ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК А
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа,
социальногуманитарной направленности «Юный пожарный» составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
На изучение данной программы выделяется 360 учебных часов, продолжительностью
40 минут. В неделю общая продолжительность занятий составит 5 часов. Программа «Юный
пожарный» предназначена для обучения детей 12-16 лет. Срок реализации программы – 2
года.
Борьба с огнем требует от человека больших усилий. Поэтому в работе по
противопожарной безопасности особое внимание следует уделять воспитанию морально –
психологических качеств воспитанников, необходимых для подготовки пожарных.
Стремление решить обозначенные проблемы стало основанием для разработки
образовательной программы для дополнительного образования «Юный пожарный.
История пожарного дела знает многие печальные примеры пожаров в школах, имевших
своим последствием гибель большого количества учащихся, преимущественно детей
младшего школьного возраста. Опасность пожаров является вполне реальной для школы и в
настоящее время, а поэтому остается далеко не безразличный вопрос о том, как бороться с
этой опасностью и её жестокими последствиями. Это является актуальностью программы.
Педагогическая целесообразность создания образовательной программы «Юный
пожарный» заключается в ознакомление учащихся с организацией системы профилактической
работы по пожарной безопасности в жизнедеятельности человека.
Учащиеся получают необходимые знания по правилам пожарной безопасности в жилых
зданиях, летних лагерях, школах, сельской местности. Изучают первичные средства
пожаротушения, умение работать с огнетушителем при возникновении пожара (практическая
часть), действовать на пожарно-прикладной полосе. Получают знания по оказанию первой
медицинской помощи пострадавшим на пожаре. Изучают знаки пожарной безопасности,
знакомятся с пожарной техникой, пожаротехническим вооружением, средствами связи,
системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
Кроме того, программа предусматривает усвоение «методики подготовки и проведения
массовых мероприятий по предупреждению и профилактике пожаров» среди дошкольников,
младших школьников, подростков и населения.
Знания, навыки и умения юные пожарные могут проверить и применять при проведении
рейдов по выявлению и устранению нарушений противопожарного режима в школе, в походе,
при проведении новогодних елок, бесед с дошкольниками, с младшими школьниками, в
викторинах и эстафетах, в соревнованиях юных пожарных, экскурсиях, противопожарных
конкурсах.
Новизна образовательной программы состоит в том, что изучение правил пожарной
безопасности школьников предлагается в рамках дополнительного образования, что
существенно расширяет возможности воспитания у подрастающего поколения военно2
патриотических качеств личности. Образовательными потребностями родителей учащихся
Муйского района, для которых на первом месте стоит личностное развитие ребенка, его
творческого потенциала, возможности реализовать свои способности и возможности.
Особенностью образовательной программы «Юные пожарные» является выделение
ценностных ориентиров:
Ценность гражданской позиции, как умение противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах
своих возможностей;
Ценность доброжелательности, как доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
Ценность семьи, как основополагающей в нравственном содержании и смысле
поступков, как собственных, так и окружающих людей;
Ценность личности, как самосовершенствование, самообразование и самовоспитание,
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов
познания и творчества.
Цель образовательной программы «Юный пожарный» является
формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального,
духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего
поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов
безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для
осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных
заведениях МЧС России.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской
ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению
трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической
культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин,
конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками
пожарной охраны.
Программа «Юный пожарный» предназначена для учащихся среднего и старшего
школьного возраста (12 – 16 лет) и рассчитана на 1 год обучения.
В творческое объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.
Учащиеся организуются в учебную группу постоянного состава в количестве 15 человек.
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 3 академических часа.
На занятиях используются индивидуальные и групповые формы работы. Структура
каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач.
3
Программа предусматривает такие методы и формы работы, которые дают возможность
воспитанникам максимально проявлять свою активность в решении задач данной области,
развивают их эмоциональное восприятие, знания, умения, навыки.
Кроме занятий, бесед, проводится тестирование, обучающие игры, соревнования среди юных
пожарных, решение ситуационных задач и агитационная деятельность.
А так же, являются обязательными практические занятия, проводимые совместно с МЧС
Муйского района, пожарной частью, государственным пожарным надзором п. Таксимо и
района, по изучаемым темам, экскурсии в пожарную часть, в музей пожарного дела,
спортивные тренировки по пожарно-прикладному спорту.
В результате прохождения программного материала учащиеся,
как правило
знают:
1. Основные причины пожаров в жилом доме.
2. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5. Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
7. Действий при возникновении пожара;
8. История становления пожарного дела;
умеют:
Пользоваться спичками.
Эвакуироваться из здания школы.
Пользоваться всеми видами огнетушителей.
Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных
во время пожара.
соблюдению правил пожарной безопасности.
оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных
работ;
оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры
к тушению пожара;
пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными кранами,
системами пожарной автоматики;
владеют:
первичные средства пожаротушения и их возможности;
боевую работу пожарных подразделений;
за нарушения правил пожарной безопасности
требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях;
Оценка эффективности усвоения программы обучения проводится на основании
участия детей в районных, областных соревнованиях, массовых мероприятиях, рейдов и акций
пропагандирующих безопасность жизнедеятельности.
Навыки усвоения программного материала выявляются в процессе практической работы.
Показатели и критерии качества усвоения программного материала представлены в
приложении.
Проверка знаний и умений учащихся осуществляется с помощью разработанной системы
тестовых, практических заданий, опросов, проверочных работ. Предполагаемая система
4
заданий направлена также на формирование у учащихся положительной мотивации к
обучению на основе адекватной самооценки полученных результатов.
Вся система проверочных заданий направлена не только на выявление степени усвоения
детьми программного материала, а так же на формирование у воспитанников положительной
мотивации к обучению, возможности самостоятельно оценивать результативность как свою,
так и других. Все проверочные задания могут использоваться как для итогового тестирования,
так и на промежуточном уровне. Это позволяет своевременно диагностировать затруднения в
процессе освоения учебного материала.
Процесс обучения ведётся совместно с представителями пожарной части, работниками
пожарного надзора.
Учебно- тематический план (108 часов)
№
Название темы
Количество часов
всего
теория
практика
І раздел
Становление пожарного дела и история пожарной охраны и добровольного пожарного
общества (7 часов)
1.1 Вводное занятие. Инструктаж по техники
1
1
безопасности.
1.2
Образование Дружин юных пожарных в СССР
Почетная профессия «Пожарный»
1
1
1.3
Положение о ДЮП – цели, задачи, права и
обязанности членов дружины
1
1
1.4
История развития пожарной охраны в Древнем
Риме История развития пожарной охраны в
Древней Руси
1
1
1.5
История пожарной охраны в Республике
Бурятия, Муйского района, пожарной части №
52 п. Таксимо. Экскурсия в пожарную часть №
52 п. Таксимо
3
1
2
Итого по разделу
7
5
2
1
1
2
1
1
2
1
1
ІІ раздел
Профилактика пожаров (8 часов)
2.1. Основные правила пожарной безопасности.
2
Последствия пожаров
2.2. Действия при пожаре в квартире, подъезде,
соседней квартире. Пожар автомобиля, в
гараже, на балконе
2.3
Лесные пожары. Молния защита.
5
2.4
Способы прекращения пожаров.
Противопожарный режим в школе
2
1
1
8
Раздел III Аварийные ситуации (3 часов)
3.1. Особенности современного жилища.
1
4
4
3.2. Чрезвычайные ситуации в быту: поражение
токам, утечка газа, разрушение
1
1
3
Раздел IV Огнетушители (10 часов)
4.1. Первичные средства пожаротушения.
3
2
1
1
2
4.2. Виды огнетушителей. Их применение.
3
1
2
4.3. Правила пользования внутренним пожарным
краном
2
1
1
4.4. Заправка и правила пользование
огнетушителем
2
1
1
4
6
Итого по разделу
2
Итого по разделу
Итого по разделу:
10
V Раздел
Люди огненной профессии (14 часов)
5.1. Профессия «пожарный»
1
1
1
5.2
Опасность огненной профессии. Служба “01”.
2
1
1
5.3
Боевая одежда пожарного
6
2
4
5.4
Спасательные узлы в работе пожарных
3
1
2
5.5
Автотехника МЧС
2
1
1
14
6
VI раздел
Доврачебная медицинская подготовка (10 часов)
6.1. Поражение токам. Оказание первой помощи.
2
1
8
6.2. Ожоги. Виды ожогов. Оказание первой
помощи.
3
1
2
6.3. Обморожение. Оказание первой помощи.
2
1
1
5.6
Итого по разделу
1
6
6.4. Оказание первой помощи при отравлении
угарным газом
Итого по разделу
7.1
3
1
2
10
4
6
4
12
VII раздел
Пожарно-прикладной спорт (56часов)
Преодоление полосы с препятствиями;
16
7.2. Боевое развертывание пожарного рукава
16
4
12
7.3. Пожарная эстафета
20
2
18
Итоговое занятие
4
1
3
Итого по разделу
Итого по плану
56
108
11
36
45
72
7.4
Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Становление пожарного дела. (7 часов)
Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных
государственных мер по борьбе с пожарами. История создания противопожарной службы.
Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части,
государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За
отвагу” , “ За спасение погибавших”. Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента
РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. Экскурсия в пожарную часть, районную
пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных.
Практическое занятие: знакомство с работой и деятельностью работников пожарной
части. Экскурсия по пожарной части.
Тема 2. Профилактика пожаров (8 часов)
Неосторожное обращение с огнем – причина возникновения пожара. Анализ
возникновения пожаров. Неосторожное обращение с огнем при курении, пользовании
приборами освещения с открытым пламенем. Небрежность при курении. Нарушение правил
пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов. Неисправность
электропроводки или нарушения правил эксплуатации электросети. Нарушение правил
пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов.
Практическое занятие: решение ситуационных задач по теме способы прекращения
пожаров.
Тема 3. Аварийные ситуации (3 часа)
Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств,
направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия.
Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств
пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и автоматические средства
противопожарной
защиты.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для
отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных
нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих
7
жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых и т.д.
Практическое занятие: обсуждение по теме правила поведения на пожаре.
Тема 4. Огнетушители (10 часов)
Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения
пожаров. История возникновения и развития огнетушащих средств. Классификация
огнетушителей, область их применения.
Практическое занятие: Тренинги по освоению навыков использования различных средств
пожарного тушения в быту, школе и т.д.
Тема 5. Люди огненной профессии (14 часов)
Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на
помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с
пожарно-техническим вооружением и знакомство с пожарной автотехникой. Государственная
противопожарная служба. Структура. Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Боевая
одежда пожарного. Средства спасения при работе пожарного.
Практическое занятие: одевание одежды пожарного и вязка спасательных узлов на время.
Тема 6. Доврачебная медицинская подготовка (10 часов)
Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи в аварийных ситуациях. Степени
пожаров оказания помощи при ожогах. Отравления продуктами горения, оказание первой
доврачебной помощи.
Практическое занятие: тренинги по освоению приемов по оказанию первой доврачебной
помощи при ожогах
Тема 7. Пожарно-прикладной спорт (56 часов)
Практическое занятие: Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и
нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия: преодоление полосы с
препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж; пожарная эстафета; двоеборье;
боевое развертывание пожарного рукава
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
по окончании обучения учащиеся
будут знать:
Историю пожарной части, МЧС;
Материалы и инструменты, для пушения пожаров;
Материалы и инструменты, используемые при тушении пожаров;
.
будут уметь:
Пользоваться спичками.
Эвакуироваться из здания школы.
Пользоваться всеми видами огнетушителей.
Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных
во время пожара.
соблюдению правил пожарной безопасности.
оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных
работ;
8
оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры
к тушению пожара;
пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными кранами,
системами пожарной автоматики;
владеют:
первичные средства пожаротушения и их возможности;
боевую работу пожарных подразделений;
за нарушения правил пожарной безопасности
требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях;
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- положительно относиться к учению;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда своих товарищей;
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- с помощью педагога учиться определять и формулировать цель деятельности на
занятии;
- учиться проговаривать последовательность действий;
- с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания
материалов и инструментов;
- выполнять контроль точности изготовления деталей с помощью шаблонов.
Познавательные:
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: образы объектов
природы и окружающего мира, декоративно-художественные особенности предлагаемых
изделий;
- с помощью педагога анализировать задание, отличать новое от уже известного;
- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии;
- пользоваться памятками;
- преобразовывать устную (текстовую) информацию в другую форму: изделие,
художественный образ.
Коммуникативные:
- учиться слушать и слышать педагога и товарищей, совместно обсуждать
предложенную ими проблему.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарный учебный график
01.09.2025г. - Начало учебного года.
27.05.2026 г. – Окончание обучения.
Продолжительность учебного года: 36 учебных недель.
Продолжительность теоретических занятий: 40 минут.
9
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение. Для реализации программы необходим
дополнительного образования, владеющий знаниями по пожарной безопасности.
педагог
Материально-техническое обеспечение программы:
Для успешной реализации программы необходимо следующее
1. Оборудование:
- Огнетушители;
- Боевая форма пожарного;
2. Учебная мебель.
3. Дидактический материал для индивидуальной работы ребенка.
4.
Учебно-наглядные пособия.
Занятия должны проводиться в хорошо освещенном помещении, где у каждого
ребенка есть свое рабочее место, необходимый материал и инструменты для работы.
Информационно-методическое:
Для эффективной организации занятий применяются разнообразные дидактические
и методические материалы:
конспекты занятий,
пособия,
Формы аттестации
В процессе освоения программы для отслеживания качества знаний проводится
текущий и промежуточный контроль. Текущий контроль осуществляется по окончании
изучения каждого раздела, промежуточный - декабрь, май.
Диагностика качества образования осуществляется дифференцированным методом,
применяются различные формы:
выполнение задания по образцу;
работа по схемам;
творческие проекты;
конкурсы, соревнования;
теоретические тесты, и др.
В течение учебного года в обязательном порядке проводится инструктаж по технике
безопасности: в начале года – первичный, в середине – повторный, в течение года –
текущий.
-
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика результатов образовательной деятельности. Срез творческих и
эстетических знаний и умений.
Фамил
ия, имя
обучае
мого
Организ
ация
рабочег
о места
Умение
пользоватьс
я
инструмент
ами
и
приспособл
ениями
Знание
Базовых
форм и
условны
х
обозначе
ний
Владение
Разнообраз
ными
приемами
Овладение
основными
навыками
работы
Умение.
Пользоват
ься
инструмен
тами
Проявлен
ие
творчеств
а
и
фантазии
в
создании
работ
Стремлен
ие
к
совершенс
тву
и
законченн
ости
в
работе
Систем
а
оценок
:
уровен
ь
низкий
,
10
уровен
ь
средни
й,
уровен
ь
высоки
й
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка
_____________________________________________________________________
Возраст_________________________________________________________ _____
Вид и название детского
объединения__________________________________________________________
Ф.И.О. педагога_______________________________________________________
Дата начала
наблюдения__________________________________________________________Балл
ы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
Проявление творческих способностей
1. Участие в проведении праздников, концертов
2. Участие в конкурсах
3.Работа по образц у.
4.Работа с внесением изменений.
5.Работа над своим вариантом.
6.Конструирование.
7.Владение техникой.
8. Придумывание композиций.
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.
ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПО УРОВНЯМ
Оценка результатов по уровням:
Низкий уровень – 1б, 2б.
Средний уровень – 3б, 4б.
Высокий уровень – 5б.
Уровни показатели
год обучения
Н
С
В
1.Участие в проведении праздников, концертов.
2. Участие в конкурсах.
11
3.Работа по образцу;
4.Работа с внесением изменений;
5.Работа над своим вариантом.
6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию;
7.Владение техникой.
8. Придумывание композиций.
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.
Средний процент
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета результатов интеллектуальных умений(в баллах, соответствующих степени
выраженности измеряемого результата)
Фамилия, имя ребенка______________________
Возраст__________________________________
Вид и название детского объединения________
Ф.И.О. педагога___________________________
Дата начала наблюдения____________________
Баллы: Не умею или умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
№п/п
Сроки диагностики
Уровень
Показатели
1.
Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее
интересным
2.
Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь
успеха
3.
Ответственно относиться к выполнению различных поручений на
занятии
4.
Выполнять индивидуальные задания на занятии
5.
Выполнять задания вне занятий, т.е. дома.
6.
Организовывать работу других на занятии
7.
Помогать другим обучающимся по заданию педагога.
12
Список литературы:
1.
Бариев, Э.Р. Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций //
Словарь терминов и определений / Э.Р. Бариев. – Волгоград: Учитель, 2016. – 200 с.
2.
Басаков, М.И. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций [Текст] // Пособие
для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. – М.: Просвещение, 2017. – 135 с.
3.
Радзиевский, С.И. Безопасность жизнедеятельности // Учебное пособие [Текст] / С.И.
Радзиевский. – Севастополь: РИБЭСТ, 2015. - 268 с.
ГОСТ 12.1.004 - 91 Пожарная безопасность. Общие требования, М., 1992.- 64с.
4.
5.
Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии Текст /
В.М. Астапов. - М.: Просвещение, 2017.
Журнал «Библиотека инженера по охране труда», №11, 2016.
6.
Как вести себя при пожаре в детском саду или школе // Азбука безопасности. – 2015. –
7.
№3.
8.
Кто в пожаре виноват: книжка – раскраска. – Новосибирск: ПИРАНТ, 2016.
9.
Горбунова Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград, 2018.
10.
Учебное пособие – "Безопасность жизнедеятельности и экстремальная медицина в
практике персонала первого контакта".авторы: Марченко Д.В., Ермаков А.Р., Иркутск:
ВСИ МВД РФ - 2017 год.
11.
Ю. П. Засядько– Волгоград: Экстремум, 2010.- 96с.- (Поурочные планы).
12.
Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»:
5\9 классы: 2-ое изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.- 80с.: ил.- (Библиотека учителя)
13.
Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5 – 11 классах (игры,
тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») [Текст]/авторы – сост. О.В. Павлова,
Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2016.- 110с.- (В помощь классному руководителю).
Ресурсы интернета по обучению детей пожарной безопасности
Официальный сайт МЧС России, сайт детской безопасности СПАС-ЭКСТРИМ
http://www.forest.ru
www.fireman.kz/mero_id_2.php
www.1september.ru
http://electrikpro.ru
13