ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК А
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа,
технической направленности «Office для каждого» составлена в соответствии с
требованиями:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
На изучение данной программы выделяется 72 учебных занятия,
продолжительностью 40 минут. В неделю общая продолжительность занятий составит
2 часа. Программа «Office для каждого» предназначена для обучения детей 9-10 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Школа уже с начальных классов требует от ребенка умения пользоваться
компьютером. Изучение компьютера позволит школьнику использовать его как
знакомый инструмент и самому без помощи родителей справляться со школьными
заданиями. Игровая манера обучения и красочные раздаточные материалы, сделают
обучение занятным, легким и понятным.
Педагогическая целесообразность
Компьютерная грамотность становится, так же необходима человеку, как и
грамотность общая: умение читать, писать, считать. Знание персонального компьютера
требуется в любой профессии от секретаря до инженера, а значит, они необходимы
каждому человеку. Компьютерные технологии дают возможность открыть детям свои
способности, проявить свой индивидуальный художественный вкус, помочь им
утвердиться в жизни через самореализацию личности.
Организация обучения осуществляется путем сочетания теоретических и
практических занятий. Теоретические занятия проводятся в форме лекции,
комбинированного урока, включают элементы игры, выполнение практических задач.
Практические занятия проводятся в кабинете, оснащенном компьютерами, оргтехникой
и предназначены для приобретения каждым учеником индивидуальных практических
навыков по работе с прикладными программами. Данная программа формирует
базовый уровень знаний.
Цель программы
Знакомство с компьютером как современным средством обработки и хранения
информации.
Задачи программы
задачи в обучении:
• обучить практическим навыкам работы на компьютере;
2
•
обучить основным принципам работы на ПK;
•
обучить работе в базовых программах MS Windows;
•
обучить работе в основных офисных пакетах;
•
ознакомить с основными приемами эффективного использования
информационных технологий;
•
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными
пакетами.
задачи в развитии:
•
развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности,
творческой инициативы;
•
развивать правильное позиционирование компьютера как помощника в
учебной и учебно-игровой деятельности;
•
развивать умение планировать свою деятельность;
•
создавать условия для саморазвития и самореализации детей.
задачи в воспитании:
•
формировать чувства коллективизма, взаимопомощи;
•
воспитывать волю, чувство самоконтроля.
Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей
каждого урока является самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа
учащихся.
Основной тип занятий – комбинированный. Основная цель практического
раздела программы – формирование у учащихся умений, связанных с использованием
полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по
созданию текстов на компьютере. Большинство заданий курса выполняется с помощью
персонального компьютера и необходимых программных средств.
Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении
занятий используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с
практической, а также используются интерактивные формы обучения.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные,
частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия,
самостоятельная работа, конкурсы.
На учебных занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение
требований техники безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены.
Большое внимание
уделяется
развитию
познавательного
интереса,
формированию творческого подхода к процессу обучения. Самоопределению и выбору
профессии для дальнейшего обучения.
Формы и режим занятий
Форма проведения занятий - очная; групповая (занятия проводятся в группе
численностью до 10 человек).
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий
2 часа (занятия включает 40 мин. учебного времени и обязательный 10-минутный
перерыв).
Планируемые результаты реализации программы
3
Предметные результаты
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки)
знать:
•
технику безопасности при работе с компьютером;
•
для чего нужен компьютер;
•
основные и дополнительные устройства компьютера;
•
внутренние устройства системного блока;
•
основные виды информации;
•
основные возможности текстовых редакторов;
•
основные возможности графических редакторов;
•
возможности мультимедийных технологий.
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической
подготовки) уметь:
•
организовать рабочее место;
•
самостоятельно включать и выключать компьютер;
•
управлять компьютером с помощью мыши и клавиатуры;
•
запускать и закрывать программы;
•
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, удалять);
•
применять текстовый редактор для набора, редактирования и
форматирования текстов;
•
применять графический редактор для создания и редактирования
изображений;
•
создавать презентации.
Личностные результаты:
•
способность рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное
— почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
•
способность целеполагать (ставить и удерживать цели);
•
планировать (составлять план своей деятельности);
•
моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы,
выделяя все существенное и главное);
•
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
•
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения
других).
К о н т р о л ь з н а н и й у ч а щ и х с я осуществляется следующими способами:
Тестирование
Итоговое задание
Устный опрос
Практические занятия
Защита творческих проектов (презентации)
Зачет в форме деловой игры (учащиеся работают группами, решают
проблемные ситуативные задачи)
4
УЧЕБНО-ТЕ МАТИЧЕ СКИЙ ПЛ АН
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Общее Теория Практика
2.2
Вводное занятие. Правила
поведения и техника
безопасности в кабинете.
Информация и
информационные процессы
Виды информации (графическая,
текстовая, числовая, звуковая,
видео). Викторина на тему «Виды
информации».
Что умеет делать компьютер?
2.3
Из чего состоит компьютер?
2
1
1
2.4
2
1
1
2.5
Понятие и назначение курсора
Управление мышью
Клавиатура
2
1
1
2.6
Упражнение «Быстрые пальчики»
2
1
2
2.1
2.7
3
3.1
Развивающая игра на тему: «Мой
компьютер — лучший друг».
Мультимедийные технологии
Дизайн презентации. Правила
создания слайдов.
2
1
1
14
6
8
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
18
6
12
2
1
1
3.2
Настройка эффектов анимации.
Важные запреты.
2
1
1
3.3
Рисунки, диаграммы, графики,
звука, гиперссылки.
Демонстрации.
2
1
1
3.4
Создание самопрезентации.
(презентация о самом себе).
3.5
3.6
3.7
4.
4.1
Основные правила выступления.
Демонстрация самопрезентации.
Интерактивная презентация.
Гиперссылки и управляющие
кнопки.
Шаблоны в PowerPoint
Технология обработки текста и
графики
Текстовые редакторы:
назначение, возможности.
4
4
2
1
1
4
1
3
2
1
1
12
6
6
2
1
1
Форма
аттестации и
контроля
Устный опрос
Анализ
практической
работы
Тест на
скорость
печати
Анализ
практической
работы
Презентация
Анализ
практической
работы
Презентация
Анализ
практической
работы
Анализ
практической
работы
5
4.2
Маркированные и нумерованные
списки
2
1
1
4.3
Добавление графики к документу
2
1
1
4.5
Работа с таблицами
Графический редактор Paint:
назначение и возможности
Технология обработки
числовой информации.
Электронная таблица EXCEL.
Решение расчётных задач
2
1
1
4
2
2
8
4
4
2
2
1
1
1
1
4.6
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.9
Способы авто заполнения.
Создание календаря.
2
1
1
Диаграммы.
Обзор программ
Обзор программ
Программы-переводчики,
конструкторы, архиваторы,
распознаватели.
2
16
2
1
7
2
1
9
2
2
Работа с графическими объектами
2
2
5.10 Работа в сети Internet.
Практическая работа
5.11
«Использование браузеров»
5.12 Электронная почта.
5.13 Конструкторы сайтов
Приемы работы в онлайн5.14
конструкторе сайтов Wix
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
2
1
1
Итоговое занятие
2
1
1
Общее количество часов
72
31
37
6
Анализ
практической
работы
Анализ
практической
работы
Мини-выставка
Анализ
практической
работы
Деловая игра
Анализ
практической
работы
Педагогическое
наблюдение
Защита
творческих
проектов
6
СОДЕРЖАНИЕ:
Вводное занятие. Введение. Предмет, содержание и задачи курса. Правила
поведения и техника безопасности в кабинете. Компьютеризированное рабочее место.
Санитарно-гигиенические нормативы для работников офиса. Классификация средств
организационной техники.
Информация и информационные процессы
Виды информации (графическая, текстовая, числовая, звуковая, видео).
Викторина.
Устройство ПК.
Что умеет делать компьютер?
Компьютерное
обеспечение.
История
развития
компьютерной
техники.
Аппаратное и программное обеспечение ПК. Операционная система Windows.
Графический пользовательский интерфейс: общие понятия. Работа с окнами.
Прикладные программы. Программа «Проводник». Файлы и документы. Работа с
файлами и папками. Организация системы хранения файлов-документов. Настройка
рабочего стола. Справочная система.
Из чего состоит компьютер? Основные устройства ПК и принципы их работы.
Компьютер и организационная техника. Практика: Распознавание частей компьютера.
Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Назначение левой и правой
кнопки мыши, работа с окнами. Клавиатура. Знакомство с клавиатурой: расположение
знаков, букв, специальных кнопок. Упражнение «Быстрые пальчики». Развивающая
игра на тему: «Мой компьютер — лучший друг».
Мультимедийные технологии
Дизайн презентации. Правила создания слайдов. Представление о Power Point.
Объект приложения Power Point, запуск и настройка приложения Power Point.
Настройка эффектов анимации. Важные запреты. Создание презентации. Добавление
эффектов мультимедиа. Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов.
Рисунки,
диаграммы,
графика,
звука,
гиперссылки.
Демонстрации.
Создание
самопрезентации. (презентация о самом себе). Основные правила выступления.
Демонстрация
самопрезентации.
Интерактивная
презентация.
Гиперссылки
и
управляющие кнопки. Работа с сортировщиком слайдов. Создание управляющих
кнопок. Шаблоны в PowerPoint.
Технология обработки текста и графики.
7
Текстовые
редакторы:
назначение,
возможности.
Технология
обработки
текстовой информации (текстовый процессор Microsoft Word). Создание нового
документа. Редактирование текста. Расположение текста на нескольких уровнях
строки. Установка параметров страницы. Шрифты, границы и заливка. Отступы и
выравнивание. Позиции табуляции и межстрочные интервалы.
Маркированные и нумерованные списки. Расположение текста колонками.
Сохранение и открытие документа. Проверка орфографии и грамматики. Режимы
представления документов на экране.
Добавление графики к документу. Вставка графических объектов, символов в
документ. Математические символы.
Вставка символов и специальных символов.
Добавление графики к документу. Создание объемного изображения кружки из
автофигур.
Работа с таблицами. Разделы, страницы и колонтитулы. Оглавление, списки.
Стили и работа с ними. Применение автоматического форматирования к документу.
Графический редактор Paint: назначение и возможности.
Технология обработки числовой информации.
Электронная таблица EXCEL. Структура интерфейса электронной таблицы.
Меню и основные понятия. Объекты электронной таблицы и их параметры (понятие об
объектах ЭТ, способы выделения объектов ЭТ). Данные, хранящиеся в объектах ЭТ
(типы данных, функции и формулы). Ввод и правка данных. Типовые действия над
объектами. Создание, редактирование табличного документа и сохранение файлов
рабочей книги. Открытие, поиск и закрытие файлов рабочей книги. Форматирование
табличного документа. Решение расчётных задач Создание и копирование формул в
табличном документе. Способы авто заполнения. Создание календаря. Изменение
внешнего вида текста. Использование обрамления и затенения. Печать рабочей книги.
Диаграммы. Создание и обработка диаграмм.
Обзор программ
Программы-переводчики, конструкторы, архиваторы, распознаватели. Виды
хранилищ. Жёсткий диск и карты памяти.
Графические редакторы. Работа с графическими объектами.Создание и
редактирование изображений. Атрибуты изображения. Набор инструментов. Палитра
цветов. Работа с фрагментами изображения. Ввод текста.
Работа в сети Internet. Практическая работа «Использование браузеров»
Глобальные компьютерные сети.
История Internet.
Каналы
связи.
Протокол.
8
Назначение и возможности различных сервисов Internet. Электронная почта.
Достоинства электронной почты. Структура электронного письма. Работа с почтой.
Использование адресной книги. Создание почтовых сообщений. Вставка объектов в
сообщения. Установка параметров электронной почты. Организация отправляемых и
получаемых сообщений. Адресация в системе электронной почты. WWW. Гипертекст.
Формат ссылки. Работа в сети Internet. Программы-браузеры. Поисковые системы.
Конструкторы сайтов Приемы работы в онлайн-конструкторе сайтов http://ru.wix.com.
Итоговое занятие
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
—
текущий контроль (участие в работе с различными редакторами);
—
промежуточный контроль (участие в конкурсах);
—
итоговый контроль (участие в итоговом проекте).
Формы и критерии оценки учебных результатов программы:
•
одобрение словом; самооценка;
•
успешность участия в конкурсах.
Методы выявления результатов воспитания:
•
анкетирование,
•
беседа.
Методы выявления результатов развития:
диагностика.
Формы подведения итогов реализации программы:
итоговое практическое занятие.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Для организации учебного процесса необходимы:
•
просторный
кабинет
с
посадочными
местами
по
количеству
обучающихся, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда;
•
компьютер с принтером;
•
мультимедиа-оборудование;
•
10 индивидуальных компьютеризированных рабочих мест;
•
выход в Интернет.
9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Гладкий А. Компьютер от «А» до «Я». – Москва: ЛитРес, 2013
2.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С
компьютером на «ты» (разработчик Быстрова Н.А., педагог ГБОУ Школа № 878, г.
Москва, 2020 г.).
3.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный информатик».
Автор-составитель: Козлова Л.В. Педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮТ
с. Иглино МР Иглинский район РБ.
4.
Леонов, В. Краткий самоучитель работы на компьютере с Windows 7 / В.
Леонов. - М.: Эксмо, 2011.
5.
Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Компьютер для детей. НТ Пресс, 2006. -
655 стр., с илл.
6.
Бесплатная библиотека стандартов и нормативов [Электронный ресурс].
Режим доступа www.docload.ru
7.
Информационно-правовой
портал
ГАРАНТ
[Электронный
ресурс].
Режим доступа http://base.garant.ru.
8.
https://support.office.com/
9.
http://romanchueshov.ru/raznoe/uchimsva-sozdavat-prezentatsii-v-programme-
power- point.html
10.
https://comp-security.net/
11.
https://www.pc-school.ru/
12.
Виртуальный компьютерный музей: [сайт]. - URL: https://www.computer-
museum.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).
10