ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК А Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, технической направленности «Office для каждого» составлена в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». На изучение данной программы выделяется 72 учебных занятия, продолжительностью 40 минут. В неделю общая продолжительность занятий составит 2 часа. Программа «Office для каждого» предназначена для обучения детей 9-10 лет. Срок реализации программы – 1 год. Школа уже с начальных классов требует от ребенка умения пользоваться компьютером. Изучение компьютера позволит школьнику использовать его как знакомый инструмент и самому без помощи родителей справляться со школьными заданиями. Игровая манера обучения и красочные раздаточные материалы, сделают обучение занятным, легким и понятным. Педагогическая целесообразность Компьютерная грамотность становится, так же необходима человеку, как и грамотность общая: умение читать, писать, считать. Знание персонального компьютера требуется в любой профессии от секретаря до инженера, а значит, они необходимы каждому человеку. Компьютерные технологии дают возможность открыть детям свои способности, проявить свой индивидуальный художественный вкус, помочь им утвердиться в жизни через самореализацию личности. Организация обучения осуществляется путем сочетания теоретических и практических занятий. Теоретические занятия проводятся в форме лекции, комбинированного урока, включают элементы игры, выполнение практических задач. Практические занятия проводятся в кабинете, оснащенном компьютерами, оргтехникой и предназначены для приобретения каждым учеником индивидуальных практических навыков по работе с прикладными программами. Данная программа формирует базовый уровень знаний. Цель программы Знакомство с компьютером как современным средством обработки и хранения информации. Задачи программы задачи в обучении: • обучить практическим навыкам работы на компьютере; 2 • обучить основным принципам работы на ПK; • обучить работе в базовых программах MS Windows; • обучить работе в основных офисных пакетах; • ознакомить с основными приемами эффективного использования информационных технологий; • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами. задачи в развитии: • развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, творческой инициативы; • развивать правильное позиционирование компьютера как помощника в учебной и учебно-игровой деятельности; • развивать умение планировать свою деятельность; • создавать условия для саморазвития и самореализации детей. задачи в воспитании: • формировать чувства коллективизма, взаимопомощи; • воспитывать волю, чувство самоконтроля. Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся. Основной тип занятий – комбинированный. Основная цель практического раздела программы – формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию текстов на компьютере. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения. Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические. Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы. На учебных занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований техники безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены. Большое внимание уделяется развитию познавательного интереса, формированию творческого подхода к процессу обучения. Самоопределению и выбору профессии для дальнейшего обучения. Формы и режим занятий Форма проведения занятий - очная; групповая (занятия проводятся в группе численностью до 10 человек). Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 2 часа (занятия включает 40 мин. учебного времени и обязательный 10-минутный перерыв). Планируемые результаты реализации программы 3 Предметные результаты Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки) знать: • технику безопасности при работе с компьютером; • для чего нужен компьютер; • основные и дополнительные устройства компьютера; • внутренние устройства системного блока; • основные виды информации; • основные возможности текстовых редакторов; • основные возможности графических редакторов; • возможности мультимедийных технологий. Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки) уметь: • организовать рабочее место; • самостоятельно включать и выключать компьютер; • управлять компьютером с помощью мыши и клавиатуры; • запускать и закрывать программы; • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, удалять); • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов; • применять графический редактор для создания и редактирования изображений; • создавать презентации. Личностные результаты: • способность рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); • способность целеполагать (ставить и удерживать цели); • планировать (составлять план своей деятельности); • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). К о н т р о л ь з н а н и й у ч а щ и х с я осуществляется следующими способами: Тестирование Итоговое задание Устный опрос Практические занятия Защита творческих проектов (презентации) Зачет в форме деловой игры (учащиеся работают группами, решают проблемные ситуативные задачи) 4 УЧЕБНО-ТЕ МАТИЧЕ СКИЙ ПЛ АН № п/п Тема Кол-во часов Общее Теория Практика 2.2 Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности в кабинете. Информация и информационные процессы Виды информации (графическая, текстовая, числовая, звуковая, видео). Викторина на тему «Виды информации». Что умеет делать компьютер? 2.3 Из чего состоит компьютер? 2 1 1 2.4 2 1 1 2.5 Понятие и назначение курсора Управление мышью Клавиатура 2 1 1 2.6 Упражнение «Быстрые пальчики» 2 1 2 2.1 2.7 3 3.1 Развивающая игра на тему: «Мой компьютер — лучший друг». Мультимедийные технологии Дизайн презентации. Правила создания слайдов. 2 1 1 14 6 8 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 18 6 12 2 1 1 3.2 Настройка эффектов анимации. Важные запреты. 2 1 1 3.3 Рисунки, диаграммы, графики, звука, гиперссылки. Демонстрации. 2 1 1 3.4 Создание самопрезентации. (презентация о самом себе). 3.5 3.6 3.7 4. 4.1 Основные правила выступления. Демонстрация самопрезентации. Интерактивная презентация. Гиперссылки и управляющие кнопки. Шаблоны в PowerPoint Технология обработки текста и графики Текстовые редакторы: назначение, возможности. 4 4 2 1 1 4 1 3 2 1 1 12 6 6 2 1 1 Форма аттестации и контроля Устный опрос Анализ практической работы Тест на скорость печати Анализ практической работы Презентация Анализ практической работы Презентация Анализ практической работы Анализ практической работы 5 4.2 Маркированные и нумерованные списки 2 1 1 4.3 Добавление графики к документу 2 1 1 4.5 Работа с таблицами Графический редактор Paint: назначение и возможности Технология обработки числовой информации. Электронная таблица EXCEL. Решение расчётных задач 2 1 1 4 2 2 8 4 4 2 2 1 1 1 1 4.6 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.9 Способы авто заполнения. Создание календаря. 2 1 1 Диаграммы. Обзор программ Обзор программ Программы-переводчики, конструкторы, архиваторы, распознаватели. 2 16 2 1 7 2 1 9 2 2 Работа с графическими объектами 2 2 5.10 Работа в сети Internet. Практическая работа 5.11 «Использование браузеров» 5.12 Электронная почта. 5.13 Конструкторы сайтов Приемы работы в онлайн5.14 конструкторе сайтов Wix 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 Итоговое занятие 2 1 1 Общее количество часов 72 31 37 6 Анализ практической работы Анализ практической работы Мини-выставка Анализ практической работы Деловая игра Анализ практической работы Педагогическое наблюдение Защита творческих проектов 6 СОДЕРЖАНИЕ: Вводное занятие. Введение. Предмет, содержание и задачи курса. Правила поведения и техника безопасности в кабинете. Компьютеризированное рабочее место. Санитарно-гигиенические нормативы для работников офиса. Классификация средств организационной техники. Информация и информационные процессы Виды информации (графическая, текстовая, числовая, звуковая, видео). Викторина. Устройство ПК. Что умеет делать компьютер? Компьютерное обеспечение. История развития компьютерной техники. Аппаратное и программное обеспечение ПК. Операционная система Windows. Графический пользовательский интерфейс: общие понятия. Работа с окнами. Прикладные программы. Программа «Проводник». Файлы и документы. Работа с файлами и папками. Организация системы хранения файлов-документов. Настройка рабочего стола. Справочная система. Из чего состоит компьютер? Основные устройства ПК и принципы их работы. Компьютер и организационная техника. Практика: Распознавание частей компьютера. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Назначение левой и правой кнопки мыши, работа с окнами. Клавиатура. Знакомство с клавиатурой: расположение знаков, букв, специальных кнопок. Упражнение «Быстрые пальчики». Развивающая игра на тему: «Мой компьютер — лучший друг». Мультимедийные технологии Дизайн презентации. Правила создания слайдов. Представление о Power Point. Объект приложения Power Point, запуск и настройка приложения Power Point. Настройка эффектов анимации. Важные запреты. Создание презентации. Добавление эффектов мультимедиа. Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов. Рисунки, диаграммы, графика, звука, гиперссылки. Демонстрации. Создание самопрезентации. (презентация о самом себе). Основные правила выступления. Демонстрация самопрезентации. Интерактивная презентация. Гиперссылки и управляющие кнопки. Работа с сортировщиком слайдов. Создание управляющих кнопок. Шаблоны в PowerPoint. Технология обработки текста и графики. 7 Текстовые редакторы: назначение, возможности. Технология обработки текстовой информации (текстовый процессор Microsoft Word). Создание нового документа. Редактирование текста. Расположение текста на нескольких уровнях строки. Установка параметров страницы. Шрифты, границы и заливка. Отступы и выравнивание. Позиции табуляции и межстрочные интервалы. Маркированные и нумерованные списки. Расположение текста колонками. Сохранение и открытие документа. Проверка орфографии и грамматики. Режимы представления документов на экране. Добавление графики к документу. Вставка графических объектов, символов в документ. Математические символы. Вставка символов и специальных символов. Добавление графики к документу. Создание объемного изображения кружки из автофигур. Работа с таблицами. Разделы, страницы и колонтитулы. Оглавление, списки. Стили и работа с ними. Применение автоматического форматирования к документу. Графический редактор Paint: назначение и возможности. Технология обработки числовой информации. Электронная таблица EXCEL. Структура интерфейса электронной таблицы. Меню и основные понятия. Объекты электронной таблицы и их параметры (понятие об объектах ЭТ, способы выделения объектов ЭТ). Данные, хранящиеся в объектах ЭТ (типы данных, функции и формулы). Ввод и правка данных. Типовые действия над объектами. Создание, редактирование табличного документа и сохранение файлов рабочей книги. Открытие, поиск и закрытие файлов рабочей книги. Форматирование табличного документа. Решение расчётных задач Создание и копирование формул в табличном документе. Способы авто заполнения. Создание календаря. Изменение внешнего вида текста. Использование обрамления и затенения. Печать рабочей книги. Диаграммы. Создание и обработка диаграмм. Обзор программ Программы-переводчики, конструкторы, архиваторы, распознаватели. Виды хранилищ. Жёсткий диск и карты памяти. Графические редакторы. Работа с графическими объектами.Создание и редактирование изображений. Атрибуты изображения. Набор инструментов. Палитра цветов. Работа с фрагментами изображения. Ввод текста. Работа в сети Internet. Практическая работа «Использование браузеров» Глобальные компьютерные сети. История Internet. Каналы связи. Протокол. 8 Назначение и возможности различных сервисов Internet. Электронная почта. Достоинства электронной почты. Структура электронного письма. Работа с почтой. Использование адресной книги. Создание почтовых сообщений. Вставка объектов в сообщения. Установка параметров электронной почты. Организация отправляемых и получаемых сообщений. Адресация в системе электронной почты. WWW. Гипертекст. Формат ссылки. Работа в сети Internet. Программы-браузеры. Поисковые системы. Конструкторы сайтов Приемы работы в онлайн-конструкторе сайтов http://ru.wix.com. Итоговое занятие ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В процессе реализации программы используются следующие виды контроля: — текущий контроль (участие в работе с различными редакторами); — промежуточный контроль (участие в конкурсах); — итоговый контроль (участие в итоговом проекте). Формы и критерии оценки учебных результатов программы: • одобрение словом; самооценка; • успешность участия в конкурсах. Методы выявления результатов воспитания: • анкетирование, • беседа. Методы выявления результатов развития: диагностика. Формы подведения итогов реализации программы: итоговое практическое занятие. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение программы Для организации учебного процесса необходимы: • просторный кабинет с посадочными местами по количеству обучающихся, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда; • компьютер с принтером; • мультимедиа-оборудование; • 10 индивидуальных компьютеризированных рабочих мест; • выход в Интернет. 9 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Гладкий А. Компьютер от «А» до «Я». – Москва: ЛитРес, 2013 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С компьютером на «ты» (разработчик Быстрова Н.А., педагог ГБОУ Школа № 878, г. Москва, 2020 г.). 3. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный информатик». Автор-составитель: Козлова Л.В. Педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮТ с. Иглино МР Иглинский район РБ. 4. Леонов, В. Краткий самоучитель работы на компьютере с Windows 7 / В. Леонов. - М.: Эксмо, 2011. 5. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Компьютер для детей. НТ Пресс, 2006. - 655 стр., с илл. 6. Бесплатная библиотека стандартов и нормативов [Электронный ресурс]. Режим доступа www.docload.ru 7. Информационно-правовой портал ГАРАНТ [Электронный ресурс]. Режим доступа http://base.garant.ru. 8. https://support.office.com/ 9. http://romanchueshov.ru/raznoe/uchimsva-sozdavat-prezentatsii-v-programme- power- point.html 10. https://comp-security.net/ 11. https://www.pc-school.ru/ 12. Виртуальный компьютерный музей: [сайт]. - URL: https://www.computer- museum.ru/ (дата обращения: 07.07.2021). 10