ДООП Фотокружок f18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа,
художественной направленности «Фотокружок F/18»
составлена в соответствии с требованиями:
−
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
−
Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
−
Постановления Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Актуальность, педагогическая целесообразность:
В современном мире, люди не представляют свою жизнь без
фотографии. С ней мы сталкиваемся повсеместно: журналы, книжные
издания, домашние фотоальбомы, социальные сети. С помощью
фотографии, люди запечатлевают прекрасные явления природы,
документируют важные политические события, сохраняют дорогие сердцу
воспоминания.
В настоящее время фотография, как никакой другой вид визуального
искусства, является общедоступной для каждого. В то же время, именно
фотография имеет средства и возможности научить изобразительному
мышлению.
Данная программа рассчитана на один год обучения. Реализация
данной программы позволит приобщить детей и подростков к фотографии
во всех её аспектах. Учащиеся получат общеразвивающие (базовые)
теоретические знания по истории фотографии, анализу изобразительного
искусства, изучат композиционные и психологические способы получения
снимка, познакомятся с различными жанрами на практике и выполнят
собственные проекты. Компьютерная обработка фотографии в
графических редакторах реализует свободу творчества и фантазии ребёнка,
а так же даст мотивацию к последующему развитию в графическом
дизайне.
В ходе обучения предусмотрены занятия в кружке, работа с
компьютерами, просмотр фильмов и видео-уроков, выезды на экскурсии и
пленэры, участие в различных конкурсах и выставках.
2

Программа составлена с учётом развития современных технологий и
технологических нововведений в области фотографии.
Вид программы:
Модифицированная программа
Направленность – Художественная.
Адресат программы: Программа рассчитана на учеников среднего и
старшего школьного возраста, от 11 до 17 лет.
Срок и объем освоения программы: 1 год, 216 педагогических часов.
Форма обучения: Занятия могут проводиться как в очной, так и в
дистанционной форме в зависимости от эпидемиологических условий.
Особенности

организации

образовательной

деятельности:

разновозрастные группы.
Режим занятий:
Форма проведения занятий - очная; групповая (занятия проводятся в
группе численностью до 11 человек).
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю (время занятия
включает 40 мин. учебного времени и обязательный 10-минутный
перерыв).
В дистанционной форме: в соответствие с предоставленными
требованиями.
Цели программы
Цель: состоит в формирование художественного вкуса, эстетических
чувств, творческого самовыражения посредством фотографии.
Задачи программы
Обучающие:
• обучить теоретическим основам в области фотографического
искусства;
• обучить принципам работы с цифровым фотоаппаратом;
• обучить построению композиции в кадре;
• обучить различным приемам художественной фотографии;
• обучить основе работы в графических редакторах;
Развивающие:
3

• развить у детей чувственно-эмоциональное отношение к объектам

съемки;
• развить потребность в творчестве и познании окружающего мира;
• сформировать навыки самостоятельной творческой работы;
• сформировать навыки работы в группе, над творческими проектами.
Воспитательные:
• воспитывать
у
детей
положительные
личностные
и
коммуникативные навыки;
• воспитывать целеустремленность и ответственность за достижение
высоких результатов.
Тип занятий: комбинированный. Занятия имеют две части: теоретическую
и практическую. Основная задача теоретического раздела - развитие
насмотренности и художественного вкуса.
Практическая часть нацелена на получение максимального количества
опыта в сфере фотографии.
Важной составляющей каждого урока является самостоятельная
(индивидуальная и коллективная) работа учащихся.
Планируемые результаты реализации программы
После реализации данной программы учащиеся раскроют свой
творческий и личностный потенциал.
Программные требования к знаниям (результаты теоретической
подготовки) знать:
• теоретические основы в области фотографии;
• жанры фотографии (портрет, пейзаж, документальная фотография,
архитектура, натюрморт, рекламная фотография);
• основы композиции;
• художественно выразительные средства фотографии;
• устройство и основные характеристики фотоаппаратуры;
• основные возможности графических редакторов;
Программные требования к умениям и навыкам (результаты
практической подготовки) уметь:
• правильно обращаться с фотокамерами различных типов;
• проводить сьёмку в различных жанрах и условиях;
• работать с графическими редакторами Photoshop и Lightroom ;
Личностные результаты:
• способность рефлексировать (видеть проблему; анализировать
сделанное — почему получилось, почему не получилось, видеть
трудности, ошибки);
4

• способность целеполагать (ставить и удерживать цели);
• планировать (составлять план своей деятельности);
Контроль знаний учащихся осуществляется следующими способами:
 Тестирование
 Устный опрос
 Практические занятия
 Защита творческих проектов (презентации)
Стартовый уровень: 1 год обучения
Учебный план:
№
п/п

Тема

Кол-во часов
Общее
1

Теория
1

Практика

Основы фотографии

10

7

3

3

Цвет и свет в фотографии

6

2

4

4.

2

1

1

4

2

2

6

Основы композиции.
Репортажная, уличная и
документальная фотография
Пейзаж.

9

3

6

7

Макросъёмка

2

1

1

8

Портрет

8

2

6

9

Обработка фотографий

8

2

6

10

Натюрморт

5

1

4

11

Креативная фотография

5

1

4

12

Рекламная и предметная
фотография

10

1

9

13

Fashion-съёмка

10

2

8

14

Фотопроекты

10

1

9

15

Итоговое занятие

2

1

1

92
216

27/28
108

65/64
108

1

Вводное занятие

2

5

ИТОГО

Форма аттестации
и контроля
Экспресс-опрос
Тестирование,
Практическая
работа
Тестирование,
Практическая
работа
Тестирование,
Практическая
работа
Тестирование,
Практическая
работа
Тестирование,
Практическая
работа
Тестирование,
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Тестирование,
Практическая
работа

5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1

2.1

2.2

2.3

2.4

3.1

3.2

4.1

5.1

6.1

Кол-во часов
Тема

Общее Теория

Прак
тика

Экспресс-опрос

Вводное занятие

1
1
2. Основы фотографии
Появление фотографии, первые
фотокамеры. Дагеротипия.
2
2
Колонотипия. Современная
фототехника.
Устройство, режимы и
возможности современной
цифровой камеры. Зеркальные и
беззеркальные фотоаппараты.
2
2
Оптика. Виды и жанры
фотографии.
Экспозиция. Выдержка,
диафрагма, ISO.

4

1

Форма аттестации
и контроля

Тестирование

Тестирование

3

Тестирование,
Практическая
работа
Тестирование

Оборудование. Комплект
необходимого оборудования:
2
2
светофильтры, штативы,
вспышки, моноподы.
3. Цвет и свет в фотографии
Основы цветоведения. Цветовой
Тестирование,
круг. Цветная и ЧБ фотография
Практическая
3
1
2
как способ эмоционального
работа
восприятия.
Освещение: искусственное и
Тестирование,
естественное. Светотональное
Практическая
3
1
2
студийное освещение.
работа
Фотостудии и фотопавильоны.
4. Основы композиции.
Правила композиции в
Тестирование,
фотографии. Ракурс. Особенности
Практическая
композиционного решения в
работа
2
1
1
разных жанрах
фотографии(портрет, пейзаж,
натюрморт)
5. Репортажная,уличная и документальная фотография
Репортажная, уличная и
Тестирование,
документальная фотографияПрактическая
4
2
2
характерные черты. Знаменитые
работа
представители.
6. Пейзаж
Композиция в пейзаже. Фактор
Тестирование,
6
2
4
освещения. “Золотой час”.
Практическая
6

6.2

Оптика, ракурс, перспектива,
фрагмент. Разно плановость
кадра. Панорама.
Ландшафтный пейзаж. Городской
пейзаж. Архитектура.

работа

3

1

2

Тестирование,
Практическая
работа

1

Тестирование,
Практическая
работа

7. Макросъёмка
7.1

Макросъёмка

2

1

8. Портрет

8.1

Композиция в портрете. Цвет и
свет в портрете. Ракурс

4

1

3

8.2

Съёмка на пленере и в
помещении.

4

1

3

9.1

9.2

9. Обработка фотографий
Работа в Adobe Photoshop.
Основные принципы обработки
4
1
фотографий. Ретушь.
Работа в редакторе Lightroom

4

1

3

3

Тестирование,
Практическая
работа, Защита
творческих
проектов
Тестирование,
Практическая
работа
Тестирование,
Практическая
работа
Тестирование,
Практическая
работа

10. Натюрморт
10.
1

Подбор предметов для съёмки.
Композиция в натюрморте.

3

10.
2

Освещение для натюрморта.

2

1

2

2

Тестирование,
Практическая
работа, Защита
творческих
проектов
Тестирование,
Практическая
работа

11. Креативная фотография
11.
1

Использование разнообразных
творческих идей в фотографии

5

1

4

Тестирование,
Практическая
работа, Защита
творческих
проектов

12. Рекламная и предметная фотография
12.
1

13.
1

Особенности рекламной и
предметной съёмки.
Оборудование.

10

1

13. Fashion-сьёмка
Особенности Fashion-съёмки.
Цвет, свет, оборудование. Пост10
2
обработка.

9

Практическая
работа, Защита
творческих
проектов

8

Практическая
работа, Защита
творческих
7

проектов
14. Фотопроекты
14.
1

Выполнение творческих
фотопроектов на различные
тематики

15 Итоговое занятие
Общее количество часов

10

1

9

2
92

1
27

1
65

Тестирование,
Практическая
работа, Защита
творческих
проектов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА:
1.Вводный раздел.
Теория. Знакомство с учебной группой. Техника безопасности при
работе в клубе. Введение в программу: содержание и порядок обучения.
Знакомство с планами на учебный год. Постановка целей и задач перед
учащимися.
2.Основы фотографии.
Тема 2.1.Появление фотографии.
Теория. Камера обскура как прототип фотоаппарата. Дагеротипия и
колонотипия. Мастера фотографии. Развитие съёмочной фототехники.
Тема 2.2. Устройство фотоаппарата.
Теория. Классификация современных фотокамер. Особенности
устройства и основных частей фотоаппарата. Достоинства цифровой
фотографии. Формирование изображения на матрицу. Виды и жанры
фотографии, её назначение.
Тема 2.3.Экспозиция.Выдержка,диафрагма,ISO.
Теория. Установка экспозиции. ISO, диафрагма и выдержка. Глубина
резко изображаемого пространства (ГРИП)
Практика. Проведение фотосъёмки с использованием разных режимов
диафрагмы и выдержки, практическая работа по установке экспозиции.
Тема 2.4.Оборудование.
Теория. Что должно быть в арсенале у фотографа любителя и
профессионала. Выбор кофра и других принадлежностей. Светофильтры и
их применение. Характеристики и назначение штативов и моноподов.
Практика. Работа с наглядным материалом. Использование штативов и
других опор в различных световых условиях съёмки.
8

3.Цвет и свет в фотографии
Тема 3.1. Основы цветоведения.
Теория. Цветовой круг. Основные и дополнительные, тёплые и холодные
цвета, контрастные цвета, сочетания цветов, тёмные и светлые тона.
Чувствительность глаза и матрицы фотоаппарата к различным цветам.
Радуга– семь цветов.
Практика. Работа с иллюстративным материалом.
Тема 3.2. Естественное и искусственное освещение. Светотональное
студийное освещение. Фотопавильоны – пространство для студийной
съемки.
Теория. Виды освещения (естественное и искусственное). Искусственное:
импульсный и постоянный свет. Характер светового рисунка.
Фронтальное, боковое и контровое освещение. Съемка в «высоком» и
«низком» ключе. Влияние освещения на настроение снимка. Виды
освещения в постановочной фотографии – схема света. Направление света
на снимках. Световые приборы, используемые при съёмке в студии.
Правила работы приборами. Характеристика фотопавильона студии.
Оборудование (светотехника, фоны, фотоаппаратура, реквизиты для
съемки).
Практика. Работа с наглядным материалом. Определение освещения при
съёмке и
Настроения снимка с помощью предложенных фотографий. Расположение
фотооборудования в студии.
4.Основы композиции.
Тема 4.1. Правила композиции в фотографии.
Теория. Основные правила композиции (смысловой центр, свойства
линий,
контраст, размещение, «золотое сечение», правило одной трети,
равновесие и симметрия,
формат, точка съёмки, диагональ, пространство, изображения, боке)
Практика. Съёмка цифровым фотоаппаратом с учётом применения
основных правил композиции, составление композиций.
Тема 4.2. Различные техники съемки.
Теория. Съемка с «проводкой», зум-эффект. Особенности съемки.
Практика. Работа с иллюстративным материалом, проведение съемки с
применением основных техник.
9

5.Репортажная, уличная и документальная фотография
Тема 5.1. Основные правила и требования к репортажной съёмке.
Теория. Статика и динамика изображения. Поиск сюжета. Юридические
аспекты репортажной съемки. Выбор оборудования.
Практика. Репортажная съёмка. Обработка материала. Анализ.
Тема 5.2. Съёмка торжественных мероприятий. Съёмка спортивных
мероприятий.
Теория. Изучение объекта съёмки. Выбор аппаратуры, аксессуаров для
съемки. Основные правила съёмки мероприятий. Внеклассная съёмка (дом,
город и т.д.). Выбор вида спорта, изучение наиболее динамичных мест.
Выбор фотоаппаратуры. Особенности съёмки спорта.
Практика. Съемка торжественного мероприятии. Съёмка на стадионах и
т.д.
Обработка отснятого материала. Анализ проведённых съёмок.
Тема 5.3. Репортажная, уличная и документальная фотография
6.Пейзаж
Тема 6.1. Композиция в пейзаже. Фактор освещения. Оптика.
Теория. Образ пейзажа. Летний пейзаж, зимний пейзаж, ландшафтный и
городской пейзаж, архитектура. Повторение основ композиции в
пейзажной фотографии. Роль освещения в процессе съёмки. Характер
освещения. Распределение положения солнца в процессе съёмки. Изучение
объекта съёмки в различных световых условиях. «Золотые часы»
освещения. Выбор аппаратуры, оптики, изучение объекта съёмки, условия
съёмки. Выделение в снимке главного, акцентирование на нём внимания
зрителя. Основные понятия и значения ракурса, перспективы и фрагмента
при съёмке пейзажа. Разноплановость кадра. Панорама.
Практика.Выполнение основных правил построения кадра в пейзаже.
Съёмка пейзажа. Самостоятельное индивидуальное фотографирование в
походах, экскурсиях, на пленэре и т.д. Обработка отснятого материала в
студии. Анализ результатов работы.
Тема 6.2. Ландшафтный пейзаж. Городской пейзаж. Архитектура.
Теория. Особенности съёмки ландшафтного и городского пейзажа. Выбор
места, аппаратуры, изучение объекта съёмки. Композиционное построение
кадра.
Практика. Самостоятельная съёмка пейзажа, архитектуры. Выбор места,
аппаратуры.
10

Композиционное построение кадра. Использование света при съёмке.
Выход напленэр. Самостоятельная съёмка современной архитектуры.
Обработка материала, анализ.
7.Макросъёмка
Тема 7.1. Макросъемка.
Теория. Особенности макросъемки. Выбор оборудования.
Практика. Съемка в режиме макро мелких живых существ (неподвижных,
в движении),
Мелких неодушевленных предметов снимков.
Тема 7.2. Съемка живой природы.
Теория. Особенности съёмки животных (в домашних условиях, на пленэре
и
т.д.). Выбор аппаратуры, изучение поведения животных. Особенности
съемки растений.
Практика. Съёмка животных и растений в домашних условиях, на улице,
зоопарке и т.д.
8.Портрет
Тема 8.1. Композиция в портрете. Ракурсы.
Теория. Портрет: студийный, репортажный, Портрет как жанр
художественного творчества. Технические правила и приёмы, присущие
портретной съёмке. Выбор композиционного построения портрета (во весь
рост, поколенный, поясной, погрудный, головной).
Положение головы (в фас, в три четверти, в профиль). Прием съёмки с
близких к объекту верхних и нижних точек. Выбор технических средств
для съёмки портрета. Безопасное расстояние до объекта съёмки – гарантия
исключения искажений в портрете.
Практика. Отработка композиционного построения портрета в студии на
основе снимков друг друга. Съёмка портрета с использованием различных
точек съёмки.
Тема 8.2. Съёмка на пленэре и в помещении
Теория. Задача и основные требования к съёмке на пленэре и в
помещении.
Выбор места, фона, освещения, необходимой аппаратуры (камера,
объектив,
аксессуары и т.д.).
11

Практика. Проведение съёмки. Дальнейшая обработка отснятого
материала
и его анализ.
9.Обработка фотографий
Тема 9.1. Работа в AdobePhotoshop. Основные принципы обработки
фотографий.
Теория. Описание программы. Настройка рабочего пространства.
Принципы
Обработки фотографий. Подборка фотографий. Обработка отснятого
материала на компьютере (Photoshop). Кадрирование, коррекция кадров по
свету и цветовой гамме, устранение эффекта «красных» глаз и т.д.
Практика. Работа с компьютером. Самостоятельная обработка
воспитанниками своих снимков в программе Photoshop на компьютере
дома и в студии.
10.Натюрморт
Тема 10.1. Подбор предметов для съемки. Композиция в натюрморте.
Теория. Натюрморт как художественный жанр фотоискусства. Подбор
предметов. Передача формы и фактуры. Смысловое содержание снимка,
расположение предметов в кадре.
Практика. Подбор предметов для съёмки натюрморта, практическое
композиционное построение для съёмки. Индивидуальное составление
композиции каждым воспитанником.
Тема 10.2. Освещение для натюрморта.
Теория. Художественные задачи освещения. Тональность, светотеневой
рисунок изображения и его композиционное равновесие.
Практика. Проведение фотосъёмки натюрморта при различных вариантах
его освещения.
11.Креативная фотография
Тема 11.1. Фризлайт.
Теория. Применение творческого приема «Фризлайт». Особенности
данной
техники. Оборудование для съемки.
Практика. Проведение фотосъёмки. Работа с иллюстративным материалом.
Тема 11.2. Мультиэкспозиция
12

Теория. Применение творческого приема «Мультиэкспозиция».
Особенности
данной техники. Оборудование для съемки.
Практика. Проведение фотосъёмки. Работа с иллюстративным материалом.
Тема 11.3. Креативная фотография.
Использование разнообразных творческих идей в фотографии.
Теория. Рисование дымом, съемка летающих фруктов, кросс-поляризация,
мыльная пленка, эффект преломления и т.д.
Практика. Работа с иллюстративным материалом. Фотосъемка.

12.Рекламная и предметная фотография
Тема 12.1. Особенности рекламной предметной съемки. Оборудование.
Теория. Понятие рекламной съемки, объекты съемки и ее назначение.
Ознакомление с основным оборудованием, необходимым для съемки.
Практика. Работа с иллюстративным материалом. Изготовление столика
для предметной съемки, лайт-куба.
Тема 12.2. Фотосъемка еды, текстов/рисунков/картин,
предметов, монет. Съемка автомобилей.
Теория.
Особенности фотосъемки данных предметов. освещения. Особенности
съемки автомобилей.
Практика. Индивидуальный выбор воспитанниками предмета съемки.
Работа в студии с применением различных условий съемки. Анализ
полученных снимков. Работа на пленэре. Обработка фотографий.
Тема 12.3. Компьютерный дизайн.
Теория. Понятие компьютерного дизайна. Создание открыток, календарей,
дипломов, грамот. Рамки, виньетки, групповое фото в обработке.
Рекламный
слоган (подбор стихов и надписей). Создание коллажа из фотографий.
Практика. Работа с программой AdobePhotoshop и MO Publisher.
13. Fashion-сьёмка
Тема 10.3. Fashion-съемка.
Теория.
Особенности Fashion-съемки. Место фотографии среди масс-медиа. Цвет в
фотографии.
Разбор материала на примере известных мастеров данного жанра. Выбор
13

технических средств и освещения.
Практика. Работа с наглядным материалом.
14.Фотопроекты
Тема 14.1. Выполнение творческих фотопроектов на различные тематики.
Теория. Создание проектов «Фотография и кино», «Военные годы»,
«Экскурс в историю», «Мир под ногами», «Картинная галерея» и др.
Изготовление магнитов.
Практика. Подбор предметов для съёмки, композиционное построение,
съемка проектов. Подбор материалов для изготовления (дерево, кора,
бумага,
стекло, камень и пр.) и изготовления магнитов.
15.Итоговое занятие
Тема 15.1. Итоговая выставка работ.
Участие работ каждого воспитанника объединения в итоговой выставке.
Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение:
- Фотоаппараты;
- мультимедийный проектор;
- лекционный класс.
- Штативы, фотовспышки, объективы;
- Компьютер;
- Цифровой слайд проектор;
- Принтер;
- Световое оборудование;
- Фоны для съёмки;
- Реквизиты для съёмки;
- Канцелярские товары;
- Выход в интернет.
Информационное обеспечение:
Презентации
Формы аттестации
Формами аттестации являются
- Зачёт;
- Творческая работа;
- Конкурс;
14

- Выставка.
Оценочные материалы
Методики

Показатели качества
реализации ДООП
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Уровень развития социального
опыта учащихся

Уровень сохранения и
укрепления здоровья учащихся

Уровень теоретической
подготовки учащихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами
Оценочные материалы

Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона
Тест «Уровень социализации личности»
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка
здоровьесберегающей деятельности
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Разрабатываются ПДО самостоятельно
Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)
Экспресс-опрос
Практическая работа
Защита творческих проектов

Методические материалы
Методы обучения:
Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Метод самостоятельной работы
 Дискуссионный
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности:












Индивидуально-групповая
Групповая
Практическое занятие
Открытое занятие
Беседа
Выставка
Защита проекта
Презентация
Мастер-класс
15

Педагогические технологии:
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология дифференцированного обучения
 Технология проблемного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Технология исследовательской деятельности
 Проектная технология
 Здоровье сберегающая технология
Дидактические материалы:



Раздаточные материалы
Иллюстративные материалы

16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Беленький А. Фотография. Школа мастерства. М.:"Питер",

2006 – 184с.
2.

Ли Фрост: «50 фотопроектов: Новые идеи для творчества» М:

«Арт-родник», 2009-160с.
3.

Клейгорн М.: «Портретная фотография. Ракурс, свет,

настроение, атмосфера. Искусство работы с моделью». Под ред. А. Лапина.
М.: Эксмо 2005-144с
4.

Клиновский В.И.: Искусство позирования. Для моделей и

фотографов. М.: «Ниола 21 век», 2005-210с
5.

Найт К. «Драматический портрет». Под ред. Исаенков А.,

Туманова Л. М.: «Манн» 2021 - 240с.
6.

Косенко П.: «Живая цифра». М.: «Тримедиа» 2015 – 283с.

7.

Зейгарник А.: «Мифология построения кадра». М.:

8.

https://knigolit.com/books/3145273-glavnoe-v-istorii-fotografii-

2016 –

140с.

zhanry-proizvedeniya-temy-tehniki-by-yen-smit/read/page-4

17


Наверх

Безопасность на железнодорожном транспорте

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
О профилактике детского травматизма на ж_д.eml (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».