Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6.
Список Литературы
2
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Анимация» (далее Программа)
реализуется
в
соответствии
нормативно-правовыми
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ»
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г.
№ ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий»
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
Устав учреждения утв. Приказом МОиН РБ от 03.12.2014 г.№2046.
Положение об электронном журнале и Положение об организации
образовательного процесса с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ) утв. Приказом
директора ГАУ ДО РБ «РЦХТТ «Созвездие» от 31.08.2020 г. № 88-П.
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы от 30.08.2023 г.
3
Актуальность, педагогическая целесообразность:
Мультипликация – довольно сложный и многоструктурный процесс. Он
объединяет в себе несколько видов искусства и технического творчества. В
этом заключается одна из самых главных педагогических ценностей
мультипликации – в возможности комплексного развивающего обучения детей.
С раннего детства ребенок вовлечен в мир экранного искусства, что формирует
его мировоззрение и познавательные интересы. А включение ребенка
непосредственно в процесс создания мультипликационных фильмов позволяет
развивать творческие, интеллектуальные способности, элементарные
технические навыки. Мультипликационная деятельность позволяет сегодня
эффективно решать задачи медиаграмотности детей. Наиболее эффективно эта
задача решается в ситуации, когда ребёнок является не просто потребителем, но
и сам принимает участие в формировании медиасреды. В младшем школьном
возрасте дети с интересом вовлекаются в медиапроцессы через создание
мультипликации.
Освоение образовательной программы «Анимация» позволяет учащимся
погрузиться в симбиоз технического и экранного творчества. При таком
подходе у учащихся развиваются навыки использования компьютерных
технологий, происходит приобщение к культуре, в том числе к культуре
родного края. Мультипликационные фильмы играют немаловажную роль в
формировании морально-этических норм ребёнка. Вовлечение ребёнка в
процесс создания мультфильма усиливает этот эффект.
Вид программы : Модифицированная программа.
За основу для данной программы взята программа «Анимация от «А» до
«Я» мультимедийное образование для самых маленьких» авторства Нагибиной
Маргариты Ивановны, Заслуженного учителя РФ, руководителя «Образцового
детского коллектива» Школа анимации МОУ ДО Центр анимационного
творчества «Перспектива».
Программа модифицирована с учётом различия возраста обучающихся,
сроками реализации программы с авторскими нововведениями.
Уровень сложности программы - базовый.
Направленность программы – техническая.
Образовательная программа «Анимация» нацелена на формирование
базовых технических компетенций через работу с фотооборудованием,
4
использованием компьютерных программ для съемки и монтажа. В силу
специфики процессов создания мультфильма одновременно с развитием
технического мышления формируется художественно-эстетический вкус,
закладывается основа для образно-эмоционального восприятия экранного
искусства, происходит приобщение к литературе, формируются духовнонравственные ценности.
Адресат программы: Программа рассчитана на учеников младшего
школьного возраста.
Набор учеников проходит во 2 и 3 классах (7-10 лет).
Младший школьный возраст является
чрезвычайно
важным
для
социального и психологического благополучия ребенка.
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является
учебная
деятельность,
которая
носит
обязательный,
целенаправленный,
общественно значимый и систематический характер. Игра продолжает
занимать важное место в жизни ребенка, но не является главенствующей.
Специфика учения – в присвоении научных знаний. Основную часть
содержания учебной деятельности составляют научные понятия, законы, общие
способы
решения
практических
задач.
Учебная
деятельность
будет
осуществляться на протяжении всех лет обучения в школе, но только сейчас,
когда она складывается и формируется, она является ведущей.
Форма обучения: Занятия могут проводиться как в очной, так и в
дистанционной форме в зависимости от эпидемиологических условий.
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий:
Форма проведения занятий - очная; групповая (занятия проводятся в группе
численностью до 10 человек).
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по три занятия одно занятие
40 минут и обязательный 10-минутный перерыв.
5
1.2.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель программы
- создание условий для развития творческих
способностей и начальных технических навыков у детей младшего школьного
возраста посредством организации занятий по мультипликации.
Задачи:
Образовательные:
ознакомиться со способами организации и поиска информации об истории
анимации и мультипликации, способах создания анимации и профессиях,
связанных с мультипликацией;
овладеть умением работать с различными видами информации (в том
числе текстовой, графической, звуковой, видеоинформацией) в процессе
формирования навыков работы с цифровым фотоаппаратом и
видеокамерой;
освоить инструментальные компьютерные среды для работы с
информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными
изображениями, сочетаниями различных видов информации в одном
информационном объекте);
создать завершенные групповые творческие проекты с использованием
освоенных инструментальных компьютерных сред (создать минимультфильм, видеоклип, анимационную работу и т.п.).
Развивающие:
воспитать ценностные основы информационной культуры, уважительного
отношения к авторским правам;
практически применить сотрудничество в коллективной информационной
деятельности;
развивать интеллектуальные, коммуникативные способности личности;
воспитать позитивное восприятие компьютера как помощника в учёбе, как
инструмента творчества, самовыражения и развития;
формировать понимания необходимости оценки и самооценки выполненной
работы по предложенным критериям;
сформировать широкую мотивационную основу творческой деятельности,
включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
6
Воспитательные:
воспитать у ребят установки на позитивную социальную деятельность в
информационном обществе;
воспитать у детей стремления выразить свои творческие способности в
мультипликации, фото и видеосъёмке;
воспитать самостоятельность при выполнении заданий;
воспитать аккуратности и собранности при работе с техникой.
Планируемые результаты реализации программы
Предметные:
• обучение технике безопасности и приемам работы с оборудованием и
приспособлениями для съемочного процесса;
• обучающиеся должны знать виды мультфильмов (по жанру, по метражу,
по технике исполнения);
• знать этапы создания мультфильма;
• научаться передавать движения фигур человека и животных, других
персонажей мультфильма;
Метапредметные:
• обучающиеся научаться изготавливать персонажей мультфильмов из
разных материалов (пластилина, бумаги и т.п.);
• обучающиеся должны знать различные виды декоративного творчества в
анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы);
• развитие мотивации к мультимедийному творчеству;
Личностные:
• воспитание доброго отношения друг к другу с положительным настроем
на занятия, создание комфортной образовательной среды;
• формирование,
самостоятельности,
ответственности,
активности,
аккуратности в процессе работы;
• развитие интереса к экранному анимационному творчеству;
Тип занятий: комбинированный. Занятия имеют две части: теоретическую и
практическую. Основная задача теоретического раздела – узнать термины,
понять принцип работы.
Практическая часть нацелена на применение и, как следствие, усвоение
полученных в теории знаний.
Важной
составляющей
каждого
урока
является
самостоятельная
(индивидуальная и коллективная) работа учащихся.
7
Оценочные материалы и формы аттестации
Входная и заключительная диагностика проводятся (в начале и в конце
года).
- Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается
уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме собеседования и
выполнения практических заданий.
После
анализа результатов
первоначального контроля проводится корректировка тематических планов,
пересматриваются учебные задания, если это необходимо.
- Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его
проведения - определение уровня усвоения программы каждым учеником.
Формы проведения: опрос учащихся, выставка детских работ (персонажи,
декорации и т.д), показ мультипликационных видео.
-самостоятельные работы в различных техниках мультипликации;
Формы контроля:
-творческие задания;
-анкетирование;
-презентации творческих проектов;
-выпуск анимационных фильмов.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Анимация»
Базовый уровень
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1
Кол-во часов
Тема
Общее Теория
Вводное занятие. Знакомство
3
внутри группы. Инструктаж по 6
ТБ. Вводное тестовое задание.
2. История анимации
Прак
тика
Форма аттестации
и контроля
3
Беседа,
наблюдение,
анкетирование
Диагностические
игры
Тест
2.1
Как появилась анимация?
6
3
3
2.2
Техники анимации
9
3
6
3. Из чего состоит мультфильм?
3.1
Что такое сценарий?
12
3
9
Диагностические
игры
8
3.2
Понятия «кадр» и «монтаж»
12
6
6
Тест, кроссворды
4. Перекладная анимация
4.1
Техника «Перекладка»
30
9
21
Творческий показ,
защита творческих
работ, блиц опрос
5. Кукольная анимация
5.1
6
Техника «Кукольной анимации»
30
Итоговое занятие
3
Общее количество часов
108
6
24
3
30
Творческий показ,
защита творческих
работ, блиц опрос
Защита творческих
проектов
78
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА:
1.Вводный раздел.
Теория. Знакомство с учебной группой. Техника безопасности при
работе в классе. Введение в программу: содержание и порядок обучения.
Знакомство с планами на учебный год. Постановка целей и задач перед
учащимися.
2. История анимации
Тема 2.1. Как появилась анимация?
Теория. Знакомство детей с историей возникновения анимации. Первые
иллюзии движения, воспроизводившиеся еще в древнем Египте и древней
Греции. Устройство «волшебного фонаря» XIX века.
Практика. Просмотр и анализ первых мультфильмов.
Тема 2.2. Техники анимации
Теория. Кратко о техниках анимации (кукольная анимация, пластилиновая
анимация, силуэтная и коллажная анимация, компьютерная анимация,
электронная анимация, техника порошка, живописная анимация, флип буки).
Практика. Тест на знание техник. Сюжетное упражнение «Живой рисунок».
Дети рисуют под камерой по очереди, постепенно получая общий рисунок.
Производится покадровая съемка, например, появляется трава и постепенно
вырастает и расцветает цветок.
3. Из чего состоит мультфильм?
Тема 3.1. Что такое сценарий?
Теория. Сюжет фильма, поступки и характер героев.
Понятие о прямой последовательности событий. Непрямая последовательность
событий. Поступки и характер героев. Совершенствование навыков
восприятия.
9
Практика. Написание своего сценария.
Тема 3.2. Понятия «кадр» и «монтаж»
Теория. Первое представление о кадре. Кадр как часть пространства
(фотографический кадр). Работа с кадрирующей рамкой.
Просмотр мультфильма «Старая игрушка», реж. С. Самсонов
Первое представление о монтаже. Соединение кадров и рождение нового
смысла.
Практика. Сюжетное упражнение «Пластилиновые превращения». Каждый
ребенок лепит свою фигурку. Под камерой покадрово автор ломает свою
фигурку, превращая в кусок пластилина. Педагог использует «обратную
съемку» при монтаже, и дети видят, что фигурки сами появляются из куска
пластилина.
4. Перекладная анимация
Тема 4.1. Техника «Перекладка»
Теория. Перекладка – вид анимационной техники, созданный советским
мультипликатором Ф. Хитруком.
Просмотр, созданного в технике перекладка мультфильма "Ежик в Тумане"
режиссёра Юрия Норштейна.
Практика. Создание анимированных открыток в технике перекладка.
5. Кукольная анимация
Тема 5.1. Техника «Кукольной анимации»
Теория. Термин «Кукольная анимация», суть и особенности техники.
Подготовка к созданию мультфильма в технике кукольной анимации на основе
Бурятской народной сказки. (выбор сказки из предложенных)
Создание плана пошаговых действий для мультфильма. Обсуждение сценария,
декораций и героев.
-Знакомство с видами декораций. Продумывание декораций для мультфильма.
-Продумывание и зарисовка героев мультфильма.
Практика.
- Изготовление героев, декораций.
-Распределение ролей. Пробы чтения текста.
-Съёмка анимации
-Монтаж
-Озвучание
15.Итоговое занятие
Тема 15.1. Итоговый просмотр работ за всё время обучения.
2. Комплекс организационно - педагогических условий
10
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарно-тематический план
Кол-во лет
по
программе
Кол-во
часов в
неделю
Кол-во
часов в
месяц
Кол-во
часов за
год
1-й год
обучения
3
12
108
Кол-во часов
за весь
период
обучения
108
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Материально техническое обеспечение:
- Фотоаппарат;
- Мультимедийный проектор;
- Штатив;
- Компьютер;
- Световое оборудование;
- Фоны для съёмки;
- Реквизиты для съёмки;
- Канцелярские товары;
- Выход в интернет.
Информационное обеспечение:
Презентации, книги, фильмы и мультфильмы.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.
Формами аттестации являются: творческая работа на основе проекта,
показа коротких анимаций созданных в группе или индивидуально,
конкурсы, тестовые задания на основе пройденного теоретического
материала.
11
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Показатели качества
Методики
реализации ДООП
Уровень развития творческого
Методика «Креативность личности» Д.
потенциала учащихся
Джонсона
Уровень развития социального
Тест «Уровень социализации личности»
опыта учащихся
(версия Р.И.Мокшанцева)
Уровень сохранения и
«Организация и оценка
укрепления здоровья учащихся
здоровьесберегающей деятельности
образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких
Уровень теоретической
Разрабатываются ПДО самостоятельно
подготовки учащихся
Уровень удовлетворенности
Изучение удовлетворенности родителей
родителей предоставляемыми
работой образовательного учреждения
образовательными услугами
(методика Е.Н.Степановой)
Экспресс-опрос
Оценочные материалы
Практическая работа
Защита творческих проектов
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методы обучения:
●
Словесный
●
Наглядный
●
Объяснительно-иллюстративный
●
Метод самостоятельной работы
●
Дискуссионный
12
●
Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
●
Индивидуально-групповая
●
Групповая
●
●
Практическое занятие
Открытое занятие
●
Беседа
●
Выставка
●
Защита проекта
●
Презентация
●
Мастер-класс
Педагогические технологии:
●
Технология группового обучения
●
Технология коллективного взаимодействия
●
Технология дифференцированного обучения
●
Технология проблемного обучения
●
Технология дистанционного обучения
●
Технология исследовательской деятельности
●
Проектная технология
●
Здоровье сберегающая технология
Дидактические материалы:
●
Раздаточные материалы
●
Иллюстративные материалы
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
13
1. Нагибина М. Волшебная азбука. Анимация от А до Я. -М.: Перспектива,
2011. – 148 с
2. Пунько Н.П., Дунаевская О.П. «Секреты детской мультипликации:
перекладка». М., Издательство «Линка-ПРЕСС», 2017г.
3. Исторические корни волшебной сказки / Владимир Пропп. — СПб.
:Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. — 538 с.
4. Почивалов А. В. «Пластилиновый мультфильм своими руками».
Издательство «Эксмо», 2017 г.
5. Уильямс Р. «Аниматор. Набор для выживания. Секреты и методы
создания анимации, 3D-графики и компьютерных игр». Издательство
«Эксмо» 2019г. – 392с.
6. Уолтер Фостер «Основы анимации», учебное пособие. Издательство
«АСТ», 2003г. (электронная библиотека)
7. Анна Милборн Я рисую мультики. М.: Издательство «Росмэн», 2003г.
8. Психология
младшего
школьника
[Электронный
ресурс]
:
учебнометодическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е.
Водяха, С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018,
Режим доступа:
https://elar.uspu.ru/bitstream/ru-uspu/48239/1/uch00290.pdf
9. Век Анимации. Часть 1 | История мировой анимации[Электронный
ресурс] : Rutube. Режим доступа:
https://rutube.ru/video/57fe503964eadacc70ee3c13d3b43475/
10. Век Анимации. Часть 2 | История мировой анимации [Электронный
ресурс] : Rutube. Режим доступа:
https://rutube.ru/video/5bb7118b22cd5c684058b67a43bdd0c5/
14