гармонии пластики тела и ткани.
Преобладания костюма над линиями и пропорциями тела, придание фигуре
величественности и статичности. Применяемые ткани, их пластические
свойства. Изменение роли драпировки. Основные виды мужской одежды.
Тема 2.4. Изучение искусства и костюма западной Европы.
Теория. Искусство

эпохи Возрождения. Многогранность деятельности

художников эпохи Возрождения. Участие художников в проектах костюмов.
Мода, ее распространение и создание эстетического идеала красоты человека и
костюма. Влияние итальянской и испанской моды.
Тема 2.5. Изучение искусства и костюма новейшего времени.
Теория. Господство стиля модерн: чрезмерная вычурность, манерность.
Освобождение женщин от корсета, свободные силуэты, буйство красок, обилие
украшений. Мода на маленькие шляпки, сумочки, перчатки. Факторы влияющие
на моду 50, 60, 70, 80-х годов. Мужской и женский костюмы. Виды изделий в
костюме, их конструктивно- декоративные особенности.
Раздел 3. Художественная роспись ткани.
Тема 3.1. Введение. ТБ при работе с материалами и инструментами.
Упражнения с использованием инструментов.
Теория. Роспись по ткани, как один из видов декоративно прикладного
искусства. ТБ при работе с материалами и инструментами. История
возникновения и развития батика. Виды батика. Художественные традиции
русского народа в искусстве росписи тканей.
Практика. Выполнение тренировочных упражнений с использованием
инструментов.
Тема 3.2. Составление эскиза композиции. Обработка тканей. Натягивание
ткани.
Теория.

Основы

композиции.

Основные

элементы

композиции.

Композиция как система размещения ее элементов и составляющих. Понятие
«перспектива», «первый» и «второй» планы, «центр композиции». Правила
подбора цветовой гаммы при составлении композиции. Формы композиции.
Правила построения композиции.

Практика. Правила и способы обработки тканей. Понятие «подрамник».
Правила и способы натягивания ткани на подрамник.
Тема 3.3. Виды техники росписи. Технология росписи ткани «холодный
батик». Выполнение росписи.
Теория. Роспись ткани в техниках «бадан» и «узелковый батик».
Холодный батик.
Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила
нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Правила работы со стеклянной
трубочкой.
Практика. Выполнение росписи.
Тема 3.4. Особенности построения композиции в узелковом батике.
Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.
Теория. Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Приемы
работы со стеклянной трубочкой, шприц-флаконом и цветными резервами.
Практика. Выполнение росписи в технике «узелкового батика».
Тема 3.5. Выполнение росписи на салфетке.
Теория. Роспись салфетки в технике «узелковый батик».
Практика. Выполнение росписи салфетки в технике «узелковый батик».
Тема 3.6. Выполнение «Свободной росписи» с применением солевого
раствора.
Теория. Правила грунтовки ткани солевым раствором.
Практика. Выполнение упражнений «Свободная роспись» с применением
солевого раствора.
Тема 3.7. Выполнение росписи ткани акриловыми красками.
Теория. Техника нанесения акриловых красок на ткань.
Практика. Выполнение росписи ткани акриловыми красками.
Раздел 4. Материаловедение
Тема 4.1. Нетканые материалы.
Теория. Представление о нетканых материалах и производстве тканей из
них. Способы получения нетканых материалов. Преимущества и недостатки
нетканых материалов.
Практика . Использование нетканых материалов. Применение.

Тема 4.2. Утепляющие материалы.
Теория. Разновидности утепляющих материалов.
Практика. Использование утепляющих материалов.
Тема 4.3. Отделочные материалы и фурнитура
Теория. Отделочные материалы.

Основные виды

отделочных

материалов (лента, тесьма, кружево, шнур и пр.) и их применение. Пуговицы.
Материалы, способы изготовления и классификация. Требования к качеству
изготовления.

Подкладочные и прокладочные

материалы.

Ассортимент.

Свойства и режимы обработки. Применение. Качественные показатели.
Утепляющие материалы. Классификация. Применение. Виды и свойства.
Ассортимент. Качественные показатели.
Практика. Выполнение теста по теме «Отделочные материалы и
фурнитура».
Тема 4.4. Уход за швейными материалами и изделиями.
Теория. Символы по уходу за одеждой. Обозначение. Способы ухода.
Раздел 5. Работа на швейной машине
Тема

5.1.

Исторические

сведения

о

швейной

машине.

Правила

безопасности при работе на швейной машине.
Теория. История возникновения швейной машины. Изобретатель первой
швейной

машины. Правила ТБ при работе на швейной машине с

электроприводом.
Тема 5.2. Бытовая швейная машина с электроприводом. Устройство
швейной машины.
Теория. Устройство и назначение бытовой швейной машины.
Практика. Управление бытовой швейной машины с электроприводом.
Тема 5.3. Подготовка швейной машины к работе. Выполнение строчек на
швейной машине.
Теория.. Основные технологические операции, выполняемые на бытовой
швейной машине с электроприводом.
Практика.

Выполнение

строчек

на

швейной

машине.

Тема 5.4. Устройство челночного комплекта. Чистка и уход за швейной
машиной.
Теория. Устройство челночного комплекта. Правила ухода за бытовой
швейной машиной.
Практика. Установка шпульного колпачка в челночное устройство.
Техническое обслуживание швейной бытовой машины ( чистка, смазка, заправка
нитей)
Тема 5.5. Заправка и регулирование натяжения нитей. Устранение
дефектов машинной строчки.
Теория. Правила заправки верхней и нижней ниток в швейной машине.
Устройство регулятора натяжения верхней нити.
Практика. Регулировка качества машинной строчки.
Тема 5.6. Выполнение бытовых машинных швов.
Практика. Выполнение запошивочного шва на образце (первый способ),
выполнение запошивочного шва на образце (второй способ).
Тема 5.6. Изготовление подарка для мамы ко «Дню матери».
Практика. Выполнение праздничных сувениров для мам.
Раздел 6. Конструирование и моделирование одежды
Тема 6.1. Основные и вспомогательные размерные признаки. Измерения
фигуры. Прибавки на свободное облегание. Основные и

вспомогательные

размерные признаки. Прибавки на свободное облегание.
Теория. Определение размеров швейного изделия. Инструменты и
приспособления для снятия мерок. Демонстрация приёмов измерения фигуры.
Прибавки на свободное облегание.
Тема 6.2. Правила снятия мерок. Индивидуальное измерение фигуры.
Контроль измерений.
Теория. Правила измерения фигуры.
Практика. Индивидуальное измерение фигуры в парах. Контроль
измерений.
Тема 6.3. Построение чертежа выкройки пижамы в М 1:4
Практика. Построение чертежа основы изделия с цельнокроеным

рукавом в масштабе 1:4.
Тема 6.4. Изготовление выкройки пижамы в натуральную величину.
Практика. Построение сетки чертежа: линий горловины; линий плеча и
рукава; боковой линии; линии бёдер и низа.
Тема 6.5. Моделирование по выбранному фасону. Подготовка выкройки к
раскрою.
Теория. Моделирование плечевой одежды. Моделирование формы выреза
горловины, плечевой одежды с застёжкой на пуговицах.
Практика. Выполнение моделирования плечевой одежды, формы выреза
горловины, плечевой одежды с застёжкой на пуговицах.
Тема 6.6. . Изготовление новогодней игрушки.
Теория. Выбор идеи. Подбор материалов.
Практика. Изготовление подарка.
Раздел 7. Технология изготовления одежды
Тема 7.1. Раскрой изделия.
Теория.

Подготовка выкройки к раскрою. Демонстрация раскладки

выкроек на ткани. Обмеловка и припуски на швы.
Практика. Выполнение раскроя пижамы.
Тема 7.2. Подготовка деталей кроя к обработке.
Теория.

Дублирование деталей клеевой прокладкой. Перенос линий

выкройки на детали кроя. Технология выполнения операций: примётывание,
вымётывание.
Практика. Выполнение дублирования деталей клеевой прокладкой,
примётывания, вымётывания.
Тема 7.3. Притачивание накладного кармана.
Практика. Обработка накладного кармана: обработка верхнего среза,
замётывание срезов, настрачивание кармана на изделие.
Тема 7.4. Обработка плечевых и боковых срезов пижамы. Примерка.
Практика. Выполнение смётывания плечевых и боковых срезов пижамы.
Проведение примерки. Устранение дефектов. Стачивание.
Тема 7.5. Обработка застёжки.

Практика. Примётывание подборта, притачивание, разметка петель
Тема 7.6. Обработка выреза горловины пижамы.
Практика.
примётывание

и

Выкраивание

обтачек

притачивание.

Обработка

для

обработки

припусков

на

горловины,
швы

перед

вывёртыванием.
Тема 7.7. Обработка срезов рукавов пижамы.
Практика. Обработка нижнего среза цельнокроеного короткого рукава
швом в подгибку. Прострачивание.
Тема 7.8. Обработка нижнего среза пижамы.
Практика. Замётывание подгибки низа. Притачивание.
Тема 7.9. Окончательная отделка изделия.
Практика. Выполнение обмётывания петель, размётка мест пришивания
пуговиц, чистка изделия.
Тема 7.10. Влажно – тепловая обработка.
Практика.

Окончательная влажно-тепловая обработка: отпаривание,

пришивание пуговиц.
Тема 7.11. Построение чертежа выкройки пижамных брюк в М 1:4.
Теория. Построение сетки чертежа, передней и задней половинок брюк в
масштабе 1:4.
Практика. Выполнение построения чертежа выкройки пижамных брюк в
масштабе 1:4.
Тема 7.12. Изготовление выкройки пижамных брюк в натуральную
величину.
Теория. Построение сетки чертежа, передней и задней половинок брюк в
натуральную величину.
Практика. Выполнение построения сетки чертежа, передней и задней
половинок брюк в натуральную величину.
Тема 7.13. Раскрой пижамных брюк.
Практика. Раскладка выкроек на ткань, обмеловка, припуски на швы.
Раскрой деталей.
Тема 7.14. Подготовка деталей кроя к обработке.

Практика. Перенос линий выкройки на детали кроя. Смётывание.
Тема 7.15. Обработка шаговых срезов пижамных брюк.
Практика. Соединение, смётывание и стачивание шаговых срезов
пижамных брюк.
Тема 7.16. Обработка верхнего среза пижамных брюк.
Практика. Выполнять обработку верхнего среза пижамных брюк швом
вподгибку с закрытым срезом.
Тема 7.17. Обработка нижнего среза пижамных брюк.
Практика. Замётывание подгибки низа. Притачивание.
Тема 7.18. Окончательная отделка изделия.
Практика. Контроль за качеством выполнения. Вдевание резинки в пояс
пижамных брюк. ВТО брюк.
Раздел 8. Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в
натуральную величину.
Тема 8.1. Знакомство с готовыми выкройками. Обозначение на выкройке.
Теория. Перевод выкроек в натуральную величину из приложения к
журналу мод. Обозначение на выкройке.
Тема 8.2. Построение чертежа выкройки в натуральную величину.
Теория. Демонстрация построения чертежа выкройки в натуральную
величину.
Практика.

Выполнить построение чертежа выкройки в натуральную

величину.
Тема 8.3. Способы перевода готовых выкроек в натуральную величину.
Теория. Демонстрация различных способов перевода готовых выкроек в
натуральную величину.
Практика. Копирование готовых выкроек в натуральную величину.
Тема 8.4. Подгонка выкройки под размер.
Теория.

Демонстрация

корректировки

готовой

выкройки

под

индивидуальный размер.
Практика. Корректировка готовой выкройки под индивидуальный размер
Тема 8.5. Описание фасона изделия. Выбор фасона и его анализ.

Теория. Научиться описывать модель изделия из журнала мод.
Практика. Выполнить анализ выбранного фасона. Работа с журналом
мод.
Раздел 9. Раскрой по готовым выкройкам и пошив одежды.
Тема 9.1. Подбор ткани, ниток и фурнитуры.
Теория. Научить подбору ткани, ниток и фурнитуры.
Практика. Выполнить подбор ткани, ниток и фурнитуры.
Тема 9.2. Раскрой изделия.
Теория. Раскладка выкройки на ткани.
Практика. Выполнить раскрой детали.
Тема 9.3. Подготовка деталей кроя к обработке.
Теория. Дублирование деталей клеевой прокладкой. Перенос линий
выкройки на детали кроя. Технология выполнения операций.
Практика.

Выполнение дублирования деталей клеевой прокладкой,

смётывание.
Тема 9.4. Составление плана пошива изделия. Пошив.
Теория. Последовательность составление

плана работы. Технология

изготовления.
Практика. Составить план пошива изделия. Выполнить пошив.
Тема 9.5. Пошив и отделка выбранного изделия.
Теория. Виды отделок. Технология изготовления.
Практика. Выполнить пошив и отделку выбранного изделия.
Тема 9.6. Окончательная отделка изделия.
Теория. Последовательность выполнения окончательной отделки.
Практика. Контроль за качеством выполнения. ВТО изделия.
Тема 9.7. Изготовление подарков на праздники. (23 февраля и 8 марта).
Теория. Выбор идеи. Подбор материалов.
Практика. Изготовление подарка.
Раздел 10. Реставрация старых вещей.
Тема 10.1. Распаривание, чистка и утюжка старой вещи.
Теория. Способы выполнения реставрации старых вещей.

Практика. Выполнить реставрацию старой вещи.
Тема 10.2. Подбор отделки и фурнитуры.
Теория. Использование различной отделки и фурнитуры для реставрации.
Практика. Выполнить отделку и замену фурнитуры.
Тема 10.3. Перекраивание старого изделия и пошив нового.
Теория. Идеи использования старых вещей в новом изделии.
Практика. Выполнить распарывание и подготовку деталей для раскроя.
Тема 10.4. Окончательная отделка изделия. ВТО.
Практика. Контроль качества выполнения. ВТО изделия.
Раздел 11. Ремонт швейного изделия.
Тема 11.1. Определение вида ремонта одежды. Подбор фурнитуры и
материалов для замены.
Теория. Виды ремонта одежды.
Практика. Выполнить ремонт одежды. Заменить фурнитуру.
Тема 11.2. Наложение заплаты накладным швом.
Теория. Технология выполнения заплаты накладным швом.
Практика. Выполнить пришивание заплаты накладным швом.
Тема 11.32..Выполнение ремонта одежды.
Практика. Выполнить ремонт повреждённой одежды.
Раздел 11. Итоговое занятие.
Практика. Подведение итогов. Сдача зачета.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы контроля и оценочные материалы служат для определения
результативности освоения обучающимися Программы. Текущий контроль
проводится по окончании изучения каждой темы – выполнение обучающимися
практических заданий. Промежуточный контроль проходит в середине учебного
года в форме открытого занятия. Итоговый контроль (зачетное занятие)
проходит в конце учебного года – в форме презентации коллекции моделей.
Формы проведения аттестации:
●

выполнение практических заданий;

●

зачет;

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы строится на принципах: «от простого

к

сложному», доступности материала, развивающего обучения. На первых
занятиях используется метод репродуктивного обучения (объяснение с
демонстрацией наглядных пособий). На этом этапе обучающиеся выполняют
задания точно по образцу и в соответствии с объяснением. В дальнейшем
материал постепенно усложняется, подключается метод проектов.
Основной формой проведения являются комбинированные занятия,
состоящие из теоретической и практической части, большее количество времени
уделяется практической части.
Материально-технические условия реализации Программы
Продуктивность работы во многом зависит от качества материальнотехнического оснащения процесса, инфраструктуры организации и иных
условий. При реализации Программы используются методические пособия,
дидактические материалы, материалы на электронных носителях.
Для успешного проведения занятий и выполнения Программы в полном
объеме необходимы:
инфраструктура организации:
●

учебный кабинет, примерочная;

●

закройный стол;

●

шкафы;

●

трельяж

инструменты и расходные материалы:
●

линейки;

●

швейные машины;

●

электрический утюг;

●

гладильная доска

●

манекены 3шт;

●

ножницы;

●

образцы швов;

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика результатов образовательной деятельности. Срез творческих и
эстетических знаний и умений.
Фамил
ия, имя
обучае
мого

Организ
ация
рабочег
о места

Умение
пользоватьс
я
инструмент
ами
и
приспособл
ениями

Знание
Базовых
форм и
условны
х
обозначе
ний

Владение
Разнообраз
ными
приемами
Овладение
основными
навыками
работы

Умение.
Пользоват
ься
инструмен
тами

Проявлен
ие
творчеств
а
и
фантазии
в
создании
работ

Стремлен
ие
к
совершенс
тву
и
законченн
ости
в
работе

Систем
а
оценок
: ур-нь
низкий
, ур-нь
средни
й,
ур-нь
высоки
й

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка
_____________________________________________________________________
Возраст______________________________________________________________
Вид и название детского
объединения__________________________________________________________
Ф.И.О. педагога_______________________________________________________
Дата начала
наблюдения___________________________________________________ _______Бал
лы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
Проявление творческих способностей
1. Участие в проведении праздников, концертов
2. Участие в конкурсах
3.Работа по образцу.
4.Работа с внесением изменений.
5.Работа над своим вариантом.
6.Конструирование.
7.Владение техникой.
8. Придумывание композиций.
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.

ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПО УРОВНЯМ
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 1б, 2б.
Средний уровень – 3б, 4б.
Высокий уровень – 5б.

Уровни показатели

год обучения
Н
С
В

1.Участие в проведении праздников, концертов.
2. Участие в конкурсах.
3.Работа по образцу;
4.Работа с внесением изменений;
5.Работа над своим вариантом.
6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию;
7.Владение техникой.
8. Придумывание композиций.
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.
Средний процент
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета результатов интеллектуальных умений(в баллах, соответствующих степени
выраженности измеряемого результата)
Фамилия, имя ребенка______________________
Возраст__________________________________
Вид и название детского объединения________
Ф.И.О. педагога___________________________
Дата начала наблюдения____________________
Баллы: Не умею или умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
№п/п
Сроки диагностики
Уровень
Показатели
1.
Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее
интересным
2.
Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь
успеха
3.
Ответственно относиться к выполнению различных поручений на
занятии
4.
Выполнять индивидуальные задания на занятии
5.
Выполнять задания вне занятий, т.е. дома.
6.
Организовывать работу других на занятии
7.
Помогать другим обучающимся по заданию педагога.
МЕТОДИКА
«КРЕАТИВНОСТЬ
ЛИЧНОСТИ»
Д.ДЖОНСОНА
http://muktaksimo.ru/upload/buryascmbo_do_new/files/4f/3a/4f3a20494a6ffaa623234b49607be85a.pdf
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Частично-поисковый
 Исследовательский





Игровой
Дискуссионный
Проектный

Формы организации образовательной деятельности:
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Беседа
 Выставка
 Галерея
 Защита проекта
 Игра
 Презентация
 Мини-конференция
 Мастер-класс
 Ярмарка
Педагогические технологии:
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология исследовательской деятельности
 Проектная технология
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
 Раздаточные материалы
 Инструкции
 Технологические карты
 Образцы изделий

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Школа рукоделия. «ОДЕЖДА ДЛЯ ЧАЙНИКОВ И ЧАШЕК», 2013 г.,
изд. Рипол Классик.
2. Школа рукоделия. «Основы кройки и шитья», 2013 г.

изд. Рипол

Классик.
3. Большая книга кроя и шитья. 2014 г., серия Рукоделие., изд. Клуб
семейного досуга.
4. Большая

энциклопедия

«Лоскутное

шитье».

Л.А.

Чернышева.

Издательство АСТ. 2014г.
5.

Одежда для дома. Шить просто! Анастасия Корфиати. Издательство

АСТ. 2021г.
6. 8. Видео курсы по шитью / Grasser.ru: [сайт]. – https://grasser.ru
7. 9. Крой. Моделирование. Шитье:

видеоуроки / BK: [сайт]. –

https://vk.com/modeling_video .
8. 10.

Уроки дизайна и моделирования одежды для начинающих:

бесплатные видео для домашнего обучения / Все курсы онлайн: [сайт]. –
https://vse-kursy.com.
9. 11.

https://patterneasy.com Уроки по моделированию: выкройки

своими руками / Выкройки легко: [сайт].


Наверх

Безопасность на железнодорожном транспорте

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
О профилактике детского травматизма на ж_д.eml (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».