ДООП Страна жд

1.Комплекс основных характеристик
общеразвивающей программы (общий)

дополнительной

общеобразовательной

1.1. Пояснительная записка
Программа «ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ТРАНСПОРТЕ» относится к технической направленности.
Содержательная часть Программы соответствует основным положениям: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
История развития многих городов неразрывно связана с железнодорожным
транспортом. В России эти предприятия являются ведущими для экономики страны.
Железнодорожный транспорт играет главнейшую роль в перевозке разного рода грузов по
сравнению с водным, автомобильным и воздушным транспортом. Железные дороги
являются ключевым элементом транспортной и логистической инфраструктуры.
Овладение практически любой профессией требует разнообразных знаний по
математике. Особое значение имеет умение смоделировать реальные ситуации с помощью
математики. Данное умение интегрирует в себе разнообразные специальные умения,
адекватные отдельным элементам математических знаний, их системам, а также
различные мыслительные приёмы, характеризующие культуру мышления, вырабатывает
умение выделять главное, обобщать, сравнивать, анализировать.
Не каждый ученик уже с первого класса знает, какую профессию он приобретёт в
будущем. Но, относясь ответственно к изучению математики, каждый учащийся
обеспечивает себя необходимыми знаниями, умениями, навыками, качествами, которые
необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Не существует
профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретённые в
школе. Каждому человеку нужны навыки математического мышления, математика
развивает умственные способности, умение обобщать, умение логически мыслить и
рассуждать, даёт навык планирования вперёд, способность удерживать в голове несколько
последовательных шагов.
Математика в различных профессиях, имея разную степень использования, лишь в
одном может быть определяющей, когда она используется в профессиях, от которых
зависит безопасность и жизнь других людей. Такой степенью ответственности обладает
математика в профессии железнодорожника. Правильно высчитать расстояние между
рельсами, определить и устранить их проседание с помощью подбивки шпал, рассчитать
время прибытия, следующего товарного или пассажирского состава, определить
допустимый зазор в буксах колёсных пар – в этом и другом нужна математика
железнодорожнику.
В условиях научно-технической революции в сфере производства и в транспортной
индустрии все больше требуется работники, которые способны управлять сложными
современными машинами, автоматическими системами, внедрять принципиально новые
технологии. Физика как наука позволяет понять законы природы и успешно использовать
достижения современных технологий и влиять на появление новых.

Предлагаемый курс «Физика на железнодорожном транспорте» (далее – курс)
является прикладным, при изучении которого учащиеся знакомятся с основными
методами применения знаний о физических явлениях на железной дороге, в транспортном
строительстве и машиностроении.
В курсе подчеркивается роль физики в современном производстве, что
способствует развитию интереса учащихся к современной технике и транспорту,
формированию мотивации для углубленного изучения предмета и продолжения обучения
в сфере железнодорожного транспорта.
Изучение курса начинается в 8 классе (рассматриваются тепловые, электрические,
магнитные и световые явления) и продолжается в 9 классе (основы кинематики и
динамики, законы сохранения в механике, механические колебания и волны,
электромагнитные явления, строение атома и атомного ядра).
Курс знакомит с историей внедрения новой техники и технологий на Российских
железных дорогах. Действие физических законов раскрывается на примерах, взятых из
конкретной практики железнодорожного транспорта, исторических фактах, специальных
лабораторных экспериментах, содержит качественные и расчётные задачи. Выполнение
данных заданий не только помогает изучению физики, но и позволяет выявлять
межпредметные связи со смежными отраслями знаний, что в определенной степени
влияет на уровень профессиональной подготовки. При этом усиливается практическая
направленность изучения физики, углубляются знания материала основного и
прикладного содержания курса.
При изучении данного курса для стимулирования интереса учащихся и развития
навыков работы с дополнительными источниками информации используются поисковые и
проектные задания. В рамках курса предусматриваются практические занятия:
выполнение работ специализированного лабораторного практикума и экскурсии на
предприятия железнодорожной отрасли.
1.2. Цель программы:
углубление содержания основного курса физики и математики и формирование учебнопознавательных, информационно-технологических компетенций и компетенций
личностного саморазвития учащихся, способствующих профессиональной ориентации на
профессии железнодорожного транспорта









1.3. Задачи:
усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах,
применяемых в железнодорожной отрасли; наиболее важных открытиях в области
физики, оказавших влияние на развитие железнодорожного транспорта; методах
научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные
знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств
веществ; практического использования физических знаний;
обобщение и расширение знаний о профессиях железнодорожной отрасли;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных
качеств, учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике с
использованием
различных
источников
информации
и
современных
информационных технологий, направленное на формирование
формирование умения решать задачи на движение, торгово-денежные
отношения, на работу и производительность труда, на проценты и
отношения;
формирование и закрепление представлений о способах и методах решения задач с







производственным содержанием;
формирование у учащихся основных информационно-коммуникативных
компетенций;
способствование раскрытию творческого потенциала учеников средствами ИКТ;
повышение мотивации школьников к выбору железнодорожных профессий;
расширение представления о профессиональных областях на железнодорожном
транспорте.

1.4. Адресат программы
Программа рассчитана на подростков в возрасте 13-17 лет (учащиеся 8-10 классов).
1.5. Срок и объем освоения программы:
1 год, 108 педагогических часов, из них;
«Базовый уровень» - 1 год, 108 педагогических часов;
1.6. Формы обучения и режим занятий
Форма обучения по программе очная. Формы и режим занятий, предусмотренные
программой, согласуются с нормами СанПиН и включает в себя теоретическую и
практическую часть, а также экскурсии.
Количество занятий в неделю – 1,5 часа.
Экскурсии: подростки с педагогом отправляются на объекты железной дороги
реально или виртуально для фиксации проблемы или постановки задачи, где в процессе
общения с учителем они систематизируют теоретические основы рассматриваемых
физических явлений.
Лабораторный практикум: выполнение лабораторных работ позволит овладеть
умениями самостоятельно ставить физические опыты, фиксировать наблюдения и
измерения, анализировать их делать выводы в целях дальнейшего использования.
Решение кейса: кейс представляет комплект материалов, разработанных на основе
производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного
конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных
кейсов, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В
процессе решения кейсов у учащихся возникают идеи для индивидуальных проектов,
которые они смогут выполнить в рамках проектной деятельности.
Формы организации образовательного процесса: лекция; беседа; лабораторный
практикум; практическая работа; экскурсия;
виртуальная экскурсия; конференция,
решение кейса, защита проекта
1.7. Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена
примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но
измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня
подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности,
нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность программы: техническая

2. Содержание программы
«ФИЗИКА и МАТЕМАТИКА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»
Математика, 8 класс (54 ч)
Модуль «Введение» (3 ч)
Знакомство с железнодорожными профессиями. Онлайн самоопределение и
примерка профессий.
Динамика различных видов деятельности ОАО «РЖД» и дочерних компаний.
Модуль «Экономика железнодорожного транспорта» (23 ч)
Задачи на проценты (кредитная политика банков, лизинг оборудования, гибкое
тарифное
регулирование,
надбавки
к
заработной
плате,
налоги).
Задачи на работу и производительность труда на конкретных предприятиях ВСЖД.
Тарифы.
Модуль «Управление движением на железной дороге» (10 ч)
Графики движения. Задачи на движение. Равномерное и равнопеременное
движение. Составление поездов. Задачи, решаемые диспетчером.
Модуль «Железнодорожный путь» (7ч)
Математические методы при изысканиях и проектировании новых ж/д линий.
Расчет протяженности и профиля пути. Искусственные сооружения.
Модуль «Грузовая и коммерческая работа» (11 ч)
Материально-техническое обеспечение. Выбор поставщиков. Тарифы. Штрафы.
Погрузо-разгрузочные работы.
Учебно-тематическое планирование
Математика, 8 класс (1,5 часа в неделю; всего 54 часа в год)
№
заня- Наименование раздела/темы
тия

Количество часов

теория практика всего
Введение в курс
2
1
3
1
Знакомство с железнодорожными 1
профессиями.
Онлайн
самоопределение
и
примерка
профессий
2
Динамика
различных
видов 1
деятельности ОАО «РЖД» и
дочерних компаний
3
Практическая работа на тему:
1
«Динамика
различных
видов
деятельности РЖД и дочерних
компаний»
Экономика
железнодорожного 14
9
23
транспорта
4
Роль железнодорожного транспорта 1
в социально-экономической жизни
страны

Формы
аттестации
контроля

Анкетирование

Рефлексия
Практическая
работа

Рефлексия

и

5

6

7
8

9

10
11

12

13
14
15
16

17

18

19
20
21
22
23
24

Значение
и
особенности
железнодорожного транспорта как
одной
из
важнейших
сфер
экономики
Цель и планируемые результаты
стратегии
развития
железнодорожного транспорта в
российской федерации до 2030 года
Основные показатели грузовых
железнодорожных перевозок.
Основы экономики пассажирских
перевозок на железнодорожном
транспорте
Транспортная
подвижность
населения и ее влияние на объемы
пассажирских перевозок
Классификация и учет расходов
железнодорожного транспорта
Зависимость
эксплуатационных
расходов
и
себестоимости
железнодорожных перевозок от
объема перевозок
Методы
расчета
и
анализа
себестоимости
железнодорожных
перевозок в конкретных условиях
Пути
снижения
себестоимости
перевозок
Тарифная
политика
на
железнодорожном транспорте
Построение тарифов на грузовые
перевозки и их дифференциация
Особенности
формирования
тарифов
на
пассажирские
железнодорожные перевозки
Основные
направления
совершенствования грузовых и
пассажирских тарифов
Экономика труда и управление
человеческими
ресурсами
на
железнодорожном транспорте.
Организация труда работников
железнодорожного транспорта
Расчет заработной платы на основе
тарифной системы
Формы и разновидности оплаты
труда
Экономическая
эффективность:
сущность и значение
Конкурентоспособность в сфере
транспорта
Методы экономической оценки
уровня конкурентоспособности на

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Практическая
работа
Рефлексия

1

Практическая
работа

1

Рефлексия

1
1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа
Рефлексия

1
1

Практическая
работа
Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

1

Практическая
работа
Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

1

Практическая
работа

25

26

27
28

транспорте
Экономическая
оценка
эффективности проектов развития
на железнодорожном транспорте
Цели задачи научно-технического 1
развития
железнодорожного
транспорта
Управление
движением
на 3
железнодорожном транспорте
Понятие о системе управления 1
движением
Графики движения

Рефлексия

7

1

32

Задачи на движение

1

33

Задачи на движение

34

Задачи на движение

1

35

Задачи на движение

1

36

Задачи на движение

1

37
38
39

40

41

Железнодорожный путь
Конструкции
железнодорожного
пути
Устройства и содержания рельсовой
колеи
Математические
методы
при
изысканиях
и
проектировании
новых железнодорожных линий
Сведения о конструкции и основных
требованиях,
предъявляемых
к
верхнему и нижнему строениям
железнодорожного пути; сведения
об основных элементах пути и
стрелочных переводов
Условия движения экипажей по
рельсовому
пути,
устройство
рельсовой колеи, взаимодействие
пути
и
подвижного
состава,
габариты, современная нормативная
база,
разработанная
и

Практическая
работа
Рефлексия

1

31

30

10
Рефлексия

Исторический
очерк
развития 1
системы регулирования вагонных
парков на отечественных железных
дорогах
Диспетчерское
управление
на 1
железнодорожном транспорте
Задачи, решаемые диспетчером

29

Практическая
работа

1

Рефлексия
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

1

3
1

4

7
Рефлексия
Рефлексия

1
1

Практическая
работа
Рефлексия

1

1

Практическая
работа

42

43

44

45

предназначенная для правильной
эксплуатации
железнодорожного
пути
Современные конструкции верхнего
строения пути и земляного полотна,
основные положения по устройству
рельсовой
колеи.
Принципы
устройства
и
конструктивные
решения для стрелочных переводов,
а
также
по
применению
бесстыкового пути. Современные
конструкции
и
перспективы
развития рельсовых скреплений.
Основные типы земляного полотна,
характеристики
грунтов
для
отсыпки
насыпей,
типизация
оснований земляного полотна и
особенности природных условий
для
различных
случаев.
Конструкции
водоотводных
сооружений
и
защитных
конструкций земляного полотна
Грузовая и коммерческая работа
1
Правил технической эксплуатации 1
железных
дорог
Российской
Федерации
Задачи на выбор транспорта

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

10

11
Рефлексия

1

Практическая
работа
Практическая
работа

Задачи
на
работу
и
производительность
труда
работников
железнодорожной
станции
Задачи
на
работу
и
производительность
труда
работников
железнодорожной
станции
Основные задачи на проценты.
Банковские проценты.
Основные задачи на проценты.
Банковские проценты
Задачи
на
оптимизацию.
Транспортная задача. Информатика
и ИКТ в решении транспортной
задачи

1

51

Задачи
на
оптимизацию.
Транспортная задача. Информатика
и ИКТ в решении транспортной
задачи

1

Практическая
работа

52

Человек-математика-железная
дорога

1

Зачет

46

47

48
49
50

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

1
1

53
54

Человек-математика-железная
дорога
Человек-математика-железная
дорога

1

Зачет

1

Зачет

Физика, 8 класс (54 ч)
Тема 1. Введение
Теория: Исторические этапы развития железнодорожного транспорта в России и
мире. Измерения и погрешности измерений физических величин
на транспорте.
Использование смартфона и других цифровых технологий для измерений.
Тема 2. Тепловые явления
Теория: Расширение тел при нагревании. Термическое расширение на подвижном
составе и инфраструктуре железнодорожного транспорта, способы его учета и
компенсации. Измерение температуры рельсов и элементов подвижного состава. Тепловое
излучение и дистанционное измерение температуры буксовых узлов.
Статическое и динамическое давления газа. Система пневматического торможения.
Поезда на воздушной подушке. Тепловые машины на железной дороге. Виды топлива и их
энергетическая эффективность. КПД локомотива. Существующие и перспективные
системы отопления, теплоизоляции и вентиляции пассажирских вагонов. Теплоизоляция в
путевом хозяйстве
Практические занятия
Физический практикум Тепловое излучение и дистанционное измерение
температуры буксовых узлов; Лабораторный практикум. Статическое и динамическое
давления газа; Фронтальная лабораторная работа «Определение характеристик
теплоизоляционных материалов»; Кейс «Рекуператор в пассажирском вагоне»
Тема 3. Электрические явления
Теория : Постоянный электрический ток на железной дороге. Первые электрические
экипажи и современные электровозы. Проблема передачи электроэнергии к локомотиву.
Электрическая цепь современной железной дороги. Закон Ома для участка цепи.
Реостаты в системе управления локомотива. Падение напряжения на элементах тяговой
сети железной дороги. Проблемы тягового электроснабжения постоянного тока. Закон
Джоуля-Ленца. Тепловые потери электрической энергии. Потери энергии в тяговой сети.
Системы электрообогрева вагонов. Потери энергии и блуждающие токи.
Электроконтактная сварка рельсов.
Практические занятия
Физический практикум Закон Ома для участка цепи
Физический практикум Закон Джоуля-Ленца. Тепловые потери электрической энергии
Физический практикум Потери энергии и блуждающие токи
Тема 4. Магнитные явления
Теория: Магнитное поле как источник сил, действующих на проводник с током. Закон
Ампера. Работа тягового двигателя локомотива. Магнетизм на транспорте. Влияние
магнитного поля на работу рельсовой цепи. Магнитная дефектоскопия. Магнитная
подвеска высокоскоростных поездов. Использование явления сверхпроводимости.
Электромагнитное реле и рельсовые цепи в системе автоблокировки на железной дороге.
Электромагниты при ремонте пути и погрузо-разгрузочных работах.
Практические занятия
Практическая работа Макет «Светофорная сигнализация». Фронтальная лабораторная
работа «Определение тяговых характеристик электродвигателя постоянного тока»
Тема 5. Оптические явления
Теория Геометрическая оптика на железной дороге. Устройство прожектора. Волоконнооптические кабели на железнодорожном транспорте. Оптоволоконные линии связи. Цвет

на транспорте. Световая сигнализация. Инфракрасное излучение и его регистрация.
Тепловизионный
контроль.
Светодальномеры.
Светоотражающие
покрытия.
Фотохромные материалы.
Практическая работа: Фронтальная лабораторная работа «Принцип работы
оптоволокна»;
Фронтальная лабораторная работа «Устройство оптического кабеля» Групповой натурный
эксперимент «Дальность обнаружения объекта без светоотражающей наклейки на одежде
(рюкзаке) и с наклейкой»
Учебно-тематическое планирование
Физика, 8 класс (1,5 часа в неделю; всего 54 часа в год)
№
заня- Наименование раздела/темы
тия
Введение в курс.
1

2

3

4
5

6

7

8

9
10

Исторические
этапы
развития
железнодорожного транспорта в
России и мире
Измерения
и
погрешности
измерений физических величин на
транспорте.
Фронтальная лабораторная работа
«Измерение физических величин и
оценка погрешности измерений»
Тепловые явления
Термическое
расширение.
Расширение тел при нагревании.
Термическое
расширение
на
подвижном
составе
и
инфраструктуре железнодорожного
транспорта, способы его учета и
компенсации
Измерение температуры рельсов и
элементов подвижного состава.
Тепловое
излучение
и
дистанционное
измерение
температуры буксовых узлов
Решение
задач
«Расчет
температурного зазора», «Расчет
механического
напряжения
в
бесстыковом пути»
Физический практикум Тепловое
излучение
и
дистанционное
измерение температуры буксовых
узлов
Давление газа. Статическое и
динамическое давления газа.
Решение задач Давление газа.

Формы
аттестации
контроля

Количество часов
теория практика всего
2
1
3
1

-

Анкетирование

1

-

Рефлексия

-

1

Практическое
задание

7
1

8

15
Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Практическое
задание

1

Практическое
задание
Рефлексия

1
1

Практическое
задание

и

11

12

13

14
15

16

17

18

19

20

21
22

23

24

25
26

27

Система
пневматического 1
торможения. Поезда на воздушной
подушке.
Лабораторный
практикум. Статическое
и
динамическое
давления газа.
Тепловые машины на железной 1
дороге. Виды топлива и их
энергетическая
эффективность.
КПД локомотива
Решение задач КПД локомотива

Рефлексия

1

Практическое
задание

-

Рефлексия

1

Практическое
задание
Практическое
задание

Лабораторный
практикум.
Выполнение расчета энергетической
эффективности и КПД тепловоза и
паровоза
Тепловые процессы. Существующие
и
перспективные
системы
отопления
и
вентиляции
пассажирских вагонов
Фронтальная лабораторная работа
«Определение
характеристик
теплоизоляционных материалов».
Кейс «Рекуператор в пассажирском
вагоне»
Электрические явления
Электрификация железных дорог.
Постоянный электрический ток на
железной
дороге.
Первые
электрические
экипажи
и
современные электровозы
Решение
задач
Постоянный
электрический ток на железной
дороге.
Экскурсия в локомотивное депо

-

1

1

-

Рефлексия

-

1

Практическое
задание

1

Практическое
задание

Тяговое
электроснабжение.
Проблема передачи электроэнергии
к локомотиву.
Практическая
работа
«Электрическая цепь современной
железной дороги»
Закон Ома для участка цепи.
Реостаты в системе управления
локомотива.
Решение задач Закон Ома для
участка цепи.
Падение напряжения на элементах
тяговой сети железной дороги.
Проблемы
тягового
электроснабжения постоянного тока
Потери электрической энергии.

6
1

8
-

14
Рефлексия

1

Практическое
задание

-

1

1

-

Практическое
задание
Рефлексия

-

1

Практическое
задание
Рефлексия

1

1

-

Практическое
задание
Рефлексия

1

-

Рефлексия

1

28
29
30
31

32

33

34
35

36

Закон Джоуля-Ленца. Тепловые
потери электрической энергии.
Потери энергии в тяговой сети.
Решение задач Закон Джоуля-Ленца
Системы электрообогрева вагонов. 1
Потери энергии и блуждающие токи
Физический практикум Закон Ома
для участка цепи
Физический
практикум
Закон
Джоуля-Ленца. Тепловые потери
электрической энергии
Физический практикум Потери
энергии и блуждающие токи
Магнитные явления
5

41
42

43

1

Практическое
задание

1

Рефлексия .

5

10

Магнитное поле как источник сил, 1
действующих на проводник с током.
Закон Ампера
Решение задач Закон Ампера

1

Практическое
задание
Практическое
задание

Оптические кабели на транспорте. 1

40

Рефлексия

Практическое
задание
Рефлексия

45

39

1

1

44

38

Практическое
задание
Рефлексия

Тяговый двигатель локомотива. 1
Работа
тягового
двигателя
локомотива
Экскурсия в локомотивное депо

Фронтальная лабораторная работа
«Определение
тяговых
характеристик
электродвигателя
постоянного тока»
Магнетизм на транспорте. Влияние
магнитного
поля
на
работу
рельсовой
цепи.
Магнитная
дефектоскопия.
Магнитная
подвеска
высокоскоростных
поездов.
Использование
явления
сверхпроводимости
Электромагниты. Электромагнитное
реле в системе автоблокировки на
железной дороге.
Электромагниты при ремонте пути
и погрузо-разгрузочных работах
Практическая
работа
Макет
«Светофорная сигнализация».
Оптические явления
Геометрическая оптика на железной
дороге.
Устройство прожектора

37

1

Рефлексия

1

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия
Практическое
задание
Рефлексия

1
1
4
1

8

12
Рефлексия

1

Практическое
задание
Рефлексия

Оптоволоконные линии связи
Фронтальная лабораторная работа
«Принцип работы оптоволокна»;

1

Практическое
задание

1

Практическое
задание
Рефлексия

-

Рефлексия

1

Практическое
задание

1

Практическое
задание

52
53

Фронтальная лабораторная работа
«Устройство оптического кабеля»
Цвет на транспорте. Световая 1
сигнализация. Светодальномеры
Светоотражающие
покрытия. 1
Фотохромные материалы
Групповой натурный эксперимент «Дальность обнаружения объекта
без светоотражающей наклейки на
одежде (рюкзаке) и с наклейкой»
Групповой натурный эксперимент
«Дальность обнаружения объекта
без светоотражающей наклейки на
одежде (рюкзаке) и с наклейкой»
Защита проекта
Защита проекта

1
1

Зачет
Зачет

54

Защита проекта

1

Зачет

46
47
48
49
50

51

Математика, 9 класс (54 ч)
Модуль «Введение» (3 ч)
Модуль «Экономика железнодорожного транспорта» (23 ч)
Задачи на проценты (кредитная политика банков, лизинг оборудования, гибкое
тарифное
регулирование,
надбавки
к
заработной
плате,
налоги).
Задачи на работу и производительность труда на конкретных предприятиях ВСЖД.
Тарифы.
Модуль «Подвижной состав железных дорог» (3 ч)
Сравнение различных видов тяги. Задачи, решаемые машинистом локомотива.
Типы и грузоподъемность вагонов, цистерн и т.п.
Модуль «Логистика» (3 ч)
Задачи на выбор видов транспорта. Интермодальные перевозки. Понятие о
транспортной задаче и началах линейного программирования. Экономико-математические
методы решения задачи о размещении предприятий транспорта. Понятие о теории рисков.
Модуль «Железнодорожный путь» (7 ч)
Математические методы при изысканиях и проектировании новых ж/д линий.
Расчет протяженности и профиля пути. Искусственные сооружения.
Модуль «Управление движением на железной дороге» (4 ч)
Графики движения. Задачи на движение. Равномерное и равнопеременное
движение. Составление поездов. Задачи, решаемые диспетчером.
Модуль «Грузовая и коммерческая работа» (11 ч)

Задачи о пассажирских перевозках. Планирование и развитие пассажирских
комплексов. Понятие о теории массового обслуживания.
Учебно-тематическое планирование
Математика, 9 класс (1,5 часа в неделю; всего 54 часа в год)
№
занятия

Наименование раздела/темы

Введение в курс
1

2

3

4

5

6

7
8

9

10
11

12

Знакомство с железнодорожными
профессиями. Онлайн
самоопределение и примерка
профессий
Динамика различных видов
деятельности ОАО «РЖД» и
дочерних компаний
Практическая работа на тему:
«Динамика различных видов
деятельности РЖД и дочерних
компаний»
Экономика железнодорожного
транспорта
Роль железнодорожного транспорта
в социально-экономической жизни
страны
Значение и особенности
железнодорожного транспорта как
одной из важнейших сфер
экономики
Цель и планируемые результаты
стратегии развития
железнодорожного транспорта в
российской федерации до 2030 года
Основные показатели грузовых
железнодорожных перевозок.
Основы экономики пассажирских
перевозок на железнодорожном
транспорте
Транспортная подвижность
населения и ее влияние на объемы
пассажирских перевозок
Классификация и учет расходов
железнодорожного транспорта
Зависимость эксплуатационных
расходов и себестоимости
железнодорожных перевозок от
объема перевозок
Методы расчета и анализа
себестоимости железнодорожных

Количество часов

Формы
аттестации и
контроля

теория практика всего
2
1
3
1

Анкетирование

1

Рефлексия
Практическая
работа

1

14

9

23

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Практическая
работа
Рефлексия

1

Практическая
работа

1

Рефлексия

1
1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

31

перевозок в конкретных условиях
Пути снижения себестоимости
перевозок
Тарифная политика на
железнодорожном транспорте
Построение тарифов на грузовые
перевозки и их дифференциация
Особенности формирования
тарифов на пассажирские
железнодорожные перевозки
Основные направления
совершенствования грузовых и
пассажирских тарифов
Экономика труда и управление
человеческими ресурсами на
железнодорожном транспорте.
Организация труда работников
железнодорожного транспорта
Расчет заработной платы на основе
тарифной системы
Формы и разновидности оплаты
труда
Экономическая эффективность:
сущность и значение
Конкурентоспособность в сфере
транспорта
Методы экономической оценки
уровня конкурентоспособности на
транспорте
Экономическая оценка
эффективности проектов развития
на железнодорожном транспорте
Цели задачи научно-технического
развития железнодорожного
транспорта
Подвижной состав железных
дорог
Виды подвижного состава
Расчёт тормозного пути при
экстренном торможении
Расчёт тормозного пути при
экстренном торможении
Логистика
Выбор оптимальных условий
перевозок
Новые проекты перевозок

32

Мультимодальные перевозки

13
14
15
16

17

18

19
20
21
22
23
24

25

26

27
28
29

30

Управление движением на
железнодорожной дороге

1

Практическая
работа
Рефлексия

1
1

Практическая
работа
Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

1

Практическая
работа
Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа
Рефлексия

1

1

2

3
Рефлексия
Практическая
работа
Практическая
работа

1
1
1
2
1

1

3
Рефлексия
Рефлексия

1

Практическая
работа

1
1

3

4

34

Движение поездов.
Эксплуатационные расходы
Задачи на движение

35

Задачи на движение

1

36

Задачи на движение

1

33

37
38
39

40

41

42

43

44

Железнодорожный путь
Конструкции железнодорожного
пути
Устройства и содержания рельсовой
колеи
Математические методы при
изысканиях и проектировании
новых железнодорожных линий
Сведения о конструкции и основных
требованиях, предъявляемых к
верхнему и нижнему строениям
железнодорожного пути; сведения
об основных элементах пути и
стрелочных переводов
Условия движения экипажей по
рельсовому пути, устройство
рельсовой колеи, взаимодействие
пути и подвижного состава,
габариты, современная нормативная
база, разработанная и
предназначенная для правильной
эксплуатации железнодорожного
пути
Современные конструкции верхнего
строения пути и земляного полотна,
основные положения по устройству
рельсовой колеи. Принципы
устройства и конструктивные
решения для стрелочных переводов,
а также по применению
бесстыкового пути. Современные
конструкции и перспективы
развития рельсовых скреплений.
Основные типы земляного полотна,
характеристики грунтов для
отсыпки насыпей, типизация
оснований земляного полотна и
особенности природных условий
для различных случаев.
Конструкции водоотводных
сооружений и защитных
конструкций земляного полотна
Грузовая и коммерческая работа
Правил технической эксплуатации

Рефлексия

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

1

3
1

4

7
Рефлексия
Рефлексия

1

Практическая
работа

1

Рефлексия

1

1
1

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

10

11
Рефлексия

45

железных дорог Российской
Федерации
Задачи на выбор транспорта

1

Практическая
работа
Практическая
работа

Задачи на работу и
производительность труда
работников железнодорожной
станции
Задачи на работу и
производительность труда
работников железнодорожной
станции
Основные задачи на проценты.
Банковские проценты.
Основные задачи на проценты.
Банковские проценты
Задачи на оптимизацию.
Транспортная задача. Информатика
и ИКТ в решении транспортной
задачи

1

51

Задачи на оптимизацию.
Транспортная задача. Информатика
и ИКТ в решении транспортной
задачи

1

Практическая
работа

52

Человек-математика-железная
дорога
Человек-математика-железная
дорога
Человек-математика-железная
дорога
Итого

1

Зачет

1

Зачет

1

Зачет

46

47

48
49
50

53
54

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

1
1

Физика, 9 класс
Тема 1. Основы кинематики
Теория Скорости и ускорения на железнодорожном транспорте. Маршрутная,
конструкторская и эксплуатационная скорости транспортных средств. Допустимые
ускорения на железнодорожном транспорте. Непогашенное ускорение. Тормозной путь
поезда. Круговые и переходные кривые железнодорожного пути. Кинематика колёсной
пары в рельсовой колее.
Тема 2. Основы динамики
Теория Динамика движения локомотива. Динамика движения поезда на подъемах,
спусках и поворотах. Сила трения на железной дороге. Трение качения, трение
скольжения. Силы в системе колесо-рельс. Сцепление колеса с рельсом. Способы
торможения подвижного состава. Механическая работа и мощность локомотива. Ширина
колеи и устойчивость поезда. Устройство рельсовой колеи в кривых участках пути. Закон
сохранения импульса и реактивное движение. Реактивный двигатель на локомотиве.
Гравитационно-вакуумный транспорт. Столкновение вагонов на сортировочной горке и
при маневровых работах. Закон сохранения механической энергии.
Тема 3. Механические колебания и волны

Теория Колебания подвижного состава. Допустимые колебания на железной дороге. Учёт
колебаний в пассажирских и грузовых перевозках. Резонанс. Колебания мостов,
искусственных сооружений и других элементов железнодорожной инфраструктуры.
Автоколебания проводов контактной сети. Звук, инфразвук и ультразвук на транспорте.
Шум и вибрация. Виброзащита и шумозащита. Вибродиагностика. Ультразвуковая
дефектоскопия.
Практические занятия
Фронтальная лабораторная работа «Измерение силы трения скольжения и трения
качения».
Тема 4. Электромагнитные колебания и волны
Теория Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Электромагнитная
индукция, Закон Фарадея. Правило Ленца.
Переменный электрический ток и гармонические колебания. Генераторы постоянного и
переменного тока. Генератор на тепловозе. Понятие о трехфазном электрическом токе.
Трансформатор. Система однофазного переменного тока на железнодорожном
транспорте. Устройство и работа электровоза переменного тока. Принцип работы
выпрямительно-инверторного преобразователя на электровозе. Рекуперация. Влияние
тягового подвижного состава на систему тягового электроснабжения переменного тока.
Электромагнитное поле. Радиосвязь на железной дороге. Радиопомехи от контактной
сети. Понятие об электромагнитной экологии. Проблемы электромагнитной
совместимости устройств железнодорожной автоматики.
Практические занятия
Практическая работа Наблюдение осциллограммы гармонических колебаний напряжения
и силы тока
Тема 5. Атом и атомное ядро.
Теория Радиоактивное излучение и его применение в системах контроля.
Светоизлучающие краски. Радиоизотопные датчики. Перспективы использования ядерной
энергии.
Использование достижений современной науки на железнодорожном транспорте.
Перспективы развития железнодорожной отрасли России.
Практические занятия
Лабораторная работа «Измерение радиоактивности на элементах железнодорожного пути
и ИССО»
Учебно-тематическое планирование
Физика, 9 класс (1,5 часа в неделю; всего 54 часа в год)
№
заня- Наименование раздела/темы
тия
Введение в курс.
1

2

Количество часов

Формы
аттестации
контроля

теория практика всего
2
1
3

Исторические
этапы
развития 1
железнодорожного транспорта в
России и мире
Измерения
и
погрешности 1
измерений физических величин на
транспорте.

-

Анкетирование

-

Рефлексия

и

3

4

5
6
7
8
9

10
11

12
13

14
15
16

17

18
19

20
21

Фронтальная лабораторная работа
«Измерение физических величин и
оценка погрешности измерений»
Основы кинематики
Скорости на железнодорожном
транспорте.
Маршрутная,
конструкторская
и
эксплуатационная
скорости
транспортных средств.
Решение
задач
«Равномерное
движение поезда на перегоне»
Допустимые
ускорения
на
железнодорожном транспорте.
Непогашенное
ускорение.
Тормозной путь поезда
Решение
задач
«Стартующая
электричка»
Кинематика
колёсной
пары.
Круговые и переходные кривые
железнодорожного пути
Кинематика колёсной пары в
рельсовой колее
Видеозадача
«План
пути
с
квадрокоптера»
Видео
сюжет
«Колесная рельсовой колее»
Основы динамики
Динамика движения поездов.

-

1

5
1

3

Динамика движения локомотива.
Динамика движения поезда на
подъемах, спусках и поворотах
Решение задач «Поезд на подъеме»,
«Поезд на повороте»
Сила трения на железной дороге.
Трение качения, трение скольжения
Силы в системе колесо-рельс.
Сцепление колеса с рельсом.
Способы торможения подвижного
состава
Фронтальная лабораторная работа
«Измерение
силы
трения
скольжения и трения качения».
Видеозадача «Зачем песок на
локомотиве»
Механическая работа и мощность
локомотива.
Закон
сохранения
импульса и реактивное движение
Решение задач Механическая работа
и мощность локомотива.
Экскурсия в локомотивное депо

1

Практическое
задание
8
Рефлексия

Рефлексия

1
1

Рефлексия

1

Практическое
задание
Практическое
задание
Рефлексия

1
1

Практическое
задание
Рефлексия

1
1

7
1

6

Практическое
задание
Рефлексия

1

Практическое
задание
Практическое
задание
Рефлексия

1

Практическое
задание

1

Практическое
задание
Рефлексия

1
1

1

-

1
-

13

1

Практическое
задание
Практическое
задание

22

23

24

25

26
27
28
29

30
31
32

33
34
35

36
37

38

39
40

Реактивный
двигатель
на
локомотиве.
Гравитационновакуумный транспорт
Столкновение
вагонов
на
сортировочной
горке
и
при
маневровых
работах.
Закон
сохранения механической энергии
Решение задач Закон сохранения
механической энергии
Механические колебания и волны
Колебания подвижного состава.
Допустимые колебания на железной
дороге
Учёт колебаний в пассажирских и
грузовых перевозках
Вынужденные колебания. Резонанс
Решение
задач
Вынужденные
колебания. Резонанс
Колебания мостов, искусственных
сооружений и других элементов
железнодорожной инфраструктуры.
Автоколебания
проводов
контактной сети
Звук, инфразвук и ультразвук на
транспорте
Шум
и
шумозащита.
Ультразвуковая дефектоскопия
Экскурсия в локомотивное депо

1

Электромагнитные колебания и
волны
Магнитное поле. Однородное и
неоднородное магнитное поле
Электромагнитная индукция, Закон
Фарадея
Правило
Ленца.
Переменный
электрический ток и гармонические
колебания
Решение задач Электромагнитная
индукция, Закон Фарадея
Генераторы
постоянного
и
переменного тока. Генератор на
тепловозе. Понятие о трехфазном
электрическом токе
Трансформатор.
Система
однофазного переменного тока на
железнодорожном транспорте.
Устройство и работа электровоза
переменного тока
Принцип работы выпрямительноинверторного преобразователя на

7

Рефлексия

-

Практическое
задание

1

Рефлексия

1
6
1

2

8

1

-

Рефлексия

1

1

1

Рефлексия
Практическое
задание
Рефлексия

1

Рефлексия

1

Практическое
задание
Рефлексия .

Практическое
задание

1
3

10

1

Рефлексия

1

Практическое
задание
Рефлексия

1

1
1

Практическое
задание
Практическое
задание

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

41
42

43
44
45
46

электровозе. Рекуперация
Решение задач Трансформатор.
Практическая работа Наблюдение
осциллограммы
гармонических
колебаний напряжения и силы тока
в цепи
Атом и атомное ядро
Физика атома и атомного ядра
Радиоактивное излучение и его
применение в системах контроля.
Светоизлучающие
краски.
Радиоизотопные датчики.
Перспективы
использования
ядерной энергии

1

4
1
1

8

1

Практическое
задание

1
1

52
53
54

Защита проекта

48

49

50

51

12
Рефлексия
Практическое
задание
Рефлексия

Решение задач Физика атома и
атомного ядра
Лабораторная работа «Измерение
радиоактивности
на
элементах
железнодорожного пути и ИССО»
Лабораторная работа «Измерение
радиоактивности
на
элементах
железнодорожного пути и ИССО»
Определению названия проекта, цели
и
задач
исследования,
оформлению результатов проектной
деятельности
Оформление результатов проектной
деятельности
Защита проекта
Защита проекта

47

Практическое
задание
Рефлексия

1

1

Практическое
задание
Рефлексия

1

Рефлексия

1

Практическое
задание

1
1
1

Практическое
задание
Зачет
Зачет

1

Зачет

Математика, 10 класс (54 ч)
Модуль « Введение» (3 часа)
Место и роль квалифицированного специалиста в системе работы организаций
железнодорожного транспорта общего пользования.
Квалификационные
характеристики специалистов, занятых на железнодорожном транспорте общего
пользования. Специальности высшего и среднего специального образования, по которым
присваиваются квалификации, дающие возможность трудоустройства на должности
специалистов организаций железнодорожного транспорта общего пользования.
Модуль « Общие сведения о железнодорожном транспорте» (10 часов)
Железная дорога в России, ее протяженность, важнейшие узлы, назначение,
расположение и классификация железнодорожных станций. Структура управления
железнодорожным транспортом. Транспортные средства железнодорожного транспорта.
Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Назначение
правил технической эксплуатации железной дороги. Грузовые перевозки. Пропускная и
провозная способности железных дорог. Важнейшие пассажиропотоки страны. Основные

направления
курсирования
пассажирских
поездов.
Перспективы
развития
железнодорожного транспорта, рынка транспортных работ и услуг.
Практическое занятие:
1. Работа с дидактическими материалами, изучение транспортных средств
железнодорожного транспорта, правил технической эксплуатации железной дороги,
перспектив развития железнодорожного транспорта.
Модуль «Сооружения и устройства железнодорожного транспорта. Габариты»
(10 часов)
Сооружения и устройства железнодорожного транспорта. Общие сведения о
габарите. Виды и назначение габаритов, применяемых на железнодорожном транспорте.
Габарит приближения строений. Габарит подвижного состава. Габарит погрузки. Понятие
о негабаритных грузах, об условиях их перевозки.
Практическое занятие:
2. Изучение сооружений и устройств железнодорожного транспорта, видов и
назначения габаритов. Схематическое изображение габаритов.
Модуль «Электроснабжение железнодорожного транспорта» (6 часа)
Понятие и назначение железнодорожной электрификации. Общие принципы
электроснабжения. Краткие сведения об электрификации. Особенности и достоинства
электрической тяги. Система электроснабжения. Общее понятие об устройстве
контактной подвески. Устройства, поддерживающие контактную сеть. Канализация
тягового тока. Основы организации эксплуатационной работы контактной сети.
Электробезопасность. Электроснабжение потребителей железнодорожного транспорта.
Практическое занятие:
3. Изучение особенностей электрической тяги, электрификации железной дороги,
основных причин поражения электрическим током.
Модуль «Железнодорожная автоматика и телемеханика, технологическая
электросвязь»
(6 часа)
Роль железнодорожной автоматики и телемеханики. Виды устройств
железнодорожной автоматики и телемеханики, применяемых на железнодорожном
транспорте, их назначение, классификация. Электрическая централизация, путевая
блокировка. Современные системы железнодорожной автоматики и телемеханики на
микропроцессорных устройствах. Электросвязь на железной дороге. Назначение и виды
средств технологической электросвязи на железнодорожном транспорте. Радиосвязь:
поездная, маневровая. Устройства громкоговорящего оповещения.
Практическое занятие:
4. Изучение видов устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, их
назначение и классификация, виды электросвязи на железной дороге
Модуль «Сигнализация на железнодорожном транспорте» (6 часа)
Общие сведения об основах сигнализации на железной дороге. Назначение и
классификация сигналов. Светофорная сигнализация. Устройство и деление сигналов, их
видимость. Классификация светофоров. Сигнальные указатели и знаки. Звуковые и
ручные сигналы.
Практическое занятие:
5. Изучение показаний светофорной сигнализации, звуковых и ручных сигналов.
Модуль «Правила безопасности на железной дороге» (5 часов)
Правила нахождения и поведения на объектах организаций железнодорожного
транспорта общего пользования. Нормативные правовые акты, регламентирующие
правила нахождения и поведения людей на объектах организаций железнодорожного
транспорта общего пользования. Основные информационные знаки, расположенные на
объектах
организаций
железнодорожного
транспорта
общего
пользования.

Предупреждающие знаки. Профилактика детского травматизма на объектах организаций
железнодорожного транспорта общего пользования. Требования безопасности при
движении поезда. Опасность пожаров и загораний в вагоне. Требования безопасности при
экстренной эвакуации из вагона. Основы правил перевозки грузов на железнодорожном
транспорте общего пользования. Ответственность за нарушения правил безопасности на
объектах организаций железнодорожного транспорта общего пользования.
Практические занятия:
6. Работа с дидактическими материалами, решение ситуационных задач, просмотр
и обсуждение видеороликов, проведение диагностических работ по проверке знаний
правил поведения на железной дороге.
7–8. Посещение объектов организаций железнодорожного транспорта общего
пользования.
Модуль «Профессиональная пригодность» (5 часа)
Раскрытие сущности понятий «память», «внимание», «мышление», влияние
протекания процессов на профессиональное становление личности. Общее представление
о профессиональных планах, профессиональной пригодности и профессионально важных
качествах
личности, их значение в профессиональной деятельности. Выбор
предполагаемой будущей профессии и выявление психологических характеристик
требований к данному виду деятельности.
Практическое занятие:
9. Изучение оперативной, ассоциативной, слуховой и логической памяти,
тестирование «Внимательны ли вы?», тестирование «Профессиональная пригодность и
здоровье».
Модуль «Итоговое занятие» (3 часа)
Контрольное тестирование проверки знаний по изученному учебному материалу.
Учебно-тематическое планирование
Математика, 10 класс (1,5 часа в неделю; всего 54 часа в год)
№
занятия

Наименование раздела/темы

Введение в курс
1

2

3

4

5

Знакомство с железнодорожными
профессиями. Онлайн
самоопределение и примерка
профессий
Динамика различных видов
деятельности ОАО «РЖД» и
дочерних компаний
Практическая работа на тему:
«Динамика различных видов
деятельности РЖД и дочерних
компаний»
Общие сведения о
железнодорожном транспорте
Роль железнодорожного транспорта
в социально-экономической жизни
страны
Значение и особенности

Количество часов

Формы
аттестации и
контроля

теория практика всего
2
1
3
1

Анкетирование

1

Рефлексия
Практическая
работа

1

5

5

10

1

Рефлексия

1

Рефлексия

6

7
8

9

10
11

12

13

14
15

16

17

железнодорожного транспорта как
одной из важнейших сфер
экономики
Цель и планируемые результаты
стратегии развития
железнодорожного транспорта в
российской федерации до 2030 года
Основные показатели грузовых
железнодорожных перевозок.
Основы экономики пассажирских
перевозок на железнодорожном
транспорте
Транспортная подвижность
населения и ее влияние на объемы
пассажирских перевозок
Классификация и учет расходов
железнодорожного транспорта
Зависимость эксплуатационных
расходов и себестоимости
железнодорожных перевозок от
объема перевозок
Методы расчета и анализа
себестоимости железнодорожных
перевозок в конкретных условиях
Пути снижения себестоимости
перевозок
Сооружения и устройства
железнодорожного транспорта.
Габариты
Сооружения и устройства
железнодорожного транспорта.
Общие сведения о габарите. Виды и
назначение габаритов, применяемых
на железнодорожном транспорте.
Габарит приближения строений.
Габарит подвижного состава.
Габарит погрузки.
Понятие о негабаритных грузах, об
условиях их перевозки.

Рефлексия

1

1

Практическая
работа
Рефлексия

1

Практическая
работа

1

Рефлексия

1

6

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа

4

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

18

Решение ситуационных задач

1

19

Решение ситуационных задач

1

20

Решение ситуационных задач

1

21

Решение ситуационных задач

1

22

Экономическая эффективность:
сущность и значение
Конкурентоспособность в сфере
транспорта

23

10

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Рефлексия

1

Рефлексия

27

Электроснабжение
железнодорожного транспорта
Понятие и назначение
железнодорожной электрификации.
Общие принципы
электроснабжения. Краткие
сведения об электрификации.
Особенности и достоинства
электрической тяги.
Экономическая оценка
эффективности проектов развития
на железнодорожном транспорте
Цели задачи научно-технического
развития железнодорожного
транспорта
Решение ситуационных задач

28

Решение ситуационных задач

1

29

Решение ситуационных задач

1

24

25

26

30

31

32

Железнодорожная автоматика и
телемеханика, технологическая
электросвязь
Роль железнодорожной автоматики
и телемеханики. Виды устройств
железнодорожной автоматики и
телемеханики, применяемых на
железнодорожном транспорте, их
назначение, классификация.
Электросвязь на железной дороге.
Назначение и виды средств
технологической электросвязи на
железнодорожном транспорте.
Радиосвязь: поездная, маневровая.
Устройства громкоговорящего
оповещения.

2

4

Рефлексия

1

Рефлексия

1

3

3

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

34

Решение ситуационных задач

1

35

Решение ситуационных задач

1

38

6

1

1

37

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

1

Решение ситуационных задач

36

Практическая
работа

1

33

Сигнализация на
железнодорожном транспорте
Общие сведения об основах
сигнализации на железной дороге.
Назначение и классификация
сигналов. Светофорная
сигнализация.
Устройство и деление сигналов,

6

4

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
6

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

их видимость. Классификация
светофоров.
39

40
41

Математические методы при
изысканиях и проектировании
новых железнодорожных линий
Сигнальные указатели и знаки.
Звуковые и ручные сигналы.
Решение ситуационных задач

Практическая
работа

1

Рефлексия

1

Практическая
работа

1

45

Правила безопасности на
железной дороге
Правила нахождения и поведения на
объектах организаций
железнодорожного транспорта
общего пользования. Нормативные
правовые акты, регламентирующие
правила нахождения и поведения
людей на объектах организации
железнодорожного транспорта
общего пользования
Основные информационные знаки,
расположенные на объектах
организаций железнодорожного
транспорта общего пользования.
Предупреждающие знаки.
Профилактика детского
травматизма на объектах
организаций железнодорожного
транспорта общего пользования.
Профилактика детского
травматизма на объектах
организаций железнодорожного
транспорта общего пользования.
Решение ситуационных задач

46

Решение ситуационных задач

1

Профессиональная пригодность

5

Задачи на работу и
производительность труда
работников железнодорожной
станции
Основные задачи на проценты.
Банковские проценты.
Основные задачи на проценты.
Банковские проценты
Задачи на оптимизацию.
Транспортная задача. Информатика
и ИКТ в решении транспортной

1

Практическая
работа

1

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

42

43

44

47

48
49
50

2

3

5
Рефлексия

1

Практическая
работа

1

Рефлексия

1

Практическая
работа
Практическая
работа

1

1
1

5

задачи
51

Задачи на оптимизацию.
Транспортная задача. Информатика
и ИКТ в решении транспортной
задачи

1

Практическая
работа

52

Человек-математика-железная
дорога
Человек-математика-железная
дорога
Человек-математика-железная
дорога
Итого

1

Зачет

1

Зачет

1

Зачет

53
54

54

Физика, 10 класс (54 ч)
Тема 1. Введение
Теория :Знакомство с группой. Техника безопасности.
Цели и задачи программы. Природа. Явления природы. Что изучает физика?
Наблюдения и опыты — методы научного познания.
Измерение физических величин
Тема 2. РЖД и научно-технический прогресс
Теория :
Структура управления технической политикой РЖД
Стратегические направления развития отрасли
Регламентирующие документы по стратегии развития
Роль физики в решении научно-тенических проблем отрасли
Практические занятия Дискуссия
Тема 3. Железнодорожный путь
Теория:
Строительство и содержание пути в особых природно-климатических условиях
Физические проблемы путевого хозяйства при организации тяжеловесного движения
Мониторинг состояния бесстыкового пути
Методы дистанционного температурного контроля
Решение задач
Существующие и перспективные методы измерения напряженного состояния рельсов в
бесстыковом пути
Скоростная дефектоскопия рельсов Практическая работа Методы дистанционного
температурного контроля Практическая работа «Мониторинг состояния бесстыкового
пути»
Физические проблемы железнодорожного пути в современных условиях
Практические занятия.
Дискуссия Практическая работа Существующие и перспективные методы измерения
напряженного состояния рельсов в бесстыковом пути.
Решение кейсов Физический практикум Скоростная дефектоскопия рельсов
Групповая проектная работа Железнодорожный путь Экскурсия в локомотивное депо
Защита групповой проектной работы Железнодорожный путь Решение задач
Тема 4. Энергетика железных дорог
Теория
Использование накопителей энергии в тяговом электроснабжении
Повышение эффективности рекуперативного торможения

Способы использования рекуперируемой энергии
Энергетическая и экологическая эффективность альтернативных источников энергий
Возможности водородной энергетики на транспорте
Энергосбережение при обустройстве зданий и сооружений на транспорте
Физические проблемы энергетики на транспорте
Практическая работа: Защита презентаций
Решение кейсов Дискуссия Решение задач Экскурсия в локомотивное депо
Тема 5. Подвижной состав железных дорог
Теория
Новое поколение энергоэффективного тягового подвижного сосотава
Тяговые двигатели переменного тока
Энергоэффективная технология управления движением состава поездов
Диагностика и мониторинг состояния подвижного состава
Проблемы взаимодействия «колесо-рельс»
Практические занятия Защита проекта
Учебно-тематическое планирование
физика, 10 класс (1,5 часа в неделю; всего 54 часа в год)

№
занятия

Количество часов
Наименование раздела/темы

Введение в курс.
1
Исторические этапы развития
железнодорожного транспорта в
России и мире
2
Измерения и погрешности
измерений физических величин на
транспорте.
3
Фронтальная лабораторная работа
«Измерение физических величин и
оценка погрешности измерений»
РЖД и научно-технический
прогресс
4
Структура управления технической
политикой РЖД
5
Стратегические направления
развития отрасли
6
Регламентирующие документы по
стратегии развития
7
Роль физики в решении научнотенических проблем отрасли
8
Дискуссия
9
10

Формы
аттестации и
контроля

Дискуссия
Железнодорожный путь
Строительство и содержание пути в
особых природно-климатических
условиях

теория практика всего
2
1
3
1
-

актирование

1

-

рефлексия

-

1

Практическое
задание

4

2

6

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Практическое
задание
Практическое
задание
Рефлексия

1
1
7
1

16

23
-

Рефлексия

Физические проблемы путевого
хозяйства при организации
тяжеловесного движения
Экскурсия в локомотивное депо

1

-

1

Мониторинг состояния
бесстыкового пути
Практическая работа «Мониторинг
состояния бесстыкового пути»
Решение задач
Методы дистанционного
температурного контроля
Практическая работа Методы
дистанционного температурного
контроля
Решение задач
Существующие и перспективные
методы измерения напряженного
состояния рельсов в бесстыковом
пути
Практическая работа
Существующие и перспективные
методы измерения напряженного
состояния рельсов в бесстыковом
пути.
Решение задач

1

-

-

1

Скоростная дефектоскопия рельсов
Физический практикум Скоростная
дефектоскопия рельсов
Решение задач

1

1

26

Физические проблемы
железнодорожного пути в
современных условиях
Дискуссия

27

Решение кейсов

1

28

Решение кейсов

1

29

Групповая проектная работа
Железнодорожный путь
Групповая проектная работа
Железнодорожный путь
Защита групповой проектной
работы Железнодорожный путь
Защита групповой проектной
работы Железнодорожный путь

1

11

12
13
14
15
16
17

18
19

20

21
22
23
24
25

30
31
32

Практическое
задание
Практическое
задание
Рефлексия
Практическое
задание

1
Рефлексия

1

1

1

Практическое
задание

1
-

Рефлексия

1

Рефлексия

1

Практическое
задание
Рефлексия
Рефлексия

1
1

1

1
1
1

Практическое
задание
Рефлексия .

33
34
35
36
37
38

39
40
41

Энергетика железных дорог

7

Использование накопителей энергии
в тяговом электроснабжении
Экскурсия в локомотивное депо

1

Повышение эффективности
рекуперативного торможения
Решение задач

1

Способы использования
рекуперируемой энергии
Энергетическая и экологическая
эффективность альтернативных
источников энергий
Дискуссия
Возможности водородной
энергетики на транспорте
Защита презентаций

44

Энергосбережение при
обустройстве зданий и сооружений
на транспорте
Физические проблемы энергетики
на транспорте
Защита презентаций

45
46

Решение кейсов
Решение кейсов

42

43

14
Рефлексия
1

Практическое
задание
Рефлексия

1

Практическое
задание
Практическое
задание
Рефлексия

1

Рефлексия
Рефлексия

1
1

Практическое
задание
Рефлексия

1

Рефлексия

1
1

1

Практическое
задание
Рефлексия
Практическое
задание

1
1
1

Подвижной состав железных
дорог

5
1

Практическое
задание

1

Рефлексия

52
53

Новое поколение
энергоэффективного тягового
подвижного сосотава
Тяговые двигатели переменного
тока
Энергоэффективная технология
управления движением состава
поездов
Диагностика и мониторинг
состояния подвижного состава
Проблемы взаимодействия «колесорельс»
Защита проекта
Защита проекта

54

Защита проекта

47

48
49

50
51

1

3

8

-

Рефлексия

1
1

Практическое
задание
Практическое
задание
Зачет
Зачет

1

Зачет

1
1

3. Календарный учебный график
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
(по УП)
Продолжительность каникул
с 01.06.2023 г. по 31.08.2023 г.
Даты начала и окончания учебного года с 14.09.2022 по 31.05.2023 г.
Сроки промежуточной аттестации
(по УП)
Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП)
3.1. Условия реализации программы
Аспекты
Материально-техническое
обеспечение

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение

Характеристика

-ноутбук
-проектор
-доска меловая
-экран
-аудио
-Интернет
Учитель физики 1 квалификационной категории

4. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
•
Творческая работа
•
Соревнования
•
Конкурс
•
Проект
В структуре программы выделяются два основных компонента - теоретический и
практический. Последний включает в себя отработку практических навыков,
необходимых для реализации исследования, и собственно выполнение проектной или
исследовательской работы. В связи с этим механизм оценки получаемых результатов
может быть различным.
Текущий контроль за усвоением теоретического материала носит характер опроса или
зачетов по отдельным темам (разделам). Текущий контроль освоения практической части
программы осуществляется в процессе выполнения юными исследователями этапов
самостоятельных работ.
Формой итогового контроля, в данном случае, является участие обучающегося в
конференции, представление и защита проектно-исследовательской работы в группах.
4.1. Оценочные материалы
Показатели качества реализации
ДООП
Уровень
развития
творческого
потенциала учащихся
Уровень
развития социального
опыта учащихся
Уровень сохранения и укрепления

Методики
Методика «Креативность личности» Д. Джонсона
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)
«Организация и оценка здоровьесберегающей

Показатели качества реализации Методики
ДООП
здоровья учащихся
деятельности образовательных учреждений» под
ред. М.М. Безруких
Уровень теоретической подготовки Разрабатываются самостоятельно
учащихся
Уровень
удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей работой
родителей
предоставляемыми образовательного
учреждения
(методика
образовательными услугами
Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы (указать Кудрова И.А. О развитии мышления на основе
конкретно
по
предметам
в исследовательского подхода / И. А. Кудрова //
соответствии
с
формами Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - №
аттестации)
5. - С. 14-21.
4.2. Методические материалы
Методы обучения:
•
Словесный
•
Наглядный
•
Объяснительно-иллюстративный
•
Частично-поисковый
•
Исследовательский
•
Игровой
•
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
•
Индивидуальная
•
Индивидуально-групповая
•
Групповая
•
Практическое занятие
•
Открытое занятие
•
Беседа
•
Встреча с интересными людьми
•
Защита проекта
•
Игра
•
Презентация
•
Мини-чемпионат
•
Экскурсии
Педагогические технологии:
•
Технология индивидуального обучения
•
Технология группового обучения
•
Технология коллективного взаимодействия
•
Технология дифференцированного обучения
•
Технология проблемного обучения
•
Технология дистанционного обучения
•
Технология исследовательской деятельности
•
Проектная технология
•
Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
•
Раздаточные материалы
•
Инструкции
•
Технологические карты
•
Образцы изделий

5.Список литературы
1. Кокин, С.М. Физика в истории железных дорог / С.М. Кокин, В.А. Селезнев. –
Долгопрудный.: Интеллект, 2016. – 296 с.
2. Чарноцкая, Л.П. Железная дорога от А до Я / Л.П. Чарноцкая. – М: Транспорт,
1990. – 205 с.
3. Общий курс железных дорог: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования / Под ред. Ю. И. Ефименко. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
4. Пёрышкин, А.В. Физика. 8 класс / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа,
2011. – 192 с.
5. Перышкин, А.В. Физика. 9 класс. / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа,
2011 – 304 с.
6. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике. 7-9 класс / В.И. Лукашик. – М.:
Просвещение, 2007 – 240 с.
7. Сидоров, Н.И. Как устроен и работает электровоз / Н. И. Сидоров. - 4е изд.,
перераб. и доп. - Москва: Транспорт, 1980. – 223 с.
8. Булынский, А.Н. Физика на железнодорожном транспорте: учеб.-метод. пособие
/
А.Н.
Булынский.
–
Костанай:
Кушмурунская
средняя
школа,
2013. – 49 с.
9. Егорова, А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе / А.
М. Егорова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном
мире:
материалы
I
Междунар.
науч
конф.
(г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург: Реноме,
2012. — С. 173-179 с.
10. Афанасьева, Н.А. Экономика железнодорожного транспорта: метод. указания к
практическим занятиям/ Н.А. Афанасьева, Л.И. Чернышова. — Екатеринбург: УрГУПС,
2011. — 52 с.
11. Чарноцкая, Л.П. Железная дорога от А до Я. / Л.П. Чарноцкая. — М: Транспорт,
1990. —205 с.
12. Роль математики в современном мире [интернет ресурс: http://works.doklad.ru]
13. Роль математики в современном мире [интернет ресурс: http://posobie.mii.narod.ru]
14. https://promresgroup.ru/service/zheleznodorozhnye-professii


Наверх

Безопасность на железнодорожном транспорте

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
О профилактике детского травматизма на ж_д.eml (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».