ДООП Юный пожарный Северомуйск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК А
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной
направленности «Юный пожарный» составлена в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";

Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
На изучение данной программы выделяется 162 учебных занятия, продолжительностью 40
минут. В неделю общая продолжительность занятий составит 4,5 часа. Программа «Юный пожарный»
предназначена для обучения детей 11-16 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Педагогическая целесообразность
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия
таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и
стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают
факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры,
чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила
пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить
правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в
жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными
пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе создан кружок
юных пожарных «Юный пожарный», который имеет социально – педагогическую направленность.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на
которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и
эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это
свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных
учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют
элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение
учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности кружков юных пожарных,
а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и
окружающим. Кружки и дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения
детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарнотехнических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их
использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения,
формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли,
мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Организация обучения осуществляется путем сочетания теоретических и практических занятий.
Теоретические занятия проводятся в форме лекции, комбинированного урока, включают элементы
игры, выполнение практических задач. Практические занятия проводятся в кабинете, оснащенном
компьютерами, оргтехникой и предназначены для приобретения каждым учеником индивидуальных
практических навыков по работе с прикладными программами. Данная программа формирует базовый
уровень знаний.
Цель программы:
2

---- воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре;
 формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального,
духовно-нравственного и физического развития;
 патриотическое воспитание подрастающего поколения;
 социальное становление личности ребенка;
 формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в
обществе;
 создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и среднеспециальных учебных заведениях МЧС РФ.
Задачи программы:
Задачи:
 сформировать кружок, организовать его постоянное функционирование;
 обучать учащихся Правилам пожарной безопасности;
 воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
 развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией,
сообщением);
 воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.
1. Воспитательные:
 воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской
ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
 воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению
трудностей;
 воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
 дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
 дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры
и спорта, медицины;
 научить основам строевой подготовки;
 приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
 развитие детского технического творчества,
 развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин,
конкурсов, соревнований, смотров;
 развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками
пожарной охраны.
Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока
является самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся.
Основной тип занятий – комбинированный. Основная цель практического раздела программы –
формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и
совершенствование практических навыков по созданию текстов на компьютере. Большинство заданий
курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий
используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с практической, а также используются
интерактивные формы обучения.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частичнопоисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа,
конкурсы.
3

На учебных занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований техники
безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены.
Большое внимание уделяется развитию познавательного интереса, формированию творческого
подхода к процессу обучения. Самоопределению и выбору профессии для дальнейшего обучения.

Формы и режим занятий
Форма проведения занятий - очная; групповая (занятия проводятся в группе численностью до
15 человек).
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю (время занятия включает 40 мин. учебного
времени и обязательный 10-минутный перерыв).
Планируемые результаты реализации программы
Регулятивные результаты:
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 проявлять инициативу в сотрудничестве;
 самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы;
Познавательные результаты:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные результаты:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
 последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Основными способами достижения планируемых результатов является проведение по окончании
изучения раздела обобщающих игр, викторин, конкурсов, практических занятий.
В результате освоения программы дружины юных пожарных «Юный пожарный» учащиеся
должны:
знать:
- основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения
аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров;
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудование, приборов,
инструментов, приспособлений;
Приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
Способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.
научиться:
- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы,
оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных
ситуациях.
иметь представление:
- об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
- о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;
- о природных явлениях региона;
4

- о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на
различных объектах.
Обучающиеся участвуют в рейдах по проверке противопожарного состояния школы, выступают в
составе агитбригады.
К о н т р о л ь з н а н и й у ч а щ и х с я осуществляется следующими способами:








Тестирование
Устный опрос
Практические занятия
Защита творческих проектов (презентации)
Зачет в форме деловой игры
Итоговое задание

5

№
/п

1

2

3

4

5
6

1

2

3

4

5
6

7

8

ого

Учебно-тематический план
Темы

Количество часов
Всего
Теория
Практика
I. Пожарно-профилактическая подготовка
Вводное занятие. Цели и задачи дружин
юных пожарных. Развитие пожарной охраны
2
1
1
и добровольных пожарных России
Что такое огонь? Пожар как явление.
Основные характеристики горючей среды и
14
9
5
источников зажигания.
Отчего происходят пожары? Данные по
пожарам за последний год. Рассказы о
12
7
5
некоторых характерных пожарах
Правила пожарной безопасности в школе и в
быту
16
5
11
Что делать при возникновении пожара?
17
8
9
Ответственность за нарушение правил
пожарной безопасности
4
2
2
II. Тактико-техническая подготовка
Средства противопожарной защиты и
тушения пожаров. Общие сведения
6
4
2
Первичные средства тушения пожаров.
Пожарные автомобили и противопожарное
18
7
11
оборудование
Основы профессии пожарного
11
2
9
Первичная доврачебная помощь при пожаре
26
11
15
Противопожарное водоснабжение
4
2
2
Средства индивидуальной защиты
23
8
15
Система сигнализации и пожаротушения
4
3
1
Обобщение по разделу. Викторина «Моя
безопасность»

5

3

2

162

72

90

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Содержание программы курса внеурочной деятельности
I. Пожарно - профилактическая подготовка.
6

1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и
добровольных пожарных России.
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития
пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие
пожарной охраны при Петре I, Екатерине II,; пожары Москвы; научно-технические достижения в
области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и
добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов.
2. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и
источников зажигания.
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь – друг и враг человека; какую пользу
приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнем. Последствия пожаров в жилых
домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в
обращении с огнем.
Практическая работа: демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов;
демонстрация действия различных средств пожаротушения.
3. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых
характерных пожарах.
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и
несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.
Практическая работа: выполнение презентаций на тему «Причины возникновения пожаров»
4. Правила пожарной безопасности в школе и в быту.
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и
культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и
назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию
эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном
учреждении и в других муниципальных учреждениях.
5. Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в
случае возникновения пожара. Практическое освоение приемов тушения возгораний. Освоение
навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.
Выполнение памяток по теме.
6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в
Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических
лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстрированных материалов для проведения бесед по
профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
II. Тактико-техническая подготовка
1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров.
Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации.
Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия,
устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и
устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных;
проведение организационно - деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при
возникновении возгорания.
2. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное
оборудование
7

Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения
пожаров. История возникновения и развития огнетушащих средств. Технические характеристики
огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор
огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарнотехническое вооружение.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств
пожаротушения в быту, в школе. Экскурсия в пожарную часть. Изготовление поделок на тему
«Средства тушения пожара»
3. Основы профессии пожарного
Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела.
Формирование у ребят необходимых волевых и морально психологических качеств. Приобретение
навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: выполнение рисунков на тему «Профессия пожарного»
4 Первичная доврачебная помощь при пожаре
Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека.
Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечнососудистая система. Степени
ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приемов оказания первой доврачебной помощи
пострадавшим при пожаре.
5. Противопожарное водоснабжение
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при
пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоемы, пожарный
гидрант и пожарный кран; их назначение.
Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного
водоснабжения.
6 Средства индивидуальной защиты. Классификация средств индивидуальной защиты,
предназначение средств индивидуальной защиты, уязвимости и недостатки различных средств
индивидуальной защиты Практическая работа: отработка навыков работы с со всеми видами
СИЗ, навыки изготовления простейших СИЗ
7 Ознакомление с различными видами систем сигнализации и пожаротушения. Практическое
занятие по работе сигнализации противопожарной в МБОУ ССО
8. Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность»
Подготовка к викторине «Моя безопасность».
Практическая работа: проведение викторины «Моя безопасность».
Социальные партнёры:
- Пожарная часть № 54 п.Северомуйск;
- 14 Муйский ОГПС РБ п.Таксиио.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

—

текущий контроль (участие в работе с различными редакторами);

—

промежуточный контроль (участие в конкурсах);

—

итоговый контроль (участие в итоговом проекте).

Формы и критерии оценки учебных результатов программы:
•

одобрение словом; самооценка;

•

успешность участия в конкурсах.
8

Методы выявления результатов воспитания:
•

анкетирование,

•

беседа.

Методы выявления результатов развития:
диагностика.
Формы подведения итогов реализации программы:
итоговое практическое занятие.
Контрольно-измерительные материалы
Викторина «Моя безопасность»
Вопросы викторины
1. Что делать, если загорелась ваша квартира?
2. Как правильно вызвать пожарную помощь?
3. Как потушить вспыхнувший пожар?
4. Что нужно сделать, если на человеке вспыхнула одежда?
5. Какие средства пожаротушения существуют?
6. Почему во время пожара нельзя открывать окна?
7. Сколько электроприборов можно одновременно включать в розетку?
8. Что предпринять, если произошло загорание телевизора?
9. Почему нельзя держать телевизор в стенке?
10. Как потушить электрическую проводку или электрооборудование?
11. Почему нельзя применять пенные огнетушители и воду для тушения электрической проводки под
напряжением?
12. Что можно тушить углекислотным огнетушителем?
13. Что такое короткое замыкание?
14. Чем дополнительно опасно горение синтетических материалов?
15. Какие меры пожарной безопасности нужно соблюдать, уходя из до
Ответы викторины
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Позвонить 01.
Назвать свою фамилию, адрес, сказать, что горит, где пожар.
Накрыть одеялом или плотным материалом.
Завернуть плотным одеялом
Вода, песок, земля, кошма, огнетушители.
С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.
Не более двух, чтобы, не было перегрузки сети.
Выключить телевизор, вынуть вилку из розетки. Если горение не прекращается, то осторожно
залить водой, стараясь не попасть на нагретый кинескоп.
Телевизор перегревается, а если он загорится, то будет трудно потушить.
Нельзя их потушить, когда они находятся под напряжением. Необходимо сначала обесточить.
Вода — проводник электричества, может быть поражение током.
Им можно тушить электрическую проводку, находящуюся под напряжением, ценные вещи,
картины, шторы в театре. Углекислота не оставляет следов.
Короткое замыкание происходит от перегрузки сети, когда в сеть одновременно включают
несколько приборов большой мощности, например утюг, плитку.
При горении искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона и поливинила) выделяется
ядовитый газ.
Выключить все электрические приборы без присмотра, погасить топящуюся печь, не оставлять без
присмотра малолетних детей.
9

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г
Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г
Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва, «Просвещение»,
2005 г.
6. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.
7. Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Учитель, 2007.
8. Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
9. Горбунова Н.А. ОБЖ. Поурочные планы. - Волгоград, Учитель, 2002.
10. Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга,
2006.
11. Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно–методические материалы. Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
12. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
13. Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006.
14. Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. Волгоград, Учитель, 2006.
15. Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Учитель, 2007.
16. Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Учитель, 2005.
17. Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.
1.
2.
3.
4.
5.

11


Наверх

Безопасность на железнодорожном транспорте

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
О профилактике детского травматизма на ж_д.eml (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».