1.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы
разработки ДООП:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в РФ».
•
Концепция развития дополнительного
Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р)
•
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов
Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533)
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи""
•
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)».
образования
детей
(Распоряжение
Актуальность программы
Актуальность данной программы – практическая заключается в формировании
обучающихся целостного представления о нашем крае – населении, природе, культурном,
духовном и материальном наследии народов, проживающих в республике Бурятия.
Одним из важнейших направлений программы «Брусничка» в деятельности воспитания
детей является духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание и социальная
адаптация подрастающего поколения.
Данная программа помогает ребёнку сохранить свою самобытность, приобрести развитое
самосознание, что возможно тогда, когда каждый обучающийся будет погружен в культуру
своего народа, познакомится с её духовным потенциалом и традициями.
Вид программы: Модифицированная программа
Направленность программы «Брусничка» художественной направленности.
Краеведение – мощное средство для осуществления связи маленького человека с жизнью.
Занимаясь краеведением, дети имеют возможность познакомиться с местными
достопримечательностями, природными ресурсами, фактами из истории и социальнокультурным устройством родного края. Большую связь краеведение имеет и с экологией, т.к. оно
позволяет обучающимся активно включиться в работу по её охране и преобразованию. Изучение
своей местности помогает развивать самостоятельность обучающихся, открывает возможность
активного включения в общественно полезный труд. Краеведение создаёт условия для
исследовательской деятельности обучающимся.
Волонтерская деятельность по защите окружающей среды помогает детям принять участие в
разнообразных акциях по привлечению внимания общества к экологическим проблемам,
требующим решения. Волонтеры оказывают помощь в распространении информации по
различным экологическим проектам. Это рассказ о современных технологиях, проведение
лекций, позволяющих без больших затрат сделать свой быт и свое рабочее место экологичнее.
Среди активных видов волонтерской деятельности можно назвать экологические инспекции:
2
выявление незаконных рубок деревьев и кустов, несанкционированных свалок мусора и др.
Волонтеры не только оказывают посильную помощь в сохранении природного и культурного
богатства нашего края, но и в буквальном смысле, поближе знакомятся с многими памятниками
природы, и культуры, приобщаются к культурному наследию.
Отличительные особенности программы
Программа ориентирована на активное вовлечение обучающихся в волонтёрское
движение. Проведение волонтерских, добровольческих, благотворительных акций,
экологических десантов. Проведение акций памяти на памятнике первопроходцам БАМа на оз.
Баранчеевское и у стелы Победы в ВОв.
Содержание программы «Мой край родной» включает исторические сведения Республики
Бурятия, Муйского района, Байкало-амурской магистрали (бурятский участок БАМа).
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, географией,
литературой, декоративно-прикладным искусством.
Адресат программы: программа рассчитана на коллективную работу с разновозрастными
учащимися от 6-14 лет. Набор детей в объединение – свободный, без предварительного отбора.
Срок и объемы освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения предполагает 144 часа
Во время карантина предусмотрена дистанционная форма с применением образовательных
технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17, п.2.).
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий составлен в
соответствии с Положением о режиме занятий, разработанным МБО ДО УЦ «Учебный центр»
1 год обучения -2 занятия в неделю по 2 академических часа, на базе ТСОШ № 3
Форма обучения: очная- групповая.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в группах. Количество обучающихся в группе 10-15 человек. В
соответствии с учебным планом объединение сформировано из групп, обучающихся одного
возраста; состав группы – постоянный.
Основные формы обучения: очная, занятие-игра, поход, экскурсия, экологическая акция,
уличная акция, волонтерские акции, выставки, праздники, ярмарки и т.д.
Особенности организации образовательной деятельности: группа разновозрастная
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для становления позитивно направленной, толерантной,
созидающей личности ребёнка, способной к саморазвитию, посредством приобщения его к
краеведческой и волонтёрской деятельности.
Задачи:
Личностные:
- воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к
памятникам истории и культуры поселка, района, республики;
- формирование личности ребенка, способной к социальной адаптации во взрослом мире,
умеющей ориентироваться в обществе;
- воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей Муйского района
и традициями Бурятской культуры, чувство гордости за культурное наследие родного
края;
- формировать толерантное отношение к людям разных национальностей, через знакомство
с их историей родного края (культурой, традициями, обычаями.) Метапредметные:
- Вызвать интерес, положительное отношение к изучению истории родной республики;
3
- развивать внимание, память, воображение, творческое мышление, мелкую моторику рук.
Образовательные:
- расширить представления о родном крае, истории Республики Бурятия, БАМа, Муйского
района; Бурятской и эвенкийской культурах; а также природных достояний Бурятии
(памятники, дома, техника, и озера Байкал);
- знакомство с флорой и фауной Бурятии и красной книгой;
- знакомство с символикой района и Бурятии, республики, БАМа;
- изучить особенности растительного и животного мира Муйского района; - вызывать
интерес к произведениям местных поэтов, художников.
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами
(ножницы, карандаш, краски, клей) и приспособлениями при обработке различных
материалов (бумага, картон).
1.3. Содержание программы
«Мой край родной»
Учебный план
Таблица 1.3.1
1 год обучения
№
№
1
2
Количество часов
Название блока, модуля
Вводное
занятие
по
безопасности, гигиене, ПДД.
Организационное занятие.
технике
Модуль 1
«История родного края»
Модуль 2
4
«Изучение Природа Родного края»
Модуль 3
5 «БАМ история и повседневность.
Изучение БАМа»
Модуль 4
«Изучение национальной Бурятской
6
Культуры, культуры малых народов»
3
Модуль 6
7 «Природа- наш дом»
Формы
аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
2
1
1
2
1
1
Опрос.
38
10
28
Наблюдение, опрос.
32
12
20
Беседа, опрос,
выставка.
26
10
16
22
10
12
Опрос.
Беседа, практическое
задание.
Беседа, практическое
задание.
22
10
12
Тестирование.
ВСЕГО
144
54
90
4
№
п/п
1
Раздел
Вводное занятие
Теория
Практика
Беседа о занятиях в объединении, правилах поведения,
гигиены.
Инструктажи по технике безопасности и ПДД.
Знакомство с расписанием, формами занятий, планами
на учебный год.
Модуль 1. «История родного края».
Знакомство детей с историей и культурой родного
края.
История Муйского района.
Что изучает краеведение. Какое бывает краеведение
(историческое, этнографическое и т.д.). Источники
краеведческих знаний.
История изучения края.
Тренинг по правилам ДД, гигиены, безопасности в
учреждении.
Краеведение – всестороннее изучение родного края,
знание о своих родных местах. Какие места люди
называют своей Родиной. Понятие Родина, малая
родина, родной край, район, область. Символы
государства (герб, флаг, гимн) Символ России –
берёза.
Дать детям представление о столице Бурятии –
городе Улан-Удэ; подвести к пониманию, такое
столица; вызвать интерес к главному городу нашей
республики, чувство восхищения и гордость красотой
столицы Бурятии - УланУдэ; познакомить с историческим прошлым города.
Рисунок «С чего начинается Родина».
2
Организационное занятие.
3
4
Изучение истории образования
Муйского района «Край суровый, но
прекрасный…»
Что такое «краеведение»?
5
Россия - наша Родина.
6
Бурятия – столица Улан – Удэ. История
города.
7
Основание посёлка Таксимо - Муйского Познакомить с историей возникновения посёлка
Таксимо о достопримечательностях родного поселка.
района. История БАМа.
С первыми поселения в Муйской долине были
основаны поселенцами - якутами в 1863 году.
Легендарная Байкало – Амурская магистраль.
Создание рисунков «Муйская долина».
9
Мая малая Родина –Таксимо.
Творческое задание: сочинение сказки о появлении
города.
Посёлок, в котором живем. Происхождение названия
города. Исторические корни. Легенды и предания.
Вводная (первичная) диагностика данных
обучающегося
Игра: «Знаешь литы свой край?»
Рисование дерева. Загадки, пословицы о природе.
Рассматривание иллюстраций, альбомов об УланУдэ. Чтение стихов и рассказов.
5
10
Таксимо на карте России.
11
Основатель посёлка Таксимо.
12
13
Таксимо сегодня. Посёлки Муйского
района.
Родное Таксимо.
14
«История Бурятии»
15
Я в этом посёлке живу, я этот посёлок
знаю. Экскурсия по Таксимо.
16
Посвящение в волонтёры.
Краеведческий отряд «Исток».
Понятие область, регион, республика.
Знакомство с картой, история образования.
Посёлок Таксимо был основан в 1910 году, первым
жителем стал И. А. Баранчеев, ссыльный из Москвы.
Название населённого пункта происходит от
эвенкийского «сосновый бор» или «ещё чаша» (по
форме окружающего рельефа).
Вовлечение детей для совместной работы по
изучению родного края.
От временного поселка до Старого Таксимо. В 1910
году на берегу реки Муи поставил первый дом
ссыльный москвич Иван Баранчеев. В 1920 году из
Бодайбо пришла на берег Муи семья Сухановых. К
приходу строителей деревня насчитывала около 20
домов, жило в ней всего 3 семьи.
К началу 1981 года в Таксимо проживало 3 тысячи
человек, к 1988 году поселок вырос в 1,5 раза, сейчас
поселок насчитывает 25 тысяч человек.
Творческая работа «Загадочный мир названий».
Легенды и предания.
Рисунки нашего посёлка Таксимо (природу).
История Бурятии — один из наиболее красивых
регионов Восточной Сибири, поражающий
удивительным разнообразием природы, органично
сочетающей величие и мощь Байкала, бескрайние
таёжные пространства, полноводные реки и
заснеженные вершины Саянских горных хребтов. С
древнейших времён на территории современной
Бурятии жили разные племена и народы.
Беседы,
презентации,
исследований и подготовка
работ.
Игра «Улицы, районы посёлка
Таксимо», рисунки «Мой поселок».
Район, в котором я живу. Составление рассказов по
теме.
Экскурсии (виртуальная) по посёлку Таксимо.
проведение
творческих
Проведение
мини–экскурсий
объединения «Мой родной край».
Создание благоприятного эмоционального настроя на
участие в волонтёрской деятельности.
учащимися
Мероприятие «Посвящение в волонтёры».
Модуль 2. «Изучение Природа Родного края».
6
1
Берёза пушистая или белая.
С давних времен берёза считается символом России.
Разве можно представить себе русское поле без
одиноко стоящей белой берёзы? А русский лес без
светлой берёзовой рощи? А русскую баню без
берёзового веника? Берёза стала символом России
благодаря одному человеку. Речь идёт о поэте С.А.
Есенине. В его стихотворениях береза стала символом
родного дома, малой родины, русской глубинки.
Берёза – компонент типичного русского пейзажа.
Особую силу эти символы приобрели в кругу русской
эмиграции, представители которой, читая стихи С.А.
Есенина, испытывали особую тоску по покинутой
России...
Нас очень заинтересовало это дерево «Берёза –
любимое дерево русского народа» и это дерево растёт
в посёлке Таксимо.
Рисунок «Белая берёза»
2
Черёмуха душистая.
Воспитывать эстетически-нравственное отношение к
природе через изображение её образа в собственном
творчестве; расширять знания и представления детей
об окружающем мире, познакомить с внешним видом
дикорастущей черемухи, её цветущих веток.
Рисунок «Черёмуха в цвету»
3
Пихта сибирская
Игра “Кто самый внимательный?”
4
Яблонька сибирская
5
Клюква болотная.
Знакомство детей с природой родного края;
формирование представления о тайге - самом
обширном лесе Сибири. Расширить знания детей о
хвойных растениях.
Расширять представления детей о яблоньке
сибирской,
условиях
их
выращивания,
воспитывать бережное отношение к природе.
Ознакомление с целебными свойствами
клюквы.
страшны – с клюквой ягодой дружны»
Рисунок «Яблочко».
Рисунок «Клюквы», игра «Нам болезни не
7
6
Сосна обыкновенная.
Познакомить детей с характерными признаками
хвойных растений (внешний вид, особенности
строения хвоинок, шишек), их ролью в жизни леса и
человека. Сформировать умение детей
классифицировать хвойные деревья по определенным
признакам.
А сейчас давайте с вами поиграем. Я буду называть
хвойные деревья, а вы будете показывать на
пальцах, по сколько хвоинок растет на ветке в
пучке. Готовы? Давайте встанем, приготовили руки,
и будьте внимательны. (педагог перечисляет
названия хвойных растений, дети показывают на
пальцах сколько хвоинок растёт с одной почки.)
Сейчас вы получите инструктивные карточки, ваша
задача определить, с какого дерева шишка.
Соедините шишки и названия деревьев.
Поменяйтесь карточками. Проверьте, как ваш сосед
справился с заданием, оцените его работу. (ответы
детей) Я предлагаю вам ещё одну игру. (По
кабинету развешены иллюстрации хвойных
деревьев) Я буду называть различные предметы, а
вы должны найти дерево, из которого эти предметы
изготавливают.
Начинаем.
7
Смородина дикуша.
Нарисовать ягодные кустарники.
8
Растения в красной книге.
9
Звери Муйского леса.
Ягодная культура; представитель рода Смородина
семейства Крыжовниковые. В народе растение
частенько называют охотой или алданским
виноградом. В природе рассматриваемая
разновидность смородины встречается на Дальнем
Востоке и Сибири. Типичные места произрастания –
берега рек, речные долины, заливные поймы и лесные
зоны.
Знакомить детей с Красной книгой, растениями,
занесенными в нее.
Закреплять знания о цветах, правилах поведения в
природе
Природа. Какое значение имеет для
Игра «Садовник», игра «Какие бывают цветы». (с
мячом).
Игра «Путешествие на лесную опушку»
человека лес? это дом для животных; защитник
воздуха, водоёмов, почв; место отдыха человека; это
витамины (ягоды), грибы, лекарственные растения.
древесина.
8
10
Птицы нашего края.
Углубление знаний о птицах нашего края – Бурятии и Подвижная игра «Совушка- сова»
Муйского района. Воспитание бережного отношения к
природе нашего края, любознательности. Развитие
познавательной активности детей.
11
Охрана природы.
«Лесная поляна»
На вашем столе лежит рисунок. Ваша задача на
этом рисунке отыскать все ошибки, которые
указывают на нанесенный ущерб природе.
12
Красная книга Бурятии.
Охранять и любить природу, воспитывать бережное
отношение к растениям и животным, дать
представления о том, что растения и животные
нуждаются в охране и защите, познакомить с
растениями и животными, которые занесены в
Красную Книгу.
Познакомить учащихся с разными изданиями
“Красной Книги Бурятии”, литературой о редких
растениях Мукйского района Республики Бурятия,
визуально познакомить детей с некоторыми красно
книжными растениями и животными Бурятии.
13
«Наш край» (аппликация, лепка
животных).
Содержание работы включает в себя: изучение
исторического прошлого Бурятии и Муйского района;
знакомство с природой; знакомство с животными.
Коллективная работа (коллаж) «Наш край»
Сочинение загадок о животных и сказок. Теория: а
девизом этого занятия будут слова: «Загадка не
отгадывается сама – Надо попробовать силу ума!»
(на доске). II. Развитие умений - Само название
жанра
«загадка»
происходит
от
слова
древнерусского слова «гадати» - думать,
рассуждать... ... Потому они придумали
тайный язык, зашифровывали название животных
и растений. Согласитесь, трудно рассчитывать на
удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о
ваших охотничьих затеях. Домашний скот
переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а
лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать
их ярости. ... В сказках волк – не иначе как
“серый”, лиса – Патрикеевна, медведь –
Косолапый.
Практика: Загадывание загадок.
Рисунки о животных в Красной книге.
9
Что такое экология.
Что такое экология? Экология – наука о доме. А
нашим домом является. планета Земля. Это наука
непростая.
Под экологическим образованием подразумевается
непрерывный процесс обучения, воспитания и
развития ребёнка, направленный на формирование
экологической культуры, которая проявляется в
эмоционально – положительном отношении к
природе, своему здоровью. Главной задачей
современной экологии является развитие теории
взаимодействия природы и
общества. ... Занятия, проводимые на природе –
экскурсии, прогулки – очень полезны и необходимы
для детей. Свежий воздух, лесные запахи, красота
окружающей природы оказывает благотворное
воздействие на здоровье детей. Прежде, чем
рассказать детям об экологии, надо сначала
поговорить с ними о природе. Природа - это солнце,
звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери,
бабочки... ... Но природа - это не беспорядочный
набор живых и неживых предметов и явлений.
Природа - это единый дом, в котором все нужны друг
другу: от огромного Солнца до самой маленькой
мошки. А экология - это наука о законах жизни
природы. В переводе с греческого языка это слово
означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть
экология - наука о доме. Главный закон экологии все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки,
ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и
кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.
Презентация-игра «В гости к лесовичку». Рисуем
природу Муйской долины.
Модуль 3. «БАМ история и повседневность. Изучение БАМа».
10
1
История поселка, БАМа, символика.
Из истории БайкалоАмурской железнодорожной магистрали. Из
прошлого в будущее. ... БАМ продолжает строиться,
БАМ работает. Растут города, поселки,
промышленные предприятия. На значительном
протяжении трассы идет грузовое и пассажирское.
Просмотр видеофильма «БАМ».
2
Достопримечательности поселка
Таксимо.
Природа и достопримечательности своего края.
Познакомить с природой родного края, с
достопримечательностями Таксимо.
Книжка-раскладушка на тему «Самые интересные
уголки нашего района». Сбор материала на тему
«Достопримечательности поселка Таксимо»
3
Обычаи, традиции, праздники.
Познакомить детей с древней культурой и обычаями
бурятского народа. Каждый народ имеет свою
историю, свои обычаи. Должен знать национальные
традиции и обычаи, и передавать из поколения в
поколение. Чем богаче наша духовность, тем
мощнее наша Государство. Жилище, национальная
одежда Бурят.
Аппликация «Женский национальный бурятский
костюм» и «Бурятские мотивы».
4
Выставка рисунков «Мой любимый
край».
Выставка рисунков «Мой любимый край» очень
важно с раннего детства прививать детям любовь к
своей малой Родине. Как красив и богат наш родной
край! Сколько в нём интересного, любимого, милого
нашему сердцу. Свою любовь к родному краю ребята
выражают в своих творческих работах.
Изображение природы «Мой любимый край» в
разное время года. Авторам рисунков описать
свою композицию и рассказать, что они увидели.
1
Модуль 4. «Изучение национальной Бурятской Культуры, культуры малых народов.»
Обычаи и праздники бурят. Буряты — самый большой Игра «Угадай и
Обычаи, традиции бурят, праздники.
по численности коренной народ
«Рукавичку гнать».
Сибири, их почти полмиллиона на человек. Живут
они на самом юге Сибири — в
назови»,
Подвижная
игра:
11
Республике Бурятия, в Иркутской и Читинской
областях. Буряты говорят на одном из монгольских
языков, они смуглые, широколицые, с раскосыми
глазами. Предки бурятбыли скотоводами, пасли
лошадей, овец, коз, коров, верблюдов, жили в юртах,
питались мясом и молочными продуктами.
Монотонную жизнь скотоводов прерывали только
праздники. Их было немного, но участвовали в них все
— старики, взрослые, дети. Новый год (Сагаалган).
Главный праздник зимы.
2
Жилище, национальная одежда.
Помочь детям понять духовную культуру народов
Плоскостная фигура девочки с набором одежды,
Сибири – бурятов. Формировать представления об
бумажные формы дэгэла, на каждого ребенка,
обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять
разных цветов, пластилин
знания о жилище, священных животных, орнаменте,
играх бурятов. Воспитывать уважение к культурам
других народов. Воспитывать желание закончить
начатое дело до конца. Воспитывать любовь к родному
краю.
3
Обычаи и традиции, праздники.
Жизнь и обычаи эвенков. Мы живём вокруг
слайды «Кто они?».
Байкала. В Иркутской области живет примерно 1 400
человек. Традиционное занятие — охота и
оленеводство Традиционная кухня — северная,
содержащая много мяса, рыбы и оленьего молока.
Деликатесное блюдо — дуктэми, подаваемое по
торжественным случаям, содержит не только мясо
рыбы, но и костную муку. ... Детям говорили: "Не
играй огнем, иначе огонь может рассердиться и сделать
так, что ты постоянно будешь мочиться «Свою старую
одежду, вещи нельзя выбрасывать и оставлять на земле,
а надо уничтожить вещи путем сжигания. Если не
соблюдать этих правил, то человек всегда будет
слышать плач своих вещей и одежды
12
4
Жилище, национальная одежда.
1 Природа – наш дом.
2
Я – эколог.
3
Я – эколог.
4 Обобщающий раздел «Аптечный
огород»
Просмотр презентации «Жизнь и обычаи
эвенков». Мы живём вокруг
Байкала. Эвенкийские загадки.
Модуль 5. «Природа – наш дом»
Аппликация «Козлик».
Природа в вопросах и ответах в поселке Таксимо
Конкурсно – познавательная программа «Природа –
наш дом». Игровая программа.
Экологическая этика. Понятие «зелёный потребитель». Деловая игра «Экологические проблемы».
Апсайтлинг – новая жизнь старых вещей. Апсайтлинг в Экологическая мастерская: изготовление творческих
декоративно – прикладном творчестве.
работ с использованием бытового мусора в
различных техниках и стилях.
Аптечный огород. Участок цветоводства.
Высадка рассады цветочных культур на
клумбы.
13
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
75
Продолжительность каникул
0
Даты начала и окончания учебного года
с 1.09.2025 по 27.05.2026
Сроки промежуточной аттестации
24.10.2025, 26.12.2025,
27.04.2026,24.04.2026
Сроки итоговой аттестации (при наличии)
27.05.2026.
2.2. Условия реализации программы
Планируемые результаты:
К концу1 года обучения необходимо: Знать:
-
Название поселка, района, республики, страны;
символику района, республики, страны;
-
знаменитых и интересных людей поселка Таксимо;
значимые исторические события поселка, БАМа, знать достопримечательности, памятные
места Таксимо;
-
животный, растительный мир Муйского района;
бурятские и эвенкийские народные традиции;
-
Уметь:
-
активно участвовать в работе по краеведению;
рисовать животный и растительный мир района;
из природного материала создавать поделки, композиции.
Приобрести навык:
бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению
исторической памяти.
компетенции и личностные качества:
-
Уметь работать в коллективе;
- чувства ответственности за коллективное дело;
- коллективной творческой деятельности; процессе общения друг с другом.
Воспитание усердия;
- трудолюбия;
-
толерантных отношений;
доброжелательности и милосердия;
воспитание трудолюбия; - духовной культуры;
патриотизма через познание родного края и приобретение навыков сбережения природных
богатств и культурного наследия;
14
- толерантности;
- национального самосознания.
Развитие чувства ответственности,
- товарищества;
- самостоятельности;
- активности;
- аккуратности;
- творческих способностей.
личностные, метапредметные и предметные:
- владеть средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками
(коммуникативные результаты);
- управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных
представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по
правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (регулятивные
результаты).
К концу 2 года обучения необходимо:
Знать:
- нормативно – правовую основу волонтёрской деятельности;
- формы и направления волонтёрской деятельности в России;
- формы и профилактики и пропаганда ЗОЖ;
- историю Муского района, его происхождение, географическое положение, историю символики;
- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира; - историю
семьи;
- название улиц;
- памятники поселка, природные заповедные места;
- крупные промышленные предприятия в поселке;
- особенности труда людей наиболее распространенных профессий; Уметь:
- через агитацию вовлечь в активную волонтёрскую деятельность своих сверстников;
-принимать активное участие в планирование, организации и проведении мероприятий;
- использовать различные формы мероприятий на практике;
- проводить анализ мероприятия и работу над ошибками;
- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;
- работать в семейных архивах;
- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;
- оформлять материалы, создавать экспозиции;
- проводить поисково – исследовательскую деятельность под руководством руководителя
объединения;
- посещать музеи и другие культурные учреждения поселка; Приобрести навык:
- бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению
исторической памяти.
компетенции и личностные качества:
• Уметь работать в коллективе;
15
- чувства ответственности за коллективное дело; процессе общения друг с другом.
-
коллективной творческой деятельности; -
• Воспитание усердия;
трудолюбия;
толерантных отношений;
доброжелательности и милосердия;
воспитание трудолюбия; - духовной культуры;
патриотизма через познание родного края и приобретение навыков сбережения природных
богатств и культурного наследия;
толерантности;
национального самосознания.
Развитие чувства ответственности,
- товарищества;
- самостоятельности;
- активности;
- аккуратности;
- творческих способностей.
личностные, метапредметные и предметные:
- владеть средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками
(коммуникативные результаты);
- управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных
представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по
правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (регулятивные
результаты).
К концу 3 года обучения необходимо:
Знать:
- систему основных экологических понятий, - основные методики экологических исследований, основы учении я о популяциях растений и животных.
Уметь:
- необходимыми приемами по ведению экологического мониторинга,
- уметь проводить простейшие экологические наблюдения в окружающей среде,
- владеть приемами по гербаризации растений и энтомологическим сборам,
- уметь проводить геоботанические исследования фитоценоза,
- применять полученные в ходе занятий знания при проведении полевых исследований,
- логично и популярно защищать результаты своей работы по проектам.
Приобрести навык:
- бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению
исторической памяти.
компетенции и личностные качества:
Уметь работать в коллективе;
16
- чувства ответственности за коллективное дело;
- коллективной творческой деятельности; процессе общения друг с другом.
-
Воспитание усердия;
трудолюбия;
толерантных отношений;
доброжелательности и милосердия;
воспитание трудолюбия; - духовной культуры;
патриотизма через познание родного края и приобретение навыков сбережения природных
богатств и культурного наследия;
толерантности;
национального самосознания.
Развитие чувства ответственности,
- товарищества;
- самостоятельности;
- активности;
- аккуратности;
- творческих способностей.
личностные, метапредметные и предметные:
- владеть средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками
(коммуникативные результаты);
- управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных
представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по
правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (регулятивные
результаты)
Условия реализации программы
Занятия по программе «Брусничка» проходят на базе школ
Материально-техническое обеспечение:
•
•
•
•
ноутбук, компьютер
тематические иллюстрации (природа Бурятии, Муйского района, животный и растительный
мир Бурятии)
фото (природа Бурятии, Муйского района, животный и растительный мир Бурятии)
образцы изделий (готовые рисунки, аппликации, поделки)
•
•
•
схемы, шаблоны (для изготовления аппликаций)
клей
ножницы
• карандаш краски кисти.
Информационное обеспечение:
• интернет источники сайт http://www.ulan-ude-eg.ru/,http://www.admmsk.ru/,http://muzeyrb.ru/
• презентации по всем темам.
Кадровое обеспечение:
- Педагог дополнительного образования (руководитель объединения);
- Методист образовательного учреждения;
17
Для реализации программы необходимо привлечение специалистов, способных эффективно, на
уровне современных требований решать задачи развития волонтёрства в Муйском районе,
привлечение работников социальной службы, сотрудников полиции.
Формы аттестации
Освоение образовательной программы «Брусничка» сопровождается текущим контролем
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся. Согласно Положению о
формах, периодичности, порядке текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся, разработанным МБО ДО УЦ «Учебный центр».
Основные формы контроля результатов обучения в объединении «Брусничка» - проводятся
опрос, беседа, викторины, оценочные материалы, тест «на выявление экологических знаний», тест
«Символы России», тест «Я в этом посёлке живу, я этот посёлок знаю», текущий контроль со
стороны педагога, выставка в группе.
На определенных этапах развития используются промежуточные формы контроля: открытое
тематическое занятие, с приглашением других педагогов и представителей администрации.
Сроки проведения итоговой аттестации: 1-е полугодие - декабрь; 2-е полугодие - апрель май.
Формы проведения итоговой аттестации
- контрольные занятия;
- задания практического характера; - творческие отчёты.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: выставки готовых
работ, грамоты за участие и победы в конкурсах и выставках различных уровней, дипломы,
свидетельства (сертификаты); журнал посещаемости, портфолио педагога, фотоматериалы с
выставок и воспитательных мероприятий.
Художественные работы могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Формы
предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка готовых работ,
диагностические карты по итогам проведения психолого-педагогической диагностики, итоговый
отчёт, портфолио, конкурсы, открытые занятия, праздники художественного творчества.
Оценочные материалы
С целью выявления уровней результативности освоения программы разработана следующая
диагностика по 3-м уровням:
• стартовый–(ознакомительный) – предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предполагаемого для освоения содержания Программы;
• базовый – (общекультурный) – предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления
Программы;
• творческий–(углублённый) – предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам в рамках
содержательно-тематического направления Программы. Также предполагает углубленное изучение
содержание Программы и доступ к профессиональным знаниям в рамках содержательно
тематического направления Программы.
18
Уровень
Специфика целеполагания
Прогнозируемые результаты
1.Стартовый
(ознакомительный)
-формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании,
формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также организация свободного
времени ребёнка;
-мотивация
личности
к
познанию,
творчеству, труду, искусству.
-освоение образовательной
программы
-переход на базовый уровень
не менее 25% обучающихся
2. «Базовый»
(общекультурный)
-обеспечение прав ребёнка на развитие,
личностное самоопределение и
самореализацию;
-обеспечение социальной адаптации к
жизни в обществе;
-выявление и поддержка, проявивших
выдающиеся способности;
-выявление и развитие у обучающихся
творческих
способностей и
исследовательской деятельности.
-освоение образовательной
программы;
-участие в муниципальных и
районных мероприятиях не
менее 50%
обучающихся;
- включение в число призёров
мероприятий не менее 5%
обучающихся; -переход на
углублённый уровень не менее
25% обучающихся.
3.
«Творческий» -обеспечение условий для доступа, каждого
обучающегося к мировым
(углублённый)
знаниям и технологиям;
-повышение
конкурентоспособности
выпускников на основе высокого уровня
полученного
образования,
сформированных личностных качеств и
социально значимых компетенций;
-обеспечение
профессиональной
- освоение образовательной
программы, стремление к
получению дополнительных
знаний;
-участие
в
муниципальных,
районных,
республиканских,
всероссийских
мероприятиях не менее 80%
ориентации.
обучающихся;
-включение
в
число
победителей
и
призёров
мероприятий не менее 50%
обучающихся.
Оценка знаний и умений деятельности обучающихся проводится на каждом занятии. Работа
на занятиях оценивается по следующим критериям: старание, аккуратность, темп, ритм, применение
знаний и навыков в работе, качество индивидуальных работ, отношения и поведение в коллективе.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков, обучающихся осуществляется в
несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
1. Входящий (стартовый) контроль.
Диагностика ЗУН, способностей детей на начальном этапе занятий (опросы, беседы с
детьми, родителями, учителями в общеобразовательной школе).
19
2. Промежуточный контроль.
Фронтальный опрос и
индивидуальная
беседа.
Выполнение
дифференцированных практических заданий различных уровней сложности. Умение слаженно
работать в коллективе. Решение ситуационных задач, направленное на проверку умений
использовать приобретенные знания на практике. Решение кроссвордов. Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно
прикладного творчества разного уровня. Работы обучающихся выставляются на выставках,
конкурсах разного уровня:
• Внутри объединения
• Среди объединений МБО ДО УЦ «Учебный центр»
• Поселковые
• Районные
• Республиканские, Всероссийские.
3. Итоговый контроль.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения по программе, а
также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по
единой предложенной схеме и творческой работы по собственным эскизам с использованием
различных материалов.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход обучающихся на III и
IVуровни освоения программы: самостоятельное творчество, участие в выставках, смотрах и
конкурсах различных уровней.
По мере изготовления игрушек, поделок, сувениров устраиваются просмотр и выставки
работ, где обучающимся предлагается самим анализировать и оценивать свою работу и работы
товарищей.
Динамика личностного развития и достижения обучающихся фиксируются педагогом в
комплексных таблицах «Психолого-педагогическая диагностика» по итогам полугодий.
Диагностика результативности ЗУН
Уровень качества
теоретических знаний
Уровень умений
применять знания
Уровень
форсированности
навыков
Уровень навыков
наставничества
Диагностика устойчивости интереса
На занятие ходит с
желанием
Сохраняет интерес от начала до
конца занятия
Быстро включается в учебный
процесс
Диагностика психического развития
Уровень памяти
Уровень устойчивости внимания
Характеристика общения с ровесниками, педагогом, с семьёй
Открыт и общителен с
педагогом
Открыт и общителен с
товарищами
Стремление к
лидерству в группе
Сотворчество с семьёй,
дружба
20
Личностное развитие
Экологичность
мировоззрения
Духовное развитие,
доброжелательность
Трудолюбие
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очно Методы
обучения:
•
словесные;
•
наглядные;
•
практические;
•
репродуктивные;
•
частично-эвристические.
Формы организации образовательного процесса: групповая
Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, экскурсия, выставка,
праздник.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология интегрированного
обучения.
Алгоритм учебного занятия:
Структура занятия - занятие включает в себя три этапа: организация детей, основная часть
занятия и окончание занятия.
Организация детей:
•
Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки,
собранность внимания)
•
Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность,
сюрпризность, загадочность)
Основная часть занятия:
•
Организация детского внимания
•
Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и
совместное решение (3-5 мин)
•
Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения,
самостоятельная работа с дидактическим материалом). С перерывом в 5 минут, использую
пальчиковые игры, физминутки для глаз.
Окончание занятия:
•
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с
дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут
заниматься в следующий раз)
Дидактические материалы: раздаточные материалы (схемы или шаблоны для аппликации),
образцы изделий, набор карточек:
– памятки просмотра памятника культуры, посещении музея, выставки, участии в конкурсе,
проведении мастер – класса «Я умею…» и т. д., анкеты, тесты по темам программы.
Методическое обеспечение программы:
Нормативно правовая база образовательной программы «Брусничка»:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
21
3. Нормативно – правовые акты Правительство РФ, Министерства образования РФ,
Государственной думы и Правительства РФ по вопросам молодёжной политике.
4. Нормативные акты и документы Центра развития системы дополнительного образования
детей и профессионального образования РФ.
5. Конвекция ООН «О правах ребёнка».
6. Положение и акты, разработанные организацией дополнительного образования детей ДТД и
М «Радуга».
Научная, краеведческая, историческая литература:
1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение/ В. Н. Ашурков, Д. В. .Кацюба., Г.Н
Матюшкин–М.;Просвещение, 1980. – 340 с.
2. Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. - Новосибирск.1978. 3.
Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа. - Верхнеудинск. 1926
4. Вяткина В. Очерки культуры и быта бурят. – Л. 1969.
5. Ким И. Бурятская поэзия 20-х годов. – Улан-Удэ.1968.
6. Найдаков В.Ц, Заметки о современной бурятской литературе. – Улан-Удэ. 1962..
7. Соктоев А.Б. Хоца Намсараев. – Улан-Удэ.1971.
8. Уланов А. Бурятский героический эпос. – Улан-Удэ.1963.
9. Писатели Бурятии 20-21 века. Изд-во Бэлиг, 2008 год. Редкол-я: Намсараев С.Д.,
Уланов Э.А., Забадаев С.Г., Паликова А.К.
10.Л.Л.Абаев. Буряты Серия «Народы и культуры». Гл.9 - «Мифы, легенды и предания
бурят» (В.Ш.Гунгаров, Н.Л.Жуковская). М. Наука, 2004 г.
11. Верхотурова Г.А., Жерлов В.Ф. «Золотой край Бурятии», Улан-Удэ, 2001.
12.Кузнецов В. Я. (Северомуйск, Бурятия) ... «Юность ещё впереди», «Апрельские метели», «Время
Валентина Распутина», «Эпоха Александра Вампилова» (Иркутск, «Папирус», 2015-2017).
13.Верхотурова Г.А. «Золотой край Бурятии», Улан-Удэ, 2009.
14. Черноярова А.А. « Муйская долина ». – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд., 1966.
15. Черноярова А.А. «Север Бурятии». – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд., 1970
16. Колесникова О.А. «Первопроходцы Муйской долины», г. « Муйская новь», 2008.
17. М.Ф. Короткий. «Отчет о почвах Муйской долины», 1933.
Список литературы:
Для педагога:
1. Абраменко С.Ю. «Стройка ХХ века: БАМ», 2000.
2. «Витимские зори», «Муйская новь». Материалы районных газет разных лет.
3. Журналы «Северомуйские огни».
4. Лапахтина Т.Т. «Пусть Миру будет хорошо» /Сборник стихов и песен/. Улан-Удэ,
«Зебра», 2015.
5. Белоусов М.В. / БАМ до востребования… - Л.: Лениздат, 1981.
6. Лейссон Э.Л. / наш дом – БАМ. - Улан-Удэ. Бур. кн. изд-во, 1980.
7. Еремин В.А. «Праздники народов».
22
Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М: Пед.
общ. России, 2001.
9. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. М: Новая школа. 1994.
10. Булаев В.М. Энто-национальные особенности формирования населения Восточного
Забайкалья. — Улан-Удэ, 1998.
11. Ершов Б. А., Финкельштейн В. Б. Улан-Удэ и Улан-Удэнцы, Изд-во Студия – С, 2005.
12. По городам России – Научный мир, 2007.
13. Улан-Удэ. По городам России – Научный мир, 2007.
14. Карта Бурятии.
15. Фризер Я.Д. «Золотопромышленность в Баргузинском округе и ее нужды». – М., 1901.
16. Колесникова О.А. «Первопроходцы Муйской долины», г. « Муйская новь». 04.12.2000.
17. М.Ф. Короткий. «Отчет о почвах Муйской долины», 1933.
18. Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / [Т. П. Авдулова и др.]. –
Москва: Академия, 2014. – 329 с
19. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания. Воспитатика / И.З. Гликман. - М.:
Школьные технологии, 2018. - 320 c.
20. Дарижабон З. В. Организация краеведческой деятельности подростка как основы
социализации его личности [Электронный ресурс]/ З. В.Дарижабон.
– Режим
доступа:http://eaysyenqlishrtb.ucoz.ru (10.09.2019 г) 21. Дыбова Н. В. Формы и методы
обучения учащихся краеведению /Н. В. Дыбова.- Москва:
Академия, 2015. – 98 с.
22. Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения/П.В. Иванов. Петрозаводск, 2016. -34 с.
23. Котейко Т. В. Дидактические игры по краеведению [Электронный ресурс]/ Т. В. Котейко.
- Режим
доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/20/istoricheskoe_kraevedenie_metodiches
kie_rekomendatsii.doc (26.08. 2019)
24. Методика историко-краеведческой работы в школе /под ред.Н.С.Борисова. - М:
Просвещение. - 2014. – 101 с.
25. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М.
Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
8.
Для обучающихся:
1. Чуканов В.,Титов Ю. «Сказание о БАМе», альбом.
2. Черноярова А.А., «Муйская долина», Улан-Удэ,2001.
3. Черноярова А.А., «Север Бурятии», Улан-Удэ,1970.
4. Журавлев В.А. / Сказание о БАМе. Науч. ред. Ю.А.Соболев. - М.: Мысль, 1976 5. Итернет /
Легендарная Байкало-Амурская магистраль. История магистрали, htm.
6. Шлёнский В. / БАМ – стройка века: Вып.7. – М.: Современник, 1983.
7. Красная книга Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бур. Кн. издательство, 1988. – 416с 8. Красная
Книга Республики Бурятия. Ч.1. Растения. -2 изд., Новосибирск: Наука,2002. -340с.
9. Красная Книга Республики Бурятия. Ч.2. Животные. -2 изд., Новосиб.: Наука,2003. -356с.
10. Краснопевцева А.С. Редкие виды растений Кабанского района Республики Бурятия/
Справочник. Сост.: А. С. Краснопевцева, Е.Г.Мартусова, В.М. Краснопевцева. – Улан-Удэ:
Изд-во ОАО “Республиканская типография”,2003. – 64с., ил.
11. Республика Бурятия. Энциклопедический справочник. Гл. редактор М. А. Ильин. г. УланУдэ.
12. Бурятия. Презентационное издание. Книга первая.: Студия – С, 2007.
23
13. Эвенки Забайкальского Севера: Информационный этносоциальный сборник/Составители
Е.В.Василаки, М.С.Кутузов. Лит. ред. Е.Ф. Куренная. -Чита: Экспресс – издательство,2008.
_112с.: ил.
14. Культурное наследие бурят, эвенков и семейских. Предметы материальной и духовной
культуры из коллекций Этнографического музея народов Забайкалья (Республики Бурятия,
Россия). Редакторы О.А.Шагланова, Сиро Сасаки. 2018 г. 15. Бурятский народный костюм.
Улан- Удэ: Бурятское книжное издательство. В.Д.Бабуев.
1987г.
16. Материальная и духовная культура бурят. Улан- Удэ:Центр развития и сохранения
культурного наследия бурятии. Л.Л.Абаева, Н.Л.Жуковская.2004 г.
17. Буряты. Серия «Культуры и народы». Москва: Наука, 2004 г.
18. Съемные украшения народов Сибири// Украшения народов Сибири, с 12-120. Санкт –
Петербург: Музей антропологии и Этнографии имени Петра Великого. И.И. Соктоева. 2004 г.
19. Технологизация волонтерской работы в современных условиях.
Просвящение, Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.Киев,1993 г.
20. Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.:
национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
21. Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002.
22.Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских
исследований “Агирти”, 2005.
23. Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005.
Интернет ресурсы:
1.Электронные ресурсы:http://www.ulan-ude-eg.ru/,http://www.admmsk.ru/,http://muzeyrb.ru/
2. http://altairegion22.ru/territory/info/redbook/
3. Волонтёрское движение
4. Институт волонтёрства.
5. Отряд волонтерского движения htm.
6.Устав волонтера.
7. Волонтерский отряд «планета друзей».
8.Союз волонтерских организаций и движений.
9. Волонтерское движение Милосердие.
10.tvorcheskiy-proekt…ekologii…muyskoy…
11.Краеведение›…/poety-muyskoy-doliny
12./bogatstva-zemli-muyskoy
13.Книги, журналы, содержащие краеведческий материал.
14.Материалы периодических изданий «Муйская Новь», «Северо-Муйские Огни» Форум журнала:
http://smogni2008.rusff.r
24