ДООП Изостудия Вернисаж

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа,
художественной направленности «Изостудия Вернисаж» составлена в соответствии с
требованиями:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";

Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
На изучение данной программы выделяется 3 учебных занятия,
продолжительностью 2 часа. В неделю общая продолжительность занятий составит 6
часов. Программа «Изостудия Вернисаж» предназначена для обучения детей 7-16 лет.
Срок реализации программы –3 год.
Педагогическая целесообразность
Направленность
дополнительной
обще
развивающей
программы
–
художественная. В данной программе особое внимание уделяется художественноэстетическому воспитанию учащегося, формированию художественного вкуса.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он
может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не
разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны
помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему
стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя,
ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь
он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая
для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и
выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает
разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если
что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической
и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка
совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус
и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные
способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство
цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие
(эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в
рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных
приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен
и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму
«изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные
2

средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу
рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и
детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те
же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль
источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не
может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность
каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость
творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу
постепенного усложнения материала.
Цель
1. Обучить детей основам изобразительной грамоты.
2. Способствовать формированию познавательного интереса к изобразительному
искусству, творческой активности, увлечённости процессом рисования.
Задачи
Образовательные (обучающие):
- Развивать познавательный интерес к творчеству;
- Приобретать определенные знания, умения, навыки, компетенции в сфере
изобразительного искусства;
- Формировать чувство цвета, композиции;
- Овладение основами перспективного построения фигур, предметов.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, изобразительную фантазию, стремление
придумывать, изобретать, создавая художественный образ;
- Совершенствовать художественно-творческие способности детей в процессе
продуктивной деятельности;
- Развитие колористического видения;
-Самостоятельно применять изобразительные умения и изобразительные
средства, находить новое, экспериментировать с материалами, делать наброски, эскизы.
Воспитательные:
- формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
- освоение общекультурных ценностей, изучение культурного наследия своей
страны, региона;
- формирование положительных качеств личности таких, как отзывчивость,
вежливость,
ответственность,
целеустремленность,
дисциплинированность,
трудолюбие, аккуратность, чувство ответственности за результат своего труда,
смелость и решительность.
Актуальность:
Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,
колористического восприятия, программа способствует раскрытию творческого
потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры
ребенка, его эмоциональной отзывчивости.
Программа ориентирована на решение наиболее значимых для дополнительного
образования проблем, базируется на анализе социальных проблем, на анализе
педагогического опыта, детского и родительского спроса, потребностей общества и
социальном заказе, потенциале образовательной организации.
Актуальность программы обусловлена целями, которые заложены в Концепции
развития дополнительного образования: создание условий для творческого развития
личности ребенка, мотивация личности к познанию и творчеству. Изобразительная
деятельность является важным средством всестороннего развития ребёнка, как
умственного, так эстетического и нравственного.
3

Тематика предлагаемых детям занятий разнообразна, предусматривает развитие и
усложнение образного решения, разнообразны и формы выполнения изображений
(индивидуальная работа и коллективные композиции). Есть многообразие и в
предлагаемых детям изобразительных материалах. Это обогащает художественные
представления детей, способствует их эстетическому развитию.
Все занятия построены с учетом возрастных особенностей детей. Интересны
занятия и тем, что одна тема может в себе сочетать разные техники и приемы
использования выразительных средств. Разнообразие материалов, используемых в
работе, дает возможность ребенку фантазировать, обогащает его опыт и заставляет
думать и размышлять о целесообразности выбора материалов в той или иной
продуктивной деятельности.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она дает
основные теоретические и практические знания по изобразительному искусству. Дети
совершенствуют свои навыки, развивают коммуникативность, повышают самооценку.
Обучение изобразительному мастерству в рамках дополнительного образования дает
много возможностей для роста творческого потенциала ребенка, его гармоническому
развитию, появлению художественного вкуса.
В программе в достаточной мере удовлетворены условия для социального,
культурного, профессионального самоопределения и творческой самореализации
личности обучающегося. Также в программе есть инновационные подходы в
преподавании: использование нетрадиционных техник рисования, игровая технология
(для учащихся младших классов), применение мультимедийного оборудования,
личностно-ориентированные технологии
Формы и режим занятий
Форма проведения занятий - очная; групповая (занятия проводятся в группе
численностью до 15 человек).
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю (время занятия включает 2
часа и обязательный 10-минутный перерыв).
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной обще
развивающей программы
Программа рассчитана на 3 года.
Первый год обучения – ознакомительный. Основная задача: помочь ребёнку
преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным; дать возможность поверить в
успех и свои творческие способности; научить вести себя в коллективе; развивать
мелкую моторику рук, глазомер; освоить приёмы владения простейшими
инструментами; прививать культуру труда. Работы выполнять по образцу.
Второй год обучения – базовый. Основная задача: расширить представление о
возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить
развитие навыков владения инструментами и материалами; освоить простые
изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое
мышление.
Третий год обучения – базовый. Основная задача: расширить представление о
возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить
развитие навыков владения инструментами и материалами; освоить простые
изобразительные техники и приёмы, стимулировать самостоятельное творческое
мышление.
Планируемые результаты реализации программы
В конце первого года дети должны знать:
 отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного
искусства;
4

 ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в

живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
 об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы
рисунка, живописи и композиции.
Дети должны уметь:
 передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
 понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон,
падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем,
пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
 понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное,
композиционный центр;
 передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в
пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
 выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы.
По завершении второго года обучения ребёнок должен знать:
 отдельные произведения выдающихся мастеров русского
изобразительного искусства прошлого и настоящего;
 особенности художественных средств различных видов и жанров
изобразительного искусства;
 закономерности конструктивного строения изображаемых предметов,
основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной
перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
 различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
 знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать
специфику их изобразительного языка;
 роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его
переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Дети должны уметь:
 применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и
композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и
цветовые отношения;
 правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и
грамотно изображать их на бумаге;
 передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к
изображаемому объекту;
 передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное
положение предметов средствами перспективы и светотени;
 наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной
перспективы;
 в сюжетных работах передавать движение;
 искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно
выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
 приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения
выполненных работ.
По завершении третьего года обучения ребёнок должен знать:
 отдельные произведения выдающихся мастеров русского
изобразительного искусства прошлого и настоящего;
5

 особенности

художественных средств различных видов и жанров
изобразительного искусства;
 закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные
закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени,
элементы цветоведения, композиции;
 различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
 знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их
изобразительного языка;
 роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его
переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Дети должны уметь:
 применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и
композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и
цветовые отношения;
 правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и
грамотно изображать их на бумаге;
 передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к
изображаемому объекту;
 передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное
положение предметов средствами перспективы и светотени;
 наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной
перспективы;
 в сюжетных работах передавать движение;
 искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно
выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
 приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения
выполненных работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения
Кол-во часов

№
п/п

Тема

1

Введение. Принадлежности для
рисования.
«Золотая Осень»

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Изобразительные приемы.
Основы цветоведения. Контраст и
яркость цвета.
Аппликация «Осенний лес»
Акватипия «Отражение»,
«Городской осенний пейзаж»
Подготовка к школьному
конкурсу рисунков «Золотая
осень»
«Осенний натюрморт».

Форма
аттестации и
контроля

Общее

Теори
я

Прак
тика

1

1

-

39

10

29

5

1

4

8

2

6

5

1

4

8

2

6

5

2

3

Практическая
работа

8

2

6

Контрольная

Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос
Устный опрос

6

Изображение с натуры
«Рисуем Зиму»

работа

3

3.1

3.2

3.3
3.4
3.5

40
Основы цветоведения.
Знакомство со спектрами цвета и
вспомогательные тона.
Теплые и холодные цвета. Пейзаж
в холодной цветовой гамме
«Зима»
Подготовка к школьному и
районному конкурсу рисунков к
Новому году
Зимний пейзаж (городской,
сельский)
Зимние сказки. Иллюстрация

10

30
Устный опрос

8

2

6

8

2

6

Устный опрос

8

2

6

8

2

6

8

2

6

35

10

24

15

5

10

20

5

14

36

10

22

16

5

10

20

5

12

40

9

30

10

2

8

10

3

10

10

2

6

10

2

6

25

10

20

Практическая
работа
Устный опрос
Контрольная
работа

«Графика»
4.
4.1
4.2

5.
5.1
5.2

Линия и штрих – основа рисунка.
Линия как средство выражения.
Граттаж. Знакомство с техникой.
Композиция «Папа может»
«Нетрадиционные техники
рисования»
Кляксография «Цветы маме»
Портрет мамы, бабушки в
технике «Коллаж», «Аппликация»
«Весенняя капель»

6
6.1
6.2
6.3
6.4

Композиция «Пришла Весна!»
Натюрморт «Цветы» в теплой
цветовой гамме»
Тематическая композиция «День
Космонавтики»
Подготовка к конкурсу рисунков,
посвященному дню Победы
«Скоро Лето»

7
7.1

Тематическая композиция «День
Защиты детей»

10

5

10

7.2

Коллаж «Летний день»

15

5

10

Итого: 216

60

156

Устный опрос
Устный опрос

Устный опрос
Практическая
работа

Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Практическая
работа

Устный опрос
Контрольная
работа

2 год обучения
7

№
п/п

1

Кол-во часов
Тема
Введение. Живопись.
Монументальная живопись,
станковая (акварель, гуашь,
акриловые краски).
Изобразительные приемы
«Золотая Осень»

2
2.1
2.2
2.3
2.4

Техника работы гуашью.
«Натюрморт с тыквой»
Творческая композиция
«Листопад»
Тематическая композиция
«Осенний пейзаж»
Подготовка к школьному
конкурсу рисунков «Золотая
осень»
«Рисуем Зиму»

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

Основы цветоведения. Живопись
– искусство цвета.
Художественный приём
«заливка». Рисование неба.
. Пейзаж в холодной цветовой
гамме «Зимние узоры»
Зимний пейзаж (городской,
сельский)
Зимние сказки. Иллюстрация
Подготовка к районному
конкурсу рисунков «Безопасный
Новый год»
«Графика»

4.
4.1
4.2

5.

5.1
5.2

Линия и штрих – основа рисунка.
Линия как средство выражения.
Граттаж. Особенности техники.
Композиция «Подводный мир»
«Нетрадиционные техники
рисования»
Эстамп (оттиск на бумаге)
«Цветы для мамы»
Композиция «Мамина улыбка» (в
нетрадиционной технике)

Общее

Теори
я

Прак
тика

1

1

-

39

10

29

8

2

6

8

2

5

13

4

9

Форма
аттестации и
контроля

Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос
Устный опрос

10

2

8

35

15

20

6

3

3

6

2

4

6

2

4

6

3

3

6

3

3

5

2

3

35

10

24

15

5

10

20

5

14

36

10

26

16

5

11

20

5

15

Устный опрос
Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос
Контрольная
работа
Практическая
работа

Устный опрос
Устный опрос

Устный опрос
Практическая
работа
8

«Весенняя капель»
6.
6.1
6.2
6.3
6.4

Композиция «Пришла Весна!»
Натюрморт «Тюльпаны»
Тематическая композиция «День
Космонавтики»
Подготовка к конкурсу рисунков,
посвященному дню Победы
«Скоро Лето»

7.
7.1
7.2

Тематическая композиция «День
Защиты детей»
Коллективная работа «Лето – это
маленькая жизнь»

35

10

25

8
8

2
2

6
6

9

3

6

10

3

7

35

10

25

25

5

20

10

5

5

Итого: 216

66

150

Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Практическая
работа

Устный опрос
Практическая
работа

3 год обучения
№
п/п

1

Кол-во часов
Тема
Введение. Живопись. Рисунок.
Композиция.

Общее

Теори
я

Прак
тика

1

1

-

36

10

26

Форма
аттестации и
контроля

«Золотая Осень»
2

2.1

Техника работы гуашью.
«Натюрморт с осенними
листьями»

10

3

7

2.2

Творческая композиция «Осень»

6

2

4

10

3

7

2.3
2.4

Тематическая композиция
«Осенний пейзаж»
Подготовка к школьному
конкурсу рисунков «Золотая
осень»
«Рисуем Зиму»

3
3.1
3.2
3.3

Основы цветоведения. Живопись
– искусство цвета.
Художественный приём
«заливка». Рисование неба.
. Пейзаж в холодной цветовой

Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос
Устный опрос
10

2

8

36

15

21

6

3

3

6

2

4

6

2

4

Устный опрос
Устный опрос
Практическая
9

3.4
3.5
3.6

гамме «Зимние узоры»
Зимний пейзаж (городской,
сельский)
Зимние сказки. Иллюстрация
Подготовка к районному
конкурсу рисунков «Безопасный
Новый год»
«Графика»

4.
4.1
4.2

5.

5.1
5.2

Линия как средство выражения.
Графические материалы.
Гравюра на картоне. Особенности
техники. Композиция
«Музыкальные инструменты
«Нетрадиционные техники
рисования»
Эстамп (оттиск на бумаге)
«Портрет мамы»
Композиция «Весна» (в
нетрадиционной технике)
«Весенняя капель»

6.
6.1
6.2
6.3
6.4

Композиция «Весенний пейзаж»
Натюрморт «Тюльпаны»
Тематическая композиция «День
Космонавтики»
Подготовка к конкурсу рисунков,
посвященному дню Победы
«Скоро Лето»

7.

6

3

3

6

3

3

6

2

4

35

10

25

15

5

10

20

5

15

36

10

26

16

5

11

20

5

15

36

10

26

9
8

2
2

7
6

9

3

6

10

3

7

36

10

26

работа
Устный опрос
Контрольная
работа
Практическая
работа

Устный опрос
Устный опрос

7.1

Тематическая композиция «День
Защиты детей»

25

5

20

7.2

. Композиция «День России»

11

5

6

Итого: 216

66

150

Устный опрос
Практическая
работа

Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Практическая
работа

Устный опрос
Практическая
работа

СОДЕРЖАНИЕ:
1 год обучения
I.«Золотая Осень»
1.Введение. Принадлежности для рисования. Изобразительные приемы. Какими
красками работают художники.
Общие сведения о материалах, принадлежностях. Техника безопасности при работе с
художественными материалами.
2. Основы цветоведения. Контраст и яркость цвета.
10

Общие понятия. Упражнения на заданную тему.
3.Аппликация «Осенний лес». Особенности техники «Аппликация». Выполнение
аппликации из цветной бумаги и газетных вырезок.
4. Акватипия «Отражение», «Городской осенний пейзаж».
Знакомство с нетрадиционной техникой «Акватипия». Выполнение упражнений и
композиции на заданную тему. Материал – гуашь, акварель.
5. Подготовка к школьному конкурсу рисунков «Золотая осень».
Разработка эскизов композиции, цветовое решение, оформление работ для выставки,
этикетаж.
6. «Осенний натюрморт». Изображение с натуры.
Обучение навыку работы с натуры. Раскрытие понятия «Натюрморт». Освоение
изображения объема, света и тени.
II. «Рисуем Зиму»
1.Основы цветоведения. Знакомство со спектрами цвета и вспомогательные тона.
Изображение спектра. Упражнения на поиск вспомогательных тонов.
2. Теплые и холодные цвета. Пейзаж в холодной цветовой гамме «Зима».
Основные понятия теплохолодности. Упражения в теплой и холодной цветовой гамме.
Выполнение пейзажа в холодной цветовой гамме гуашью.
3. Подготовка к школьному и районному конкурсу рисунков к Новому году.
Разработка эскизов, цветовое решение, оформление работ на экспозицию, этикетаж.
4.Зимний пейзаж (городской, сельский).
Отличительные особенности городского и сельского пейзажа. Композиционные
поиски. Цветовое решение.
5. Зимние сказки. Иллюстрация
Создание иллюстрации на заданную тему. Поиск наиболее удачной композиции. Работа
с литературой, книжными иллюстрациями известных изданий.
III.«Графика»
1.Линия и штрих – основа рисунка. Линия как средство выражения.
Основные средства выражения в графике. Графические материалы, особенности
работы с ними. Упражнения на тон, штриховку простых геометрических форм.
2. «Граттаж».
Знакомство с техникой. Выполнение упражнений в этой технике в малом формате.
Темы: «Цирк», «Космос», «Цветы в вазе».
Композиция «Папа может». Материалы – гуашь, скребок, масляная пастель или
восковые мелки, жидкое мыло.
IV. «Нетрадиционные техники рисования»
1.Кляксография «Цветы маме»
Выполнение задания в нетрадиционной технике с помощью выдувания. Материалы –
акварель, гуашь, трубочка, черная гелиевая ручка.
2. Портрет мамы, бабушки в технике «Коллаж», «Аппликация».
Выполнение задания в технике «Коллаж». Композиционное и стилевое решение.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, цветной картон, вырезки из журналов,
газет.
V. «Весенняя капель»
1.Композиция «Пришла Весна!»
Композиционное и стилевое решение работы. Работа с тоном и цветом. Проработка
деталей.
2. Натюрморт «Цветы» в теплой цветовой гамме».
Решение композиции с помощью теплых тонов. Работа гуашью с натуры и по
представлению.
11

3.Тематическая композиция «День Космонавтики»
Разработка эскиза. Цветовое и стилевое решение. Выбор техники изображения,
материалов.
4. Подготовка к конкурсу рисунков, посвященному дню Победы
Композиция, посвященная дню Победы в ВОВ. Работа с иллюстративным материалом,
фотографиями военных лет. Выбор сюжета и стилевое решение.
Подготовка к экспозиции.

2 год обучения
I.«Золотая Осень»
1. Введение.Инструктаж по технике безопасности. Основы цветоведения
Живопись. Монументальная живопись, станковая (акварель, гуашь, акриловые краски).
Изобразительные приемы. Знакомство с техниками. Отличительные особенности в
работе с разными материалами. Секреты мастеров.
2.Техника работы гуашью. «Натюрморт с тыквой». Цель – научить рисованию с
натуры. Освоение техники работы гуашью. Смешение цветов на палитре.
3.Творческая композиция «Листопад». Цель – развитие воображения, чувства
композиции, ритма пятен. Рисование с натуры и по представлению.
4. Тематическая композиция «Осенний пейзаж». Представление о том, как правильно
выстраивать композицию. Работа с цветом и светотенью. Развитие творческого
воображения.
5. Подготовка к школьному конкурсу рисунков «Золотая осень». Разработка эскизов
композиции, цветовое решение, оформление работ для выставки, этикетаж.
II. «Рисуем Зиму»
1.Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
Основные понятия в живописи. Влияние цвета на эмоциональный стой картины.
Выполнение живописных упражнений «Хорошая погода», «Ненастье», «Зима», «Лето»
2.Художественный приём «заливка». Рисование неба.
Изучение художественного приема. Упражнения гуашью, акварелью
3. Пейзаж в холодной цветовой гамме «Зимние узоры»
Работа выполняется с помощью восковых мелков, свечи, акварели. Изучение новой
техники.
4. Подготовка к школьному и районному конкурсу рисунков к Новому году.
Разработка эскизов, цветовое решение, оформление работ на экспозицию, этикетаж.
5.Зимний пейзаж (городской, сельский)
Отличительные особенности городского и сельского пейзажа. Композиционные
поиски. Цветовое решение.
6. Зимние сказки. Иллюстрация
Создание иллюстрации на заданную тему. Поиск наиболее удачной композиции. Работа
с литературой, книжными иллюстрациями известных изданий.
7.Подготовка к районному конкурсу рисунков «Безопасный Новый год»
Выбор сюжета, проработка деталей. Подготовка работ на экспозицию.
III. «Графика»
1.Линия как средство выражения. Графические материалы.
Выразительные возможности графики. Линия и тон. Портрет в графике (карандаш,
уголь, сангина и др.)
2.Граттаж. Особенности техники. Композиция «Подводный мир»
Эскиз композиции. Перенос на большой формат. Материалы: гуашь или тушь
плакатная, жидкое мыло, скребок, восковые мелки.
IV. «Нетрадиционные техники рисования»
1.Эстамп (оттиск на бумаге) «Цветы для мамы»
12

Для работы понадобится картон, бумага разной фактуры, ткань, ножницы, клей, тушь
плакатная. Работа с композицией в необычной технике. Развитие фантазии,
аккуратности, творческий подход.
2. Композиция «Мамина улыбка» (в нетрадиционной технике)
Композиция в любой нетрадиционной технике (коллаж, эстамп, граттаж и пр.)
V. «Весенняя капель»
1.Композиция «Пришла Весна!»
Работа с цветом и композицией. Выбор сюжета. Перенос на формат А3. Подготовка к
экспозиции.
2. Натюрморт «Тюльпаны»
Материал – гуашь. Работа с натуры и по представлению. Цветовое решение.
3.Тематическая композиция «День Космонавтики»
Проработка эскизов. Выбор лучшего варианта. Перенос на формат. Подготовка к
экспозиции лучших работ.
4. Подготовка к конкурсу рисунков, посвященному дню Победы.
Выбор сюжета, проработка деталей. Подготовка работ на экспозицию.
VI. «Скоро Лето»
1.Тематическая композиция «День Защиты детей»
Беседа. Выбор сюжета. Поиск композиции. Завершение лучшего варианта. Подготовка
к экспозиции
2. Коллективная работа «Лето – это маленькая жизнь»
Коллективная работа на большом формате в стиле «Коллаж»
Материалы - фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага и пр.

3 год обучения
I.«Золотая Осень»
1. Введение.Инструктаж по технике безопасности.
Живопись. Рисунок. Композиция.
Изобразительные приемы. Знакомство с техниками. Отличительные особенности в
работе с разными материалами. Секреты мастеров.
2.Техника работы гуашью. «Натюрморт с осенними листьями». Цель – научить
рисованию с натуры. Освоение техники работы гуашью. Смешение цветов на палитре.
3.Творческая композиция «Осень». Цель – развитие воображения, чувства композиции,
ритма пятен. Рисование с натуры и по представлению.
4. Тематическая композиция «Осенний пейзаж». Представление о том, как правильно
выстраивать композицию. Работа с цветом и светотенью. Развитие творческого
воображения.
5. Подготовка к школьному конкурсу рисунков «Золотая осень». Разработка эскизов
композиции, цветовое решение, оформление работ для выставки, этикетаж.
II. «Рисуем Зиму»
1.Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
Основные понятия в живописи. Влияние цвета на эмоциональный стой картины.
Выполнение живописных упражнений «Хорошая погода», «Ненастье», «Зима», «Лето»
2.Художественный приём «заливка». Рисование неба.
Изучение художественного приема. Упражнения гуашью, акварелью
3. Пейзаж в холодной цветовой гамме «Зимнее утро»
Работа выполняется с помощью восковых мелков, свечи, акварели. Изучение новой
техники.
4. Подготовка к школьному и районному конкурсу рисунков к Новому году.
Разработка эскизов, цветовое решение, оформление работ на экспозицию, этикетаж.
13

5.Зимний пейзаж (городской, сельский)
Отличительные особенности городского и сельского пейзажа. Композиционные
поиски. Цветовое решение.
6. Зимние сказки. Иллюстрация
Создание иллюстрации на заданную тему. Поиск наиболее удачной композиции. Работа
с литературой, книжными иллюстрациями известных изданий.
7.Подготовка к районному конкурсу рисунков «Безопасный Новый год»
Выбор сюжета, проработка деталей. Подготовка работ на экспозицию.
III. «Графика»
1.Линия как средство выражения. Графические материалы.
Выразительные возможности графики. Линия и тон. Портрет в графике (карандаш,
уголь, сангина и др.)
2.Гравюра на картоне. Особенности техники. Композиция «Музыкальные
инструменты»
Эскиз композиции. Перенос на большой формат. Материалы: шило или игла, картон
разной фактуры, валик или шпатель, калька, тушь, акриловая краска или гуашь.
IV. «Нетрадиционные техники рисования»
1.Эстамп (оттиск на бумаге) «Портрет мамы»
Для работы понадобится картон, бумага разной фактуры, ткань, ножницы, клей, тушь
плакатная. Работа с композицией в необычной технике. Развитие фантазии,
аккуратности, творческий подход.
2. Композиция «Весна» (в нетрадиционной технике)
Композиция в любой нетрадиционной технике (коллаж, эстамп, граттаж и пр.)
V. «Весенняя капель»
1.Композиция «Весенний пейзаж»
Работа с цветом и композицией. Выбор сюжета. Перенос на формат А3. Подготовка к
экспозиции.
2. Натюрморт «Тюльпаны»
Материал – гуашь. Работа с натуры и по представлению. Цветовое решение.
3.Тематическая композиция «День Космонавтики»
Проработка эскизов. Выбор лучшего варианта. Перенос на формат. Подготовка к
экспозиции лучших работ.
4. Подготовка к конкурсу рисунков, посвященному дню Победы.
Выбор сюжета, проработка деталей. Подготовка работ на экспозицию.
VI. «Скоро Лето»
1.Тематическая композиция «День Защиты детей»
Беседа. Выбор сюжета. Поиск композиции. Завершение лучшего варианта. Подготовка
к экспозиции
2. Коллективная работа «Лето»
Коллективная работа на большом формате в стиле «Коллаж»
Материалы - фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага и пр.
3. Композиция «День России»
Выбор сюжета. Эскиз. Перенос на формат А3. Цветовое решение. Подготовка к
экспозиции.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер.
Инструменты оценки достижений детей и подростков способствуют росту их
самооценки и познавательных интересов, а также диагностируют мотивацию
достижений личности.
14

Главным результатом реализации программы является создание каждым
ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика
является не столько его талант, сколько его способность трудиться, способность
упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами
изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится в форме:
- конкурсов;
- выставок детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся,
основными формами представления результатов работы являются: выставки внутри
изостудии, общешкольные выставки, участие в конкурсах.
На втором, эвристическом уровне, основными формами представления
результатов работы являются: конкурсы и выставки более высокого уровня
(поселковые, районные), элементы исследовательской и творческой деятельности.
Формы аттестации
• Творческая работа
• Конкурс
• Выставка
Педагогические принципы:
На занятиях созданы условия для творческого развития воспитанников на
различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени
одаренности. Дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от
простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более
сложном творческом уровне.
Предполагается дать основы теории живописи, графики, научить различать
жанры изобразительного искусства.
Дети будут работать над освоением различных художественных материалов,
овладевать новыми техниками и приёмами, научатся создавать свои цветовые
сочетания, видеть цветовое многообразие.
Расширят кругозор, изучая творчество художников различных жанровых
направлений.
Используемые методы:
 дают возможность почувствовать многоцветного изображения предметов, что
влияет на полноту восприятия окружающего мира;
 формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования;
 способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как
следствие, познавательных способностей;
 созданию увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с
элементами творчества необходимы трудовые усилия;
 созданию ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Продолжительность занятий:
Два занятия в неделю по 1 академическому часу.
Формы занятий:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся –
это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и
воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых,
индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в
программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
15

Результатам коллективного художественного труда обучающиеся находят применение
в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на
занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей,
ветеранов войны и труда.
Мониторинг
Программа кружка открытая, в нее могут вноситься некоторые коррективы.
Предложения могут вносить дети, так на тему, вызвавшую наибольший интерес детей,
могут быть реализованы часы из другой темы.
В конце каждого занятия с целью повышения мотивации к знаниям проводится
просмотр и обсуждение работ, отмечаются самые удачные. Дети высказывают свое
мнение, учатся быть объективными, не обижать друг друга при оценивании работ, быть
гуманными, доброжелательными, учатся без обид выслушивать критику, быть
самокритичными.
На выставке выставляются работы всех детей.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Наименование
Ноутбук

Мебель

Технические характеристики
Комплект
Форм-фактор: ноутбук;
Шт.
Жесткая, неотключаемая
клавиатура: наличие;
Русская раскладка клавиатуры:
наличие;
Диагональ экрана: не менее 15,6
дюймов;
Разрешение экрана: не менее
1920х1080 пикселей;
Количество ядер процессора: не
менее 4;
Количество потоков: не менее 8;
Базовая тактовая частота
процессора: не менее 1 ГГц;
Максимальная тактовая частота
процессора: не менее 2,5 ГГц;
Кэш-память процессора: не менее
6 Мбайт;
Объем установленной оперативной
памяти: не менее 8 Гбайт; Объем
поддерживаемой оперативной
памяти (для возможности
расширения): не менее 24 Гбайт;
Объем накопителя SSD: не менее
240 Гбайт;
Время автономной работы от
батареи: не менее 6 часов;
Вес ноутбука с установленным
аккумулятором: не более 1,8 кг;
Внешний интерфейс USB
стандарта не ниже 3.0: не менее
трех свободных
Состоит из:
комплект

Количество
1

1
16

Стол ученический
одноместный
регулируемый по
высоте и углу
наклона столешницы

Столешница выполнена из ЛДСП шт.
толщиной не менее 25 мм торцы
столешницы облицованы
противоударной кромкой ПВХ,
толщиной не менее 2 мм углы
столешницы закруглены
Размер столешницы не менее
600х500 мм
Ростовая группа 5-7
Регулировка высоты в диапазоне
не менее 700 - 820 мм, шаг не
менее 30 мм, регулировка угла
наклона не менее 12 градусов, не
менее 6 положений
Стул ученический
Сиденье и спинка стула
шт.
поворотный
выполнены из монолитного
пластика
Форма спинки с поясничной
поддержкой
Поверхность стула
текстурированная, нескользящая.
Имеется отверстие в спинке для
перемещения стула, овальной
формы с размерами не менее
60х100 мм
Основание стула выполнено в виде
крестовины, изготовленной из
металла и оснащена заглушками
цилиндрической формы,
диаметром не менее 35 мм
Для удобства перемещения стула в
комплекте ролики для установки
вместо заглушек
Механизм регулировки высоты металлический рычаг и
хромированный газлифт
Габаритные размеры сиденья не
менее 430х430 мм Высота сиденья:
минимальное значение не менее
390, максимальное значение не
менее 490 мм. (не менее 420 мм и
520 мм на роликах соответственно)
Ширина верхней части спинки не
менее 430 мм.
Выставочные шкафы Назначение: для обеспечения
шт.
хранения учебных и
демонстрационных пособий
Конструкцией шкафа
предусмотрены две секции:
верхняя открытая
Имеет минимум 2 полки на
полкодержателях; нижняя
закрытая, имеет полку на
полкодержателях

14

14

1

17

Шкаф изготовлен из ЛДСП по
ГОСТ 10632-2014 с классом
эмиссии формальдегида Е1,
толщиной не менее 16 мм Шкаф
снабжен регулируемыми опорами,
позволяющими компенсировать
неровности пола
Габаритные размеры не менее
(ШхГхВ) 800х450х2000 мм.
Гуашь
Количество цветов: не менее 12
Фасовка: пластиковые баночки
Объем баночки: не менее 15 мл
Акварель
Количество цветов: не менее 12
Фасовка: коробка с кюветами для
воды и кистью.
Палитра
Материал палитры: пластмасса
Форма: овальная
Отверстия для держания в руке
при смешивании красок: наличие
Бумага акварельная Папка для рисования акварелью.
по 15 л
Формат бумаги: А3
Количество листов в наборе: не
менее 15
Плотность бумаги: не менее 200
г/кв.м
Кисти белка
Количество: не менее 5 штук
Защитный пластиковый колпачок:
наличие
Гуммированный волосяной пучок:
наличие
Карандаши простые Количество в комплекте: не менее
ТМ
5 шт.
Ластики
Материал: каучук
Акварельные
Количество в наборе: не менее 18
карандаши (в наборе цветов
18 цветов)
Фломастеры
Перманентные
Количество цветов в наборе - не
менее 4 шт.
Линеры разной
Количество в наборе: Не менее 3
толщины
штук
Толщина линии: не менее 0,30,
0,40 и 0,50 мм
Пастель масляная
Пастель художественная
или сухая (наборы
Количество цветов в наборе: не
разных цветов)
менее 12
Бумага для пастели Формат: А4
различных цветов
Количество листов в уп: не менее
(папка с листами
20 листов.
разных цветов)
Набор муляжей
Комплектность как минимум:
овощей, фруктов,
Муляжи фруктов - не менее 7

шт.

4

шт.

6

шт.

4

упак.

5

набор

5

набор

4

шт.
набор

4
4

шт.

5

набор

2

набор

2

упак.

2

набор

1
18

грибов

видов;
Муляжи овощей - не менее 3
видов; Муляжи грибов - не менее
3 видов; Список и паспорт - 1 шт.
Материал: полистирол
вспенивающийся
Окрашены: масляными красками,
цветным парафином
Набор чучел птиц и Муляжи животных, выполненные набор
мелких животных
в натуральную величину.
Количество животных в
комплекте: не менее 9
Мольберты
Складной мольберт с двумя
шт.
рабочими поверхностями,
расположенными с наклоном
Полка для инструментов и
материалов: наличие
Основа панелей: стальной
эмалированный лист
Планшеты
Материал: фанера
шт.
Размер: не менее 40х30 см.
Набор гипсовых
Материал: гипс
набор
моделей:
Комплектность не менее:
геометрических
Куб, конус, шар, пирамида
фигур, орнаментов, трехгранная, пирамида
капителей, голов
четырехгранная, цилиндр,
параллелепипед, икосаэдр,
октаэдр, сечение конуса с
цилиндром, сечение пирамиды с
параллелепипедом, усеченный
цилиндр, сечение параллелепипеда
с параллелепипедом, призма
шестигранная, призма
восьмигранная, капитель - 2 шт.,
голова - 2 шт., орнамент - 2 шт.
Натюрмортный фонд Материал: гипс
набор
(в комплекте
бытовые предметы,
драпировки и т. д.)
Софиты

Осветитель закрепленный на
шт.
подставке
Регулировка по высоте: наличие
Световой поток не менее 2000 Лм
Высота подставки не менее 100 см.

1

15

4
1

1

1

Методические материалы
19

Учебно-методический комплекс программы
1. Образовательная программа изостудии «Вернисаж».
2. Презентации, видеофильмы.
Наглядные средства обучения, дидактические материалы
1.Образцы работ.
2.Иллюстрационные материалы по жанрам искусства.
3.Репродукции произведений художников.
4. Натюрмортный фонд (предметы быта, драпировки, изделия народных
промыслов).
5. Книги по изобразительному искусству.
6. Схемы, плакаты, цветовой круг.

Список литературы
Учебные пособия для педагога:
1. Программа дополнительного образования: жизнь вне стандарта.
Информационно-методический сборник. – Воронеж: ГАУ ДО Воронежской обл.
«РМЦ», 2019
2. Харрис Д. Искусство каллиграфии: практическое руководство по приемам и
техникам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019
3. Колесова М.Н. Дизайн. Наглядное пособие для учителей. – «ЛитРес», 2020
4. Бадян В.Е., Денисенко В.И. Основы композиции. – «Академический проект»,
2021
5. Горелышев Д. Простое рисование. Фигура человека. – «Манн, Иванов и
Фербер», 2022

Список литературы для детей и родителей:
1.
Лопухина В., Лопухина В. Прописи по каллиграфии. – М.: Манн, Иванов
и Фербер», 2019
2.
Горелышев Д. Простое рисование. - «Манн, Иванов и Фербер», 2021
3.
Шайнбергер Ф. Скетчи без границ, смелые зарисовки в дороге, в городе,
на пляже и где угодно. – «Манн, Иванов и Фербер», 2019
4.
Хэйнс Дж. Живые цветы акварелью, идеи для рисования, техники,
практические советы. – «Манн, Иванов и Фербер», 2019
5.
Гудмен М. Дж.С. Детский рисунок. Почему, когда и как дети занимаются
творчеством. Руководство для родителей. – «Ад Маргинем», 2020

20


Наверх

Безопасность на железнодорожном транспорте

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
О профилактике детского травматизма на ж_д.eml (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».