ДООП Рукоделие

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий)
Нормативные правовые основы разработки ДООП:









Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству».
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе МБО ДО «УЦ».

Актуальность. В последние годы у обучающихся повышается интерес к
современным видам декоративно-прикладного творчества, различным народным
промыслам. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в полной
мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в
повседневной жизни. Такие педагогические технологии способствуют развитию интереса
к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к
действительности, воспитанию мировоззрения и как следствие подготовке детей к
активному участию в реальной жизни.
Направленность для программы «Рукоделие» – художественная.
Декоративно-прикладное творчество является наиболее доступным для детей,
обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью.
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с
эмоциональностью и общественной сторонами жизни человека, в ней находят отражение
некоторые особенности его интеллекта и характера.
Программа «Рукоделие» знакомит детей с забытыми и современными видами
рукоделия, такими как: папье-маше, вышивка крестом, интерьерная игрушка и др.
Педагогическая целесообразность программы. Образовательная программа
разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность,
результативность);
– формах и методах обучения (активные методы самостоятельного обучения,
дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и
т.д.);

– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование,
анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
– средствах обучения (необходимое оборудование, инструменты и материалы в
расчете на объединение детей).
Отличительные особенности программы.
При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое
внимание уделяется эстетическим, экономическим и эргономическим требованиям.
Учащиеся знакомятся с национальными традициями, видами народного декоративноприкладного творчества и особенностями культуры и быта народов России,
экономическими требованиями: рациональное расходование материалов, утилизация
отходов. Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только
расширить политехнический кругозор учеников, но и раскрыть индивидуальные
способности каждого ученика, что способствует осознанному выбору профессии.
Адресат программы – обучающиеся в возрасте 10-17 лет, интересующиеся
дополнительным образованием.
Срок и объем освоения программы: 1год, 216ч.
«Базовый уровень» - 1 год, 216педагогических часов;
Форма обучения: очная.
Занятия по данной программе проводятся по 2 часа 3 раза в неделю.
Организационная форма занятий включает теоретическую и практическую часть, большее
количество времени отводится на самостоятельную творческую практическую
деятельность. Между занятиями предусмотренные 10–ти минутные перерывы, во время
занятий динамичные паузы.
Особенности
организации
образовательной
деятельности:
группа
разновозрастная.
Формы организации учебного занятия: урок-игра, мини-выставка, викторина.
Основным методом обучения является дифференцированный подход к обучению,
что позволяет всем детям успешно справляться с поставленной перед ними целью. В
зависимости от своих способностей, дети разрабатывают и выполняют мини-проекты, где
могут проявлять свою индивидуальность и творчество. Большое место в проведении
занятий отводится конкурсам, викторинам и выставкам. Это пробуждает детей заниматься
самообразованием, получать дополнительные знания.
Обучаясь по данной программе, дети не только учатся определенным приемам
технологий декоративно-прикладного творчества, но так же знакомятся с культурой,
русскими и бурятскими традициями.
1.2. Цель программы: Создание условий для раскрытия и развития
потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами
декоративно-прикладного искусства через практическое освоение разных технологий.
Задачи:
обучающие:
Формировать устойчивый интерес к декоративно - прикладному творчеству
Обучить технологии шитья, вышивки, вязания, квиллинга, плетения и др.
Дать знания по основам композиции, формообразования, цветоведения.
Дать знания по истории возникновения и развития изучаемых видов ДПИ.
развивающие:

Развивать
художественный
вкус,
фантазию,
изобретательность,
пространственное воображение и внимание.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на
природу.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать
глазомер.
воспитательные:
Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени,
помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.
Воспитывать
усидчивость,
аккуратность,
трудолюбие,
дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру
труда,
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
-

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
раздела
и темы

Название темы

1.
1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4

2.5
2.6
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

3.6
3.7

3.8
3.9

3.10
3.11
3.12
3.13

Количество часов
Всего Теория Практика
3

1

2

3

1

2

18

7

11

3

3

--

3

1

2

3

-

3

3

1

2

3

1

2

3

1

2

39

12

27

3

1

2

3
3

1
1

2
2

3
3

1
1

2
2

Изготовление корзинок из
пергамента.

3

1

2

Квилинг. Виды квилинга.
Основные формы.

3

1

2

Техники квилинга.
Изготовление открыток.

3

1

2

Декупаж. История
декупажа. Сфера
применения.

3

1

2

3
3

1
1

2
2

3

1

2

3

--

3

Вводное занятие.
Работа с природным
материалом
Знакомство с природными
материалами. Способы
применения.
Способы заготовки и
условия хранения.
Экскурсия. Заготовка
природных материалов.
Изготовление изделий из
природных материалов в
технике аппликация.
Изготовление изделий из
природных материалов
технике монотипия.
Техника терра –
изготовление изделий.
Работа с бумагой и
картоном
Оригами. История
возникновения.
Необходимые материалы.
Техника и виды оригами.
Папье-маше. История,
основные техники.
Поделки из папье-маше.
Изготовление корзинок из
джута.

Виды и техники декупажа.
Основные стили декупажа.
Декоративные эффекты в
декупаже.
Оформление мини-

Форма
аттестации/контроля
Устный опрос

Устный опрос

Мини выставка

4

выставки
Основы изобразительного
36
искусства.

12

24

4.1

Основы композиции

3

1

2

4.2

Мир цвета.

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3
3

1
1

2
2

3

1

2

3
3
12
3

1
1
6
3

2
2
6
--

3

1

2

3

1

2

3
42

1
15

2
27

3

3

--

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8

Знакомство с различными
техниками
изобразительного
искусства.
Акварель. Разновидности
техник акварели.
Гуашь. Различные техники
рисования гуашью.
Пастель
(восковая).
Особенности
рисования
пастелью.
Граттаж.
Материалы.
Подготовка поверхности.
Выполнение рисунка.
Батик. Техники рисования
по ткани.
Мозаика.
Техники
выполнения.
Коллаж.
Скрапбукинг.
Работа с фоамираном
Виды фоамирана.
Необходимые инструменты
для работы.
Особенности и свойства.
Правила работы.
Поделки своими руками.
Игрушки из фоамирана.
Цветы из фоамирана.
Работа с тканью
Роспись ткани.
Необходимые материалы.
Узелковый батик.
Трафаретная ручная
роспись ткани.
Свободная техника
росписи.
Мягкие игрушки своими
руками. Обзор материалов.
Шаблоны.
Изготовление мягких
игрушек.
Подушка для любимой
мамы. Подбор материалов.
Декатирование ткани.

Мини выставка

Конкурс

6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
7.
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9

7.10
8
8.1

8.2
8.3
9.
9.1

9.2
9.3

Крой. Смётывание.
Технология пошива
подушки. Втачивание
молнии.
Выбор декора подушки.
Сумка-шоппер, сумочка
клатч (по выбору).
Необходимые материалы.
Раскрой и смётывание.
Технология изготовления
сумки-шопера, сумочки
клатч.
Аксессуары для декора
сумок.
Рукоделие из ниток
История вышивки
Методы вышивания
Вышивка. Различные виды
вышивки.
Вышивка бисером,
пайетками.
Вышивание изделий.
Виды вышивальных швов.
Необходимые материалы.
Способы
выполнения
вышивальных швов.
Вышивание изделий.
Вышивание лентами.
Каркасные игрушки из
ниток. Основные способы
изготовления.
Изготовление каркасных
игрушек.
Вязание.
Вязание. Материалы и
инструменты для вязания.
Расчёт количества петель
на изделие.
Вязание крючком.
Основные виды петель.
Вязание спицами. Лицевые
и изнаночные петли.
Современное рукоделие
Понятие дизайн. Дизайн
упаковки
Идеи упаковки. Разработка
дизайна упаковки.
Свит-дизайн. История
возникновения. Материалы
для выполнения.

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

--

3

3

1

2

3

1

2

30

8

22

3

2

1

3

1

2

3

1

2

3

--

3

3

1

2

3

1

2

3

--

3

3
3

1
1

2
2

3

--

3

9
3

5
3

4
--

3

1

2

3

1

2

27

7

20

3

1

2

3

1

2

3

1

2

Викторина

Выставка работ

9.4
9.5
9.6
9.7
9.8
9.9
Итого

Техника выполнения.
Преимущества техники.
Изготовление подарка в
технике свит.
Работа с разными
материалами. Вязание из
пластиковых пакетов.
Вышивка на картоне –
изонить.
Поделки из денима,
джинса.
Изделие на выбор.

3

1

2

3

--

3

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3
216

-73

3
143

СОДЕРЖАНИЕ
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с учащимися, правила техники безопасности, игры на
знакомство. Режим работы. Сбор сведений о родителях учащихся и месте жительства
учащегося. Обзор программы. Обзор материалов. Использование инструментов и
материалов по назначению. Организация рабочего места. Рациональное расположение
инструментов и материалов на рабочем месте. Правильное положение рук и туловища во
время работы.
2. Работа с природным материалом.
Теория: Знакомство с природными материалами. Особенности, способы заготовки
и условия хранения.
Практика: Экскурсия. Заготовка природных материалов. Изготовление изделий из
природных материалов технике аппликация и монотипия. Техника терра – изготовление
изделий.
3. Работа с бумагой и картоном.
Теория: Оригами. История возникновения. Необходимые материалы. Техника и
виды оригами. Папье-маше. История, основные техники. Поделки из папье-маше.
Разнообразие форм изделий выполненных в технике плетения из джута и пергамента.
Квилинг, способы его применения для оформления открыток и выполнения картин.
Способы нарезки, скручивания и склеивания бумаги для квилинга. Декупаж. Выполнение
декупажа. Декоративные эффекты в декупаже. Различные техники нанесения
иллюстраций, подрисовка, тонирование края изделия под цвет картинки.
Практика: Изготовление корзинок из джута и пергамента. Скручивание полос из
пергамента, плетение кос, склеивание. Покраска. Выполнение оформления открытки с
использованием цветов выполненных в технике «квилинг». Оформление мини-выставки.
4. Основы изобразительного искусства.
Теория: Основы композиции. Цветовая композиция. Мир цвета. Контраст,
гармония, симметрия, асимметрия, пропорции. Оптическое воздействие элементов
пространства. Знакомство с различными техниками изобразительного искусства: акварель,
гуашь, пастель (восковая), батик, мозаика, и т.д. Коллаж. Граттаж. Материалы. Понятие
«Коллаж», способы его выполнения, разные техники выполнения коллажа. Скрапбукинг.
Изучение стилей скрапбукинга.
Практика: Подготовка поверхности. Выполнение рисунка. Изготовление мини
фотоальбома.

5. Работа с фоамираном.
Теория: Виды фоамирана. Необходимые инструменты для работы. Особенности и
свойства. Правила работы.
Практика: Поделки своими руками. Игрушки из фоамирана. Цветы из фоамирана.
6.Работа с тканью.
Теория: Роспись ткани. Необходимые материалы. Узелковый батик. Трафаретная
ручная роспись ткани. Свободная техника росписи. Мягкие игрушки своими руками.
Обзор материалов. Шаблоны. Подушка для любимой мамы. Технология пошива
подушки. Выбор декора подушки. Эко сумка, косметичка или ключница (по выбору)..
Практика: Изготовление мягких игрушек. Декатирование ткани. Крой.
Смётывание. Втачивание молнии. Подбор ткани, выкраивание основных деталей и
подкладки с припуском на швы. Декоративная отделка
7. Рукоделие из ниток.
Теория: История вышивки, история возникновения различных видов вышивания от
простых, до сложных. Методы вышивания. Вышивка. Различные виды вышивки:
крестом, бисером, пайетками и др. Изучение швов. Виды швов и методы вышивания.
Способы выполнения вышивальных швов.
Практика: Выполнение вышивальных швов. Вышивание лентами. Изготовление
каркасных игрушек из ниток.
8. Вязание.
Теория: Вязание. Материалы и инструменты для вязания. Расчёт количества петель
на изделие. Основные виды петель. Лицевые и изнаночные петли.
Практика: Вязание крючком. Вязание спицами.
9. Современное рукоделие
Теория: Понятие дизайн. Дизайн упаковки. Свит-дизайн. История возникновения.
Материалы для выполнения. Техника выполнения. Преимущества техники. Работа с
разными материалами.
Практика: Изготовление подарка в технике свит. Изделие на выбор: изготовление
изделия из любой изученной темы. Выполнение композиций в разных стилях.
Подведение итогов работы за год.

Планируемые результаты обучения:
Предметные:
по окончании обучения учащиеся
будут знать:

Историю вышивки, папье-маше, декоративной игрушки;

Материалы и инструменты, используемые в вышивке;


Материалы и инструменты, используемые при изготовлении изделий с
помощью технологии папье-маше;

Законы цветоведения, композиции;

Материалы и инструменты, используемые при изготовлении интерьерных
игрушек.
будут уметь:

Выполнять различные схемы вышивок крестом;

Выполнять подбор ниток для вышивки изделия;

Выполнять окончательную отделку готового изделия.

Выполнять сложные объёмные изделия в технике папье-маше;

Правильно оформлять работы к выставке;

Изготавливать изделия с помощью различных технологий.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- положительно относиться к учению;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда своих товарищей;
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- с помощью педагога учиться определять и формулировать цель деятельности на
занятии;
- учиться проговаривать последовательность действий;
- с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
- выполнять контроль точности изготовления деталей с помощью шаблонов.
Познавательные:
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: образы объектов
природы и окружающего мира, декоративно-художественные особенности предлагаемых
изделий;
- с помощью педагога анализировать задание, отличать новое от уже известного;
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии;
- пользоваться памятками;
- преобразовывать устную (текстовую) информацию в другую форму: изделие,
художественный образ.
Коммуникативные:
- учиться слушать и слышать педагога и товарищей, совместно обсуждать
предложенную ими проблему.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарный учебный график
01.09.2022г. - Начало учебного года
Первый учебный период (8 учебных недель)
Осенние каникулы (9 календарных дней)
Второй учебный период (8 учебных недель)
Зимние каникулы (14 календарных дней)
Третий учебный период (11 учебных недель)
Весенние каникулы (7 календарных дней)
Четвертый учебный период (7 учебных недель)
Продолжительность учебного года: 36 учебных недель.

Продолжительность теоретических занятий: 40 минут.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение. Для реализации программы необходим педагог
дополнительного образования, владеющий разнообразными технологиями прикладного
творчества: вышивкой, технологией папье-маше, шитьем и изготовлением декоративных
игрушек с помощью различных материалов.
Материально-техническое обеспечение программы:
Для успешной реализации программы необходимо следующее
1. Оборудование:
- клеевой пистолет
- утюг
- отпариватель
- доска гладильная
- ноутбук для педагога
2. Учебная мебель:
- бенч система на 6 рабочих мест
- доска магнитно-маркерная
- выставочные шкафы
1.
Дидактический материал для индивидуальной работы ребенка:
- бумага А4;
- стеклянные бусины для украшений;
готовые схемы для вышивки крестом;
аналоги декора интерьерных масок;
аналоги интерьерных игрушек;
готовые шаблоны для выкройки;
2. Учебно-наглядные пособия:
по основам композиции;
по основам цветоведения;
по всем видам вышивки;
по работе технологии папье-маше;
по всем видам шитья.
Занятия должны проводиться в хорошо освещенном помещении, где у каждого
ребенка есть свое рабочее место, необходимый материал и инструменты для работы.
Информационно-методическое:
Для эффективной организации занятий применяются разнообразные дидактические
и методические материалы:

конспекты занятий,

пособия,

энциклопедии рукоделий,

альбомы по вышивке,

готовые вышитые изделия,

фотографии изделий,

инструкционные и технологические карты по выполнению изделий.
Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний проводится
текущий и промежуточный контроль. Текущий контроль осуществляется по окончании
изучения каждого раздела, промежуточный - декабрь, май.
Диагностика
качества образования осуществляется дифференцированным
методом, применяются различные формы:
выполнение задания по образцу;
работа по схемам;
мини-выставки;

творческие проекты;
конкурсы, соревнования;
теоретические тесты, и др.
В течение учебного года в обязательном порядке проводится инструктаж по
технике безопасности: в начале года – первичный, в середине – повторный, в течение года
– текущий.
Вид аттестации/дата

Раздел

Форма
проверки
теоретических
знаний
Промежуточная за «Декоративные
Опрос
по
теме
первое
изделия»
«Материалы
и
полугодие/декабрь
инструменты
используемые при
изготовлении
декоративных
изделий»
Кроссворд
«Материалы
и
инструменты
для
изготовления
декоративных
изделий»
Промежуточная за Изделия из ткани Опрос
по
теме
второе
или вышивка.
«Материалы
и
полугодие/май
инструменты
используемые
для
изготовления
изделий из ткани и
вышивания»
Викторина по теме
«Виды
декоративных швов»
Итоговая/май
«Современное
Викторина
«Виды
рукоделие»
рукоделия»

Форма
проверки
практических
умений
Практическое
контрольное задание
по
изготовлению
изделия в технике
папье-маше
или
плетения корзинок.

Творческое задание

Творческая работа

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика результатов образовательной деятельности. Срез творческих и
эстетических знаний и умений.
Фамил
ия, имя
обучае
мого

Организ
ация
рабочег
о места

Умение
пользоватьс
я
инструмент
ами
и
приспособл
ениями

Знание
Базовых
форм и
условны
х
обозначе
ний

Владение
Разнообраз
ными
приемами
Овладение
основными
навыками
работы

Умение.
Пользоват
ься
инструмен
тами

Проявлен
ие
творчеств
а
и
фантазии
в
создании
работ

Стремлен
ие
к
совершенс
тву
и
законченн
ости
в
работе

Систем
а
оценок
:
уровен
ь
низкий
,
уровен
ь
средни
й,
уровен
ь
высоки

й

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка
_____________________________________________________________________
Возраст______________________________________________________________
Вид и название детского
объединения__________________________________________________________
Ф.И.О. педагога_______________________________________________________
Дата начала
наблюдения___________________________________________________ _______
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
Проявление творческих способностей
1. Участие в проведении праздников, концертов
2. Участие в конкурсах
3.Работа по образцу.
4.Работа с внесением изменений.
5.Работа над своим вариантом.
6.Конструирование.
7.Владение техникой.
8. Придумывание композиций.
9.Работа с внесением изменений в технологию или
конструкцию.

ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПО УРОВНЯМ
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 1б, 2б.
Средний уровень – 3б, 4б.
Высокий уровень – 5б.
Уровни показатели
год обучения
Н
С
В
1.Участие в проведении праздников, концертов.
2. Участие в конкурсах.
3.Работа по образцу;
4.Работа с внесением изменений;
5.Работа над своим вариантом.
6.Работа с внесением изменений в технологию или
конструкцию;
7.Владение техникой.

8. Придумывание композиций.
9.Работа с внесением изменений
конструкцию.
Средний процент

в

технологию

или

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета результатов интеллектуальных умений(в баллах, соответствующих
степени выраженности измеряемого результата)
Фамилия, имя ребенка______________________
Возраст__________________________________
Вид и название детского объединения________
Ф.И.О. педагога___________________________
Дата начала наблюдения_______________ _____
Баллы: Не умею или умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
№п/п
Сроки диагностики
Уровень
Показатели
1.
Сосредоточенно работать над учебным материалом более или
менее интересным
2.
Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь
успеха
3.
Ответственно относиться к выполнению различных поручений
на занятии
4.
Выполнять индивидуальные задания на занятии
5.
Выполнять задания вне занятий, т.е. дома.
6.
Организовывать работу других на занятии
7.
Помогать другим обучающимся по заданию педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.
10.

Полная энциклопедия женских рукоделий. Ташкент «Мехнат», 2013г.
Джанна Валли Берти, Россанна Риколфи, Лоскутное шитьё. Москва, 2013г.
Вышиваем лентами. Самые популярные и красивые модели / [отв. за вып.
И.В. Резько]. – Минск : Харвест, 2011. – 254 с.
Пэйнтер, Л. Декупаж, соленое тесто, лоскутное шитье, папье-маше,
декоративное стекло и многое другое : полная энциклопедия рукоделия /
Люси Пэйнтер ; [пер. с англ. Ю.В. Букановой]. – Москва : АСТ : Астрель,
2010. – 511 с.
Букина, С. Квиллинг: волшебство бумажных завитков / Светлана Букина,
Максим Букин. – Изд. 2-е. – Ростов н / Д : Феникс, 2011. – 271 с.
Ращупкина С. Ю./«Поделки из папье-маше» / Рипол-Классик/ 2012г.
Рааб, С. Вяжем мягкие игрушки крючком и спицами : лучшие модели,
подробные схемы / Симоне Рааб, Барбара Калк, Беате Хильбик. – Ярославль
: Академия развития, 2010. – 79 с.
Бельтюкова Н./ Папье-маше. Книга с картинками о технике/Питер/2015г.
Войнатовская Е. авторская текстильная кукла официальный сайт.
Сайт «Ярмарка мастеров».

Интернет ресурсы.
1.
2.
3.
4.

https://www.livemaster.ru/masterclasses/
http://fb.ru/article/164874/pape-mashe---chto-eto-takoe-tehnika-pape-mashe
http://heaclub.ru/kak-vyshivat-biserom-master-klass-po-vyshivke-iz-bisera
http://kitchenremont.ru


Наверх

Безопасность на железнодорожном транспорте

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
О профилактике детского травматизма на ж_д.eml (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».