ДООП-ЮИД

СОДЕРЖАНИЕ

1.Паспорт программы
2.Пояснительная записка
3.Актуальность проблемы
4. Цели и задачи рабочей программы
5 Ожидаемые результаты
6. Перспективное планирование

Паспорт программы
Наименование
программы

Дополнительная общеразвивающая программа отряда
ЮИД «Дорожный патруль» для детей 5-7 лет

Разработчик
программы

Щепина Людмила Юрьевна- педагог дополнительного
образования

Организация
исполнитель

Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования «Учебный центр»

Участники
образовательных
отношений

воспитанники 5-7 лет
родители воспитанников

Срок
реализации 2023 – 2024 учебный год.
программы
Цель программы

Задачи программы

формирование у детей углубленных знаний Правил
дорожного движения через вовлечение в число
активных пропагандистов законопослушного
поведения на улицах и дорогах.
обучающие:
- изучение правил безопасного поведения на дорогах;
- овладение специальной дорожной терминологией;
- ознакомление с методами и формами пропаганды
безопасного дорожного движения;
развивающие:
- формирование и развитие навыков безопасного
поведения на дорогах;
- формирование умения предвидеть опасные ситуации
на дороге, избегать их, принимать грамотные решения
в соответствии с ситуацией;
- развитие организаторских способностей и общей
культуры личности;

воспитательные:
-социализация личности ребенка через включение его
в различные виды социальных отношений в общении,
игре, творческой деятельности;

Ожидаемый
результат

- объединение детей на основе овладения знаниями и
навыками безопасного поведения на дорогах.
– снижение детского дорожно-транспортного
травматизма;
– адекватное восприятие возможных опасных
ситуаций;
– сформированность знаний, умений и навыков в
сфере дорожного движения;
– выработанная система творческого саморазвития
личности.

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа,
социально-гуманитарной направленности «Юный инспектор движения» составлена в
соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";

Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К
сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.
Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а
при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность
несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Только нашими совместными усилиями, используя
знания
воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам
безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас
данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая
работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения
детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна
приносить ощутимые результаты.
Рост количества машин на улицах, увеличение скорости их движения,
плотности транспортных потоков, растущие пробки на дорогах являются
одной из причин дорожно- транспортных происшествий. Никого не оставляет
равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к
сожалению являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах
становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в
решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению
детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них
навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так
как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные
ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения
на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием
ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств

личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в
своих действиях.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта
особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на
дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни
детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием,
существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка
ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Актуальность проблемы.
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых
болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России
совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с
участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного
движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных
ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду,
прочно останется у него навсегда.
Социально-гуманитарная целесообразность программы «Юный инспектор
движения» состоит в том, что изучение детьми правил дорожного движения,
приобщение к культуре поведения на дороге, формирование основ
жизнедеятельности, медицинских знаний, даст возможность учащимся стать
полноценными участниками безопасного дорожного движения: пешеходами,
пассажирами, водителями.
Адресат программы «Юный инспектор движения»: в работе объединения
участвуют обучающиеся 5-7 лет. Пол обучающихся не имеет значения. Создаётся
актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения через
агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Объём и срок реализации программы:
Программа рассчитана на два года и содержит 36 часа:
1 год обучения: 1 час 1 раз в неделю продолжительностью 25-30 минут, (36
часов);
Образовательная программа включает в себя теоретическую и практическую
части. Занятия групповые. Возраст обучающихся в группах: 5-7 лет;
Цель программы - формирование у детей углубленных знаний Правил
дорожного движения через вовлечение в число активных пропагандистов
законопослушного поведения на улицах и дорогах.
Программа реализуется в следующих направлениях:
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Определены следующие задачи работы с детьми:
обучающие:
- изучение правил безопасного поведения на дорогах;
- овладение специальной дорожной терминологией;
-ознакомление с методами и формами пропаганды безопасного дорожного

движения;
развивающие:
- формирование и развитие навыков безопасного поведения на дорогах;
- формирование умения предвидеть опасные ситуации на дороге, избегать их,
принимать грамотные решения в соответствии с ситуацией;
- развитие организаторских способностей и общей культуры личности;
воспитательные:
-социализация личности ребенка через включение его в различные виды
социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности;
- объединение детей на основе овладения знаниями и навыками безопасного
поведения на дорогах.
Формы работы с детьми:
- занятия в кружке по ПДД;
- беседы - диалоги;
- чтение литературы;
- изготовление и ремонт атрибутов и пособий;
- игровые тренинги;
- просмотр видеофильмов;
- викторины, конкурсы, досуги.
Определены следующие задачи работы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
воспитания.
Формы работы с родителями:
- тренинги;
- консультации;
- семинары;
- родительские собрания;
- организация совместной деятельности;
- анкетирование.
Ожидаемые результаты
–

снижение

детского

–

адекватное

восприятие

дорожно-транспортного
возможных

опасных

травматизма;
ситуаций;

– сформированность знаний, умений и навыков в сфере дорожного
движения;
– выработанная система творческого саморазвития личности.

Перспективное планирование отряда юных инспекторов движения
"Дорожный патруль"
№ п/п

Формы работы
Сентябрь

1

Вводная беседа «Кто такие юные инспекторы движения?»
Цель: познакомить детей с отрядом, руководителем, выбрать
командира.

2

3

4

Занятие. «Кто есть кто на дороге».
Цель: расширять знания детей о том, что каждый человек
может быть участником дорожного движения в качестве
пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять
определённые правила.
Занятие «Как появились правила дорожного движения».
Цель: познакомить детей с историей правил дорожного
движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.
Занятие «Дорога и ее основные части».
Цель: познакомить детей с понятием дорога и ее частями.

Октябрь
5

6

7

Занятие «Улица города»
Цель: уточнить и закрепить знание детей о правилах
поведения на улице, о различных видах транспорта, о
Правилах дорожного движения.
Занятие «Где и как проходить улицу»
Цель: Дать представление об обстановке на улице.
Закрепить знания о дорожных знаках, указателях, об их
назначениях. Упражнять детей в поведении на улице, в
правилах перехода через дорогу. Воспитывать привычку
соблюдать правила дорожного движения.
Занятие «Опасные участки на пешеходной части улицы»
Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые
могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части
улицы, и с соответствующими мерами предосторожности.

Примечание

8

Занятие. «Пешеход на улице»
Цель: Закрепить правила поведения пешехода на улице,
выяснить готовность детей к правильным действиям на
дороге.

Ноябрь
9

10

11

12

Занятие. «Как устроен светофор»
Цель: познакомить детей с историей появления светофора,
объяснить, почему были выбраны определённые цвета,
рассказать какие бывают светофоры.
Занятие. «Светофоры бывают разные»
Цель: Закрепить с детьми назначение светофора, развивать
речевую активность детей.
Дидактическая игра «Путешествие в страну Светофорию»
Цель: Закрепить с детьми сигналы светофора, уметь
определять по сигналу светофора, в каком направлении
разрешено движении транспорта и людей.
Чтение сказки С. Михалкова «Бездельник светофор»
Цель: Закрепить с детьми назначение светофора, развивать
речевую активность детей

Декабрь
13

14

15

16

17

Занятие «Кто регулирует движение транспорта и пешеходов»
Цель: Дать начальное представление о работе регулировщика,
о светофоре и о некоторых знаках. Закрепление правил
перехода через улицу. Воспитывать уважительное отношение
к работникам милиции.
Игра «Сигналы регулировщика».
Цель: Закрепить с детьми основные сигналы регулировщика.
Занятия "Путешествие в страну дорожных знаков".
Цель: Продолжать учить детей соблюдать правила
безопасности на дороге и в общественном транспорте,
расширять знания детей о правилах поведения пассажира и
пешехода в условиях улицы. Закрепить представления детейо
назначении светофора и различных видах транспортных
средств. Учить детей различать дорожные знаки
(предупреждающие, запрещающие, информационно –
указательные), предназначение для водителей и пешеходов.
Воспитывать умение самостоятельно пользоваться
полученными знаниями в повседневной жизни.
Дидактическая игра «Сигналы регулирования дорожного
движения»
Цель: Повторить положение регулировщика,
соответствующие сигналам светофора.
Январь
Беседа «Зачем нужны дорожные знаки»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице;
вспомнить известные дорожные знаки («Пешеходный
переход»), познакомить с новыми знаками: «Зебра»,
«Внимание», «Осторожно, дети!»

18

19

Игра «Дорожные знаки».
Цели: - расширять знания детей о дорожных знаках и их
назначениях; - закреплять знания детей о правилах дорожного
движения, перехода через улицу, поведения на дороге; формировать у детей навыки осторожного поведения на
Беседа «Опасные участки пути»
Цель: Закрепить с детьми предупреждающие знаки, решение
проблемных ситуаций

20

Дидактическая игра «Найди и расскажи»
• упражнять в умении находить названный ведущим
дорожный знак, рассказывать о его назначении;
• развивать интерес к изучению дорожных знаков.
Предварительная работа: рассматривание дорожных знаков.
Материалы и оборудование: карточки с дорожными знаками
(демонстрационные и раздаточные).
Февраль

21

Занятие «Транспорт нашего города»
Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями
передвижения всех видов общественного транспорта и
правилами поведения в нем; закрепить представления о таких
дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со
шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума
Беседа «Общие правила поведения пассажиров».
Цель:учить детей правилам
поведения
в
автобусе,троллейбусе и метро. Отгадывание загадок по ПДД

22

23

24

25

26

27

28

Беседа «Безопасный перекрёсток».
Цели: расширять представления детей о движении транспорта
на перекрёстке; дать представление о «регулируемом
перекрёстке» и о работе регулировщика; продолжать
знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с
помощью четырёхцветного светофора.
Сюжетно - ролевая игра «Авторемонт».
Цели: закреплять у детей представления о транспорте, об
особенностях его устройства, и передвижения; учить детей
находить правильные решения из сложившейся ситуации.
Март
Дидактическая игра и упражнения «Расставь все по
правилам»:
Цель: закрепить знания о расположении на улице транспорта,
пешеходов, знакомых дорожных знаков
ИГРА " Слушай и запоминай ".
Цель: закреплять правила безопасного поведения на улицах и
дорогах, воспитывать культуру поведения.
Игровые ситуации «Чего не хватает на перекрестке»:
уточнить составные части: «зебра», светофор
«Занятие - тренинг»
Цель: формировать у ребенка способность регулировать
процессы возбуждения и торможения, умения быстро

переключаться с активной деятельности на пассивную и
наоборот; развивать произвольное внимание, обучение умению
самостоятельно решать проблемы; формировать у ребенка
способность прогнозировать развитие событий и последствий
в условиях нарушений транспортно-дорожного режим.
Апрель

29

30

31

32

Беседа «Пора не пора – не ходи со двора»
Цели: разъяснить детям, что у дорог играть нельзя; учить
использовать знания правил дорожного движения при
передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в
окружающем и умение наблюдать за движением машин по
проезжей части города и во дворе.
Выполнение задания «Научи Славика вести себя на дороге»
Цель: учить детей правильно оценивать обстановку,
объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной
ситуации, учить детей предвидеть опасность, возникающую
на улице и стараться её избегать, вспомнить ПДД по
картинкам.
Отгадывание загадок по ПДД.
Цель: развивать логику, закрепить понятия: светофор,
транспорт, переход, трамвай, зебра и т.д.
Игровая ситуация «Где можно кататься на велосипеде»:Цель:
уточнить правила.
Май

33

34

36

36

Беседа «Опасность около стоящих машин»:
Цель: дать знания о том, что из-за стоящей машины может
выехать другая
Игровые ситуации «Движение по
улице»: проезжая,
пешеходный переход, тротуар; побуждать обыгрывать
ситуации: игрушки идут по тротуару, переходят через дорогу
Беседа «Как могут ехать машины»:
Цель: уточнить особенности движения транспорта в связи с
подаваемыми сигналами
Дидактическая игра Посвящение в «Юный инспектор
Дорожного Движения»
Цель: закрепление умений детей пользоваться правилами Д.Д.
для переходов.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Юный инспектор движения «Дорожный Патруль»

Год
обучения
1 год

Дата начала
обучения по
программе
01.09

Всего
учебных
недель
36

Количество
учебных часов

Режим занятий

36

1 раз в неделю 1
ч.

Список литературы в адрес педагога
1.

Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов

н/д, 2011г.
2.

Комментарии к Правилам дорожного движения, 2020г.

3.

Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного

травматизма. - Вологда, 2011г.
4.

Правила

дорожные

знать

каждому

положено.

Познавательные

игры

с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г.
5.

Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Методические материалы. - Вологда, 2012г.
6.

У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2018г.

7.

Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации

внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2018г.
Интернет - источники
1.

Примерные

программы

и

учебно-методический

комплект

для

обучения

участников отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).
2.

Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности

дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
3.

Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных

документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного
обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965).
4.

Комплексный

проект

профилактики

детского

дорожно-транспортного

травматизма на период 2013-2020 г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).

Диагностика уровня усвоения программного материала по ПДД . /
Таблица №1/

Что такое лица?
Что такое орога?
Что такое проезжая часть?
Что такое тротуар?
Что такое пешеходный переход?
Что такое перекресток?
Что такое остановка?
Что такое железнодорожный переезд?
Что такое светофор?
Какие бывают пешеходные переходы?

Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части /Таблица №2/

Где ребенку можно играть, когда он выходит из дома на прогулку?
Должен ли ребенок быть внимательным, играя во дворе?
Почему нельзя играть на проезжей части?
Почему нельзя играть около проезжей части?
Почему нельзя играть с мячом около проезжей части?
Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части?
Почему нельзя кататься на санках около проезжей части?
Почему нельзя кататься с горки около проезжей части и даже если машин нет?
Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах?
Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку?
Почему оно безопасное?

Правила поведения в транспорте. /Таблица №3/

Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?
Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке?
Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет
невнимательным и неосторожным?
Как пассажир должен вести себя в транспорте?
Какие правила поведения в транспорте ты знаешь?

Обработка результатов диагностики
1- низкий уровень;
2- средний уровень;
3- высокий.

Результаты диагностики знаний по ПДД дошкольников за первое
полугодие 2023-2024 уч.года, за второе полугодие 2023-2024 уч. года.
/Таблица №1/

1 полугодие
2 полугодие

Низкий
уровень0%
0%

Средний уровень
28%
61%

Высокий уровень
9%
38%

Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части. /Таблица №2/

1 полугодие
2 полугодие

Низкий
уровень57%
0%

Средний уровень
38%
57%

Высокий уровень
4,8%
43%

Правила поведения в транспорте. /Таблица №3/

1 полугодие
2 полугодие

Низкий
уровень38%
0%

Средний уровень
57%
33%

Высокий уровень
4,8%
67%


Наверх

Безопасность на железнодорожном транспорте

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
О профилактике детского травматизма на ж_д.eml (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».