ДООП Юный жд

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (общий)
1.1.Пояснительная записка
Программа «Юный железнодорожник» относится к технической
направленности.
Содержательная часть Программы соответствует основным положениям: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи.
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Весь материал доступен для обучающихся и соответствует их уровню
развития, т.к. включены элементы занимательности и игры, которые
необходимы для познавательной деятельности.
1.2. Цель программы: овладение первоначальными знаниями об истории,
традициях,профессиях железнодорожного транспорта.
1.3. Задачи:
Личностные
 Сформировать ответственное отношение к выполняемой работе.
 Развить качества, позволяющие эффективно работать в коллективе,
решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на
основе взаимного уважения.
 Развить творческий подход к исследовательской деятельности.
 Сформировать активную, общественную жизненную позицию.
Метапредметные
 Сформировать активную исследовательскую позицию.

Развить:
 Любознательность и увлеченность.
 Навыки концентрации внимания, способности быстро включаться в
работу.
 Способности к самостоятельному анализу, навыков устной и
письменной речи, памяти.
 Наблюдательность и умения поддерживать произвольное внимание.
 Заинтересованность в результатах проводимого исследования
Образовательные (предметные)
 развитие познавательного интереса к ЖД делу, истории, культуре и
традициям ЖД транспорта;
 приобретение определенных знаний об инфраструктуре ЖД
транспорта;
 овладение коммуникативными, организаторскими способностями;
теоретическими знаниями и умениями;
 познание себя как индивидуальности через активное участие в
самостоятельной и совместной работе.
Научить
 Знать историю развития железнодорожного транспорта;
 Знать профессии , связанные с работой железнодорожного транспорта;
разновидности поездов;
 Знать правила поведения вблизи железнодорожного полотна; правила
поведения в пригородных поездах и поездах дальнего следования;
правила поведения на вокзале; правила перехода железнодорожного
пути
1.4. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
состоит в том, что занятия в кружке помогают учащимся к выбору своего
пути в жизни – выбору профессии, в том числе профессии
железнодорожника. Учащихся знакомятся с историей развития
железнодорожного транспорта, отмечают важность и значимость
железнодорожных профессий в развитии нашей страны.
1.5. Отличительные особенности.
Программа адаптирована для детей 9-12 лет (3-6 класс). Основу программы
составляет выполнение доступных практических заданий и возможность
использовать знания в повседневной жизни.
1.6. Адресат программы
Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 9-12 лет (учащиеся
3-6 классов).
1.7. Срок и объем освоения программы:

1 год, 102 педагогических часов, из них;
«Базовый уровень» - 1 год, 102 педагогических часов;
1.8. Формы обучения и режим занятий
Форма обучения по программе очная. Формы и режим занятий,
предусмотренные программой, согласуются с нормами СанПиН и включает в
себя теоретическую и практическую часть, а также экскурсии.
Количество занятий в неделю – 3 часа.
Программный материал рассчитан:
 На теоретические занятия (семинары, лекции, беседы, викторины)
 Практические работы (опыты, эксперименты, искусство)
 Экскурсии
1.9. Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена
примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим
автором, но измененная с учетом особенностей образовательной
организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных
параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов.
Направленность программы: техническая.

2. Содержание программы
«Юный железнодорожник»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план

№
заняНаименование раздела/темы
тия
Введение в курс.
1
Введение в курс. Организация
работы.
2
Техника безопасности

3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25

26
27

теория практика всего
2
2
1
-

Транспорт – важная отрасль
хозяйства страны
Виды транспорта и их роль.
Выставка рисунков «Виды
железнодорожного транспорта»
История создания
железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт
России.
Железная дорога в родном крае
Экскурсия на ЖД
История нашей станции. Проект
«История моего поселка».
Аппликация «Поезд на рельсах»
Аппликация «Поезд на рельсах»
Как работает железная дорога
Экскурсия к железнодорожному
полотну.
Поезда - рекордсмены
Виды поездов
Выполнение рисунка на тему
«Виды поездов»
Виды локомотивов. Паровоз.
Разновидности паровозов
Чем отличается тепловоз от
паровоза. Виды тепловозов.
Электровозы, пришедшие на
смену паровозам и тепловозам.
Специальный транспорт «РЖД»
Беспилотный поезд
Пожарный, военный поезд
Железнодорожные мосты
Переправы и тоннели
Кто из животных быстрее всех
на свете. Самый скоростной
поезд «Сапсан»
Различие поездов по характеру
груза, скорости движения,
размерам, назначению.
Где отдыхают поезда?
Локомотивное депо.
Экскурсия

Формы аттестации и
контроля

Количество часов

1

-

4

4

актирование, опрос
по инструктажу,
рефлексия
8

1

Рефлексия
Практическое
задание
Рефлексия

1

Тест

1
1

1

Рефлексия

1

-

1
5

15

Практическое
задание

1

1

20
Экскурсия
Тест
Рефлексия

1
1
1

Практическое
задание

-

Рефлексия
Рефлексия
Тест

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

28

29
30
31

32
33

34

35
36
37

38
39
40
41

42
43
44
45
46

47

48

Специальные инструменты для
строительства железной дороги,
которые использовались в
прошлом и современные
инструменты и машины.
Сигнализация и связь.
Экскурсия
Интеллектуальная игра
«Умники и умницы»
Железная дорога – зона
повышенной опасности
Правила поведения в
пригородных поездах.
Выполнение рисунка на тему
«Безопасность в пригородных
поездах»
Правила поведения в зоне
железнодорожных путей и
прилегающей к ним территории.
Защита ЖД путей
Экскурсия
Конструирование из бумаги
модели железнодорожных путей
и прилегающей к ним
территории.
Практическая работа

1

Повторение правил поведения в
зоне железной дороги.
Экскурсия к железнодорожному
переходу.
Повторение правил поведения
на платформе и правил перехода
железнодорожных путей.
«Железная дорога – детям не
игрушка»
Час знаний «Железнодорожный
словарик».
Составление кластера
«Железнодорожный словарик»
Составление кластера
«Железнодорожный словарик»
Библиотечный час (экскурсия) :
«Книг много хороших и разных
о железной дороге»

1

1
1
1
7

7

1

-

14
Коллективная
рефлексия.
Практическое
задание .

1

Рефлексия

1

1
1

Практическое
задание

1

Практическое
задание
Фронтальная беседа

1

Экскурсия

1

Фронтальная беседа

1

Фронтальная беседа

1

Фронтальная беседа
1

Экскурсия в
библиотеку,
просмотр выставки
книг о железной
дороге.
Викторина «Заочное
путешествие по
Стране
железнодорожных
знаков и правил»

1

Развлекательно познавательное
занятие: «Паровозик
безопасности»
Железные дороги-дело всей
жизни
Высшие учебные заведения

Игра

1

12
1

8

20
-

Рефлексия

49
50
51
52

РЖД
П.П.Мельников-первый
министр путей и сообщений
Путешествие в прошлое
железной дороги
Первые пассажирские
железнодорожные вагоны.
Транссибирская магистраль

55

История Транссибирской
магистрали
Кругобайкальская железная
дорога
Решение математических задач

56
57

Решение математических задач
Путешествие по КБЖД

58

68

Восточно-Сибирская железная
дорога
Известные вокзалы России
Ознакомление с помещениями
вокзала, их назначением.
Вокзалы будущего, выставка
рисунков или поделок
Вокзалы будущего, выставка
рисунков или поделок
Железная дорога в годы
Великой Отечественной войны
Интересные факты из мира
железных дорог
Виды билетов
Знаменитые железнодорожники
Мини-проект «Дорога
будущего»
Защита мини-проекта

69

Защита мини-проекта

70

Викторина «История развития
ЖД транспорта»
Железнодорожные профессии
Профессии родителей.
Рассуждения детей о
профессиях, которые нравятся.
Инженер
Пробуем себя в роли инженера

53
54

59
60
61
62
63
64
65
66
67

71

72
73
74
75

76
77

Практическое
задание
Рефлексия,
тестирование

1
1

Практическое
задание

1
1

Рефлексия

1

Практическое
задание
Тест «Физические
явления»

1

-

Практическое
задание

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

10
1

1

Рефлексия

1

. Практическое
задание

1

Рефлексия

20

1
1

Униформа железнодорожника
Академия железнодорожной
моды

1

1

Экскурсия
Диспетчер

1

1
-

30

Рефлексия
Практическое
задание.
Рефлексия
Конкурс рисунков
«Современная
одежда
железнодорожников»
Тест «Энергия»
Рефлексия

78
79

Как стать диспетчером?
Начальник станции

1

Практическое
задание
Рефлексия

1

Практическое
задание .

1

81
82

Как стать начальником ЖД
станции?
Экскурсия
Сигналист

83
84
85

Как можно стать сигналистом?
Монтёр пути
Рисунок «Работа монтёра мути»

1

1
1

86

Машинист поезда

1

-

87

Экскурсия

1
1
1
1

97

Проводник
Составитель поездов
Практическая работа
«подвижные тележки»
Дежурный по переезду
Осмотрщик-ремонтник вагонов
Экскурсия
Электричество- помощник
железной дороги
Практическая работа
«Электричество»
Мои родителижелезнодорожники
Ярмарка ЖД профессий

98

Ярмарка ЖД профессий

1
1

99

Ярмарка ЖД профессий

1

100
101

1

106
107

Конкурс эрудитов
Конкурс эрудитов
Выполнение минипроектов
Определению названия проекта,
цели и задач
Определению названия проекта,
цели и задач, оформлению
результатов проектной
деятельности
Оформление результатов
проектной деятельности
Оформление результатов
проектной деятельности
Защита проекта
Защита проекта

108

Защита проекта

80

88
89
90
91
92
93
94
95
96

102
103

104
105

Итого

-

1
1

Практическое
задание
Исследование
Рефлексия
Практическое
задание.
Рефлексия
Мифы и легенды о
созвездиях.
Викторина
Викторина

Тестирование
Викторина
Тестирование

1
1
1
1
1

Викторина

1

3
1

3

Создание
презентации
«Физика зимой»
Практическое
задание

6

1

1
1

53

1
1

Зачет
Зачет

1

Зачет

49

102

3. Содержание программы
Тема 1. Введение
Теория :. Техника безопасности. Цели и задачи программы.
Тема 2. Транспорт – важная отрасль хозяйства страны
Теория : Виды транспорта и их роль. История создания железнодорожного
транспорта Железнодорожный транспорт России. Железная дорога в родном
крае
Практические занятия Выставка рисунков «Виды железнодорожного
транспорта» История нашей станции. Проект «История моего поселка».
Аппликация «Поезд на рельсах»
Тема 3. Как работает железная дорога
Теория : Поезда – рекордсмены Виды поездов Виды локомотивов. Паровоз.
Разновидности паровозов Чем отличается тепловоз от паровоза. Виды
тепловозов. Электровозы, пришедшие на смену паровозам и тепловозам.
Специальный транспорт «РЖД» Беспилотный поезд Пожарный, военный
поезд Железнодорожные мост Переправы и тоннели Кто из животных
быстрее всех на свете. Самый скоростной поезд «Сапсан» Различие поездов
по характеру груза, скорости движения, размерам, назначению. Где
отдыхают поезда? Локомотивное депо. Специальные инструменты для
строительства железной дороги, которые использовались в прошлом и
современные инструменты и машины. Сигнализация и связь.
Практические занятия Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Экскурсия Выполнение рисунка на тему «Виды поездов» Экскурсия к
железнодорожному полотну
Тема 4. Железная дорога – зона повышенной опасности
Теория: Правила поведения в пригородных поездах. Правила поведения в
зоне железнодорожных путей и прилегающей к ним территории. Защита ЖД
путей Повторение правил поведения в зоне железной дороги. Повторение
правил поведения на платформе и правил перехода железнодорожных путей.
«Железная дорога – детям не игрушка» Час знаний «Железнодорожный
словарик».
Практические занятия Развлекательно познавательное занятие: «Паровозик
безопасности» Составление кластера «Железнодорожный словарик»
Библиотечный час (экскурсия) : «Книг много хороших и разных о железной
дороге» Экскурсия к железнодорожному переходу. Практическая работа

Конструирование из бумаги модели железнодорожных путей и прилегающей
к ним территории. Выполнение рисунка на тему «Безопасность в
пригородных поездах»
Тема 5. Железные дороги-дело всей жизни
Теория
Высшие учебные заведения РЖД П.П.Мельников-первый министр путей и
сообщений Путешествие в прошлое железной дороги Первые пассажирские
железнодорожные вагоны. Транссибирская магистраль История
Транссибирской магистрали Кругобайкальская железная дорога Путешествие
по КБЖД Восточно-Сибирская железная дорога Известные вокзалы России
Ознакомление с помещениями вокзала, их назначением. Железная дорога в
годы Великой Отечественной войны Интересные факты из мира железных
дорог Виды билетов Знаменитые железнодорожники
Практическая работа: Мини-проект «Дорога будущего» Защита минипроекта Викторина «История развития ЖД транспорта» Вокзалы будущего,
выставка рисунков или поделок
Тема 6. Железнодорожные профессии
Теория Профессии родителей. Рассуждения детей о профессиях, которые
нравятся. Инженер Униформа железнодорожника Академия
железнодорожной моды Диспетчер Как стать диспетчером? Начальник
станции Как стать начальником ЖД станции? Сигналист Как можно стать
сигналистом? Монтёр пути Машинист поезда Проводник Составитель
поездов Дежурный по переезду Осмотрщик-ремонтник вагонов
Электричество- помощник железной дороги Мои родителижелезнодорожники
Практические занятия Пробуем себя в роли инженера Ярмарка ЖД
профессий Ярмарка ЖД профессий Конкурс эрудитов Практическая работа
«Электричество» Экскурсия Практическая работа «подвижные тележки»
Рисунок «Работа монтёра мути»
Тема 7. Выполнение мини-проектов
Определению названия проекта, цели и задач исследования, оформлению
результатов проектной деятельности. Оформление результатов проектной
деятельности. Защита проекта.
4. Календарный учебный график
Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

(по УП)

Продолжительность каникул

с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г.

Даты начала и окончания учебного
с 14.09.2023 по 31.05.2024 г.
года
Сроки промежуточной аттестации

(по УП)

Сроки итоговой аттестации (при
наличии)

(по УП)

4.1.Условия реализации программы

Аспекты

Характеристика
Кабинет Национального проекта «Образование»
«Точка роста физика»

Материально-техническое
обеспечение

наличие технических и лабораторных средств:
инженерный калькулятор, электронные и
аптечные весы, рулетка, секундомер, термометр,
барометр, психрометр, метеостанция, средства
индивидуальной защиты; наличие методической
библиотеки;
-ноутбук
-проектор

Информационное
обеспечение

-доска меловая
-экран
-аудио
-Интернет

Кадровое обеспечение

Учитель физики 1 квалификационной категории

5. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
•
Творческая работа
•
Соревнования
•
Конкурс
•
Проект
В структуре программы выделяются два основных компонента теоретический и практический. Последний включает в себя отработку
практических навыков, необходимых для реализации исследования, и
собственно выполнение проектной или исследовательской работы. В связи с
этим механизм оценки получаемых результатов может быть различным.

Текущий контроль за усвоением теоретического материала носит характер
опроса или зачетов по отдельным темам (разделам). Текущий контроль
освоения практической части программы осуществляется в процессе
выполнения юными исследователями этапов самостоятельных работ.
Формой итогового контроля, в данном случае, является участие
обучающегося в конференции, представление и защита проектноисследовательской работы в группах.
5.1. Оценочные материалы
Показатели качества
реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого
потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д.
Джонсона

Уровень развития социального Тест «Уровень социализации личности»
опыта учащихся
(версия Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка
Уровень сохранения и
здоровьесберегающей деятельности
укрепления здоровья учащихся образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Уровень теоретической
подготовки учащихся

Разрабатываются самостоятельно

Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(методика Е.Н.Степановой)

Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в
соответствии с формами
аттестации)

Кудрова И.А. О развитии мышления на
основе исследовательского подхода / И. А.
Кудрова // Стандарты и мониторинг в
образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.

5.2. Методические материалы
Методы обучения:
•

Словесный

•

Наглядный

•

Объяснительно-иллюстративный

•

Частично-поисковый

•

Исследовательский

•

Игровой

•

Проектный

Формы организации образовательной деятельности:
•

Индивидуальная

•

Индивидуально-групповая

•

Групповая

•

Практическое занятие

•

Открытое занятие

•

Беседа

•

Встреча с интересными людьми

•

Защита проекта

•

Игра

•

Презентация

•

Мини-чемпионат

•

Экскурсии

Педагогические технологии:
•

Технология индивидуального обучения

•

Технология группового обучения

•

Технология коллективного взаимодействия

•

Технология дифференцированного обучения

•

Технология проблемного обучения

•

Технология дистанционного обучения

•

Технология исследовательской деятельности

•

Проектная технология

•

Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:
•

Раздаточные материалы

•

Инструкции

•

Технологические карты

•

Образцы изделий

6.Список литературы

Байкал. Путеводитель. С. Н. Волков, 2006
Дневник похода 1 категории сложности в Прибайкалье, 2007г
Конкурс эрудитов «Ребенок в мире железнодорожных профессий»,
викторины
Электронная энциклопедия «Байкал.КБЖД»,2005


Наверх

Безопасность на железнодорожном транспорте

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
О профилактике детского травматизма на ж_д.eml (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».